Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Дмитриев Александр Геннадьевич

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока русского языка  по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой,  Л.Ю.Комиссаровой, З.И.Курцевой, О.В.Чиндиловой

                                                                                                  "Русский язык. 10 класс"

Тема: Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот.

Тип  урока:   урок    повторения  и    систематизации      изученного.

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные познавательные, соотносимые с развивающими познавательными УУД: перерабатывать (составлять план) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).

Линии развития: знания о языке как основа речевой деятельности, овладение орфографией и пунктуацией: различать причастия и прилагательные, определять разряд причастий, их морфологические признаки, находить в предложении и тексте причастные обороты, устно и графически обозначать условия постановки  знаков препинания.

Линии развития: умения разных видов устной и письменной речи: анализировать тексты, включающие причастные обороты, восстанавливать  текст с причастными оборотами, создавать свой текст, используя данные причастия и причастные обороты.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

I. Мотивационный этап.

Подведение учащихся к изучению темы.

Даны высказывания лингвистов с пропусками ключевых слов. Прочтите высказывания. Попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания. Какой части речи  посвящены фразы? Как вы догадались? 

"Часть речи, ..., в образе прилагательного." В.И. Даль (причастная глаголу)

"Сии ... имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе ... силу." М.В. Ломоносов (глагольные, имени и глагола)

" … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: …; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость … вялым оборотом." А.С. Пушкин (причастия)

Приём "Ромашка Блума":

1. Какие особенности причастия как части речи отражены в этих фразах?

2. Если я правильно вас поняла, то вы говорите о... (уточняющий вопрос при необходимости).

3. Почему именно на эти особенности причастия обращали внимание авторы высказываний?

4. Что изменилось бы в языке, если бы причастий не было?

5. Как вы относитесь к каждому из данных высказываний? Насколько точно они передают особенности причастия?

6. Зачем нам необходимо знать особенности причастий?

Познавательные УУД:

1. Построение логической цепи рассуждений.

2. Поиск и выделение необходимой информации.

3. Умение обосновывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

1. Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Формулирование и аргументация собственного мнения.

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

II. Актуализация знаний, фиксация затруднений.

Какие советы вы можете дать по различению причастий и других частей речи?

Запись  слов из упр.4 учебника. Задание к упражнению: определите, к каким частям речи относятся данные слова. Составьте словосочетания или предложения так, чтобы были видны смысловые различия этих частей речи.

Висячий - висящий, живущий - живучий, белейший - белеющий, промёрзший - промёрзлый, запотевший - запотелый.

Взаимопроверка.

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, делать выводы.

III. Включение учащихся в систему новых знаний. Формулирование темы урока, целеполагание, планирование деятельности.

Ученикам предлагается учебно-научный текст о причастии и причастном обороте. Используя предложенный учителем активный метод чтения, обучающиеся извлекают материал, необходимый для урока. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков "V", "+", "-", "? " (по мере чтения их ставят над информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации полях справа).

  Причастие считается словообразовательной калькой латинского participium, однако встречается в грамматике Иоанна Дамаскина. Поэтому, возможно, является старославянизмом, означающим сопричастность. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как к имени, так и глаголу.

 Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.

 Причастие - «гибридная» форма глагола (типа любящий, любимый), обладающая признаками прилагательного (изменяемость по родам, числам, падежам; наличие категории полноты ~ краткости; согласование с существительным; синтаксическая роль определения или именной части составного сказуемого) и глагола (категории вида, залога и времени, лексико-грамматические признаки переходности и возвратности; сохранение глагольного управления; ср.: любить детей -любящий детей, руководить заводом -руководящий заводом). Являясь атрибутивной формой глагола, причастие, подобно деепричастию, служит средством обозначения действия побочного, дополнительного по отношению к основному действию, названному предикативной формой глагола. Ср.: крестьянин работал и пел - оба действия представлены как равноправные; работавший крестьянин пел - центральное действие названо формой пел, а сопутствующее действие - формой работавший; певший крестьянин работал- центральное действие названо формой работал, а сопутствующее - формой певший.

От одного и того же глагола может быть образовано несколько грамматических типов причастий: действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени. Количество причастных форм у того или иного глагола зависит от его грамматических характеристик - вида и переходности ~ непереходности. От переходных глаголов несовершенного вида могут образовываться действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени: читать - читающий, читавший, читаемый, читанный, а от переходных глаголов совершенного вида - действительные и страдательные причастия только прошедшего времени: прочитать - прочитавший, прочитанный; от непереходных глаголов несовершенного вида - действительные причастия настоящего и прошедшего времени: выходить -выходящий, выходивший, а от непере-ходных глаголов совершенного вида - только действительные причастия прошедшего времени: выйти - вышедший.

  Причастный оборот — это причастие с подчинёнными ему словоформами. В предложении причастный оборот чаще всего выступает в функции определения. Эта маленькая речь Базарова, напоминавшая его прежние "выходки", привела Василия Ивановича в умиление. (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)

 Выделение причастных оборотов запятыми (обособление) определяется тремя основными правилами:

1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется. На капителях колонн и в лабиринтах исполинской люстры, свисающей с почерневшего потолка, шуршали нетопыри и летучие собаки.(А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)

2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).У машины был усталый, запыленный вид, ветровое стекло было заляпано разбившейся о него вдребезги мошкарой. (А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)

3.Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

• причастный оборот относится к личному местоимению;

• причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);

• причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

 (По материалам пособия Касаткина Л.Л. и др."Краткий справочник по современному русскому языку", под ред. П.А.Леканта и портала bitClass.ru).

  • Сформулируйте тему урока (что будем повторять).
  • Определите его цель, составьте план (можно вопросный).

Примерный вариант плана (фиксируется на доске).

  • Что такое причастие?
  • Какие бывают причастия и как они образуются?
  • Какие признаки есть у причастия?
  • Что такое причастный оборот? и т.д.
  • Каковы правила обособления причастного оборота?

-        Что нужно помнить, чтобы избежать ошибок в употреблении    причастий   и   причастных    оборотов

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из источников

IV. Повторение, закрепление, обобщение и систематизация изученного материала.

1. Вопросы для повторения, зафиксированные в плане урока на доске (работа в парах).

2. Составление схем-опор и кластеров (в группах):

1-2я группы: признаки причастия (глагола и прилагательного).

3-4я группы: знаки препинания при причастном обороте.

Самопроверка

    1-я схема:

2-я схема:

3. Выявление изобразительно-выразительных функций причастных оборотов.

Наблюдение. Упр.1. Прочитайте предложения. Сравните их по структуре (включая и порядок слов), по смыслу и интонации. В  каких случаях выделенные слова обладают большей выразительностью? Чем это можно объяснить?    

1.Свежий ветер ворвался                                    1.        Свежий ветер ворвался

в открытое настежь окно.                                   в окно, открытое настежь.

2.Омытые весенним                                            2.        Деревья, омытые весенним 

дождём деревья блестели                                      дождём, блестели на солнце.

на солнце.

3.С самого утра наплывающие                         3.Небо совсем затянули

на город тучи совсем                                           тучи, с самого утра наплываю-

затянули небо.                                                щие на город.

4.Дождь лил стеной                                            4.        Дождь лил стеной много

много дней и вышедшая                                   дней, и река, вышедшая из

из берегов река                                                        берегов, затопила округу.

затопила округу.

 

Познавательные УУД

1. Конструировать, моделировать, представлять модели объектов в знаково-символической форме.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять взаимодействие в группах, договариваться о совместной деятельности.

3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.

V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

1. Выполнение упражнений.

а) Проверим умение правильно использовать причастия и причастные обороты в речи. Исправь ошибки, докажи верность суждений.

  • Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно, жизнью продолжительной, исполненной той последовательности, недостающей самому автору.
  • Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.
  • Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленный в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом.
  • Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

 б) Показатель грамотности человека - умение использовать различные языковые средства. Как мы убедились, выполнив предыдущее упражнение, обычно трудности возникают при использовании причастий и причастных оборотов. Прочитайте текст и попробуйте восстановить пропущенные части предложений. Помните о грамотности оформления причастных оборотов. Работаем в парах.

Упр. 3 – клоуз-текст.  

 Предварительно составляется алгоритм работы:

    1. Нахожу причастие.

    2.Ищу для него главное слово – определяемое слово.

    3.Определяю часть речи главного слова.

    4.Смотрю, есть ли зависимые слова (причастный оборот).

    5.Определяю место главного слова и причастного оборота (если главное     слово - местоимение – ставлю запятую).

Причастный оборот после определяемого слова – ставлю запятую (запятые).

Причастный оборот перед определяемым словом – не ставлю запятую.

Проверка с помощью интерактивной доски (слайд).

Наш эшелон ... из товарных теплушек проплутал около недели по  ... пространствам России и февральской вьюжной ночью нашёл себе пристанище в серпуховском тупике. В последний раз вдоль состава пробежал морозный звон буферов будто в поезде везли битую стеклянную посуду эшелон замер и стало слышно как в дощатую стенку вагона секло сухой снежной крупой.

 Нас выносили прямо в нижнем белье накрыв сверху одеялами складывали в грузовики гулко ... на ветру промёрзлым брезентом и увозили куда-то по тёмным ночным улицам. После серых блиндажей где от каждого вздрога земли сквозь накаты сыпался песок ... на зубах и винтовочных затворах после землисто-серого белья которое мы если выпадало затишье проваривали в бочках из- под солярки после слякотных дорог наступления и липкой хляби в ... сапогах после всего что там было эта госпитальная тишина и белизна показались нам чем-то неправдоподобным.

Мы заново приучались есть из тарелок держать в руках вилки удивлялись забытому вкусу белого хлеба привыкали к простыням и райской мягкости панцирных кроватей. Несмотря на раны первое время мы испытывали какую-то ...  умиротворённость.

(Собранный, заснеженным, хлопавшие, хрустевший,  непросыхающих, разнеженную)

  Перед вами тот же текст с синонимическими причастным оборотам конструкциями. Прочитайте. Как вы считаете, какой речи - книжной или разговорной - более свойственно употребление причастий и причастных оборотов? В каких случаях причастные обороты придают ей большую выразительность? Попробуйте выявить роль этих глагольных форм в реализации авторского замысла.

 Какие случаи синонимии форм причастий вы считаете актуальными для собственной речи?

Наш эшелон который состоял из товарных теплушек проплутал около недели по  заснеженным пространствам России и февральской вьюжной ночью нашёл себе пристанище в серпуховском тупике. В последний раз вдоль состава пробежал морозный звон буферов будто в поезде везли битую стеклянную посуду эшелон замер и стало слышно как в дощатую стенку вагона секло сухой снежной крупой.

 Нас выносили прямо в нижнем белье накрыв сверху одеялами складывали в грузовики, которые гулко хлопали на ветру промёрзлым брезентом и увозили куда-то по тёмным ночным улицам. После серых блиндажей где от каждого вздрога земли сквозь накаты сыпался песок, который скрипел на зубах и винтовочных затворах после землисто-серого белья которое мы если выпадало затишье проваривали в бочках из- под солярки после слякотных дорог наступления и липкой хляби в сапогах, которые не просыхали, после всего что там было эта госпитальная тишина и белизна показались нам чем-то неправдоподобным.

Мы заново приучались есть из тарелок держать в руках вилки удивлялись забытому вкусу белого хлеба привыкали к простыням и райской мягкости панцирных кроватей. Несмотря на раны первое время мы испытывали какую-то умиротворённость, которая нас разнеживала.

 Вернёмся к высказыванию А.С.Пушкина о причастии. Как вы его понимаете теперь?

Познавательные УУД

Владеть навыками отбора и систематизации информации.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать по заданным параметрам.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм)

Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей, гражданского самосознания.

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Осуществлять речевой самоконтроль.

VI. Итог урока.

Рефлексия, самооценка.

1.Рефлексия. Заполнение таблицы, имеющейся у каждого учащегося.

         Знаю, что...

          Знаю, как...

       Знаю, зачем...

...такое причастие и причастный оборот.

...находить причастие в предложении, отличать его от имени прилагательного, грамотно пунктуационно оформлять причастный оборот, уместно использовать в речи данную синтаксическую конструкцию.

...используются причастия и причастные обороты в научной и художественной речи.

2. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке при помощи алгоритма:

1.Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5. Как я себя оцениваю? Какая отметка отражает качество моей работы?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее      задание (дифференцирован-

ное)

1. Базовый уровень: упражнение №8. Воспользуйтесь сборниками упражнений, подберите предложения и тексты для практикума по пунктуации и попробуйте составить систему упражнений, с помощью которых вы сможете отработать трудные для себя случаи обособления причастий.

2. Повышенный уровень : вам даны причастные обороты и причастия, взятые из текста известного русского писателя. Попробуйте, используя эти языковые средства, составить собственный текст. Формы слов можно изменять. На следующем уроке мы сравним ваш текст с писательским вариантом.

Высоко стоявшие на небе, чуть брезжущем, слабо льющемся, тлеющего, задымившейся, зазеленевшимся, сверкающим, обагренным, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, обмытые утренней прохладой, погоняемый знакомыми мальчиками, отдохнувший.

Текст для сравнения.

 Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде... Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нем снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями... Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы... Слабое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту.

 Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось...

Я проворно встал и пошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня.

 Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...

                                                                                   (И.С.Тургенев "Бежин луг")

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка «НЕ с причастиями»

Предмет: русский языкКласс: 7Тип урока: усвоение новых знанийТема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.Цель урока: УУДЛичностные: развитие познавательной активности учеников; повышение инт...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...