Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc58.5 КБ
Office presentation icon sp_s_raznymi_vidami_svyazi.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Тема  урока: «Сложные предложения с разными видами связи».

Тип  урока: формирование  знаний, умений  и  навыков.

Форма  урока: урок – практикум.

    Цели  и  задачи  урока: знать, какие  предложения  называются  сложными  с разными видами синтаксической связи между частями: союзной и бессоюзной;   уметь: 1) находить    сложные  предложения  с  различными  видами  связи; 2) определять виды  синтаксической  связи  между  частями   сложного    предложения;  3) соотносить  указанные    сложные  предложения  с  данными  схемами;  4) составлять  схемы  указанных    сложных предложений; 5) правильно  расставлять необходимые знаки  препинания  между  частями  сложных  предложений  разных  типов; 5) правильно  использовать  сложные  предложения  в  своей  речи.

     Развивающая цель: развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей путём переноса знаний и умений о сложном предложении в новую ситуацию.

    Воспитывающая  цель: формирование  личности  учащихся  через  трудолюбие,  внимание  на  уроке,  воспитание  любви  к  родному  краю, природе, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.

    Ведущая  компетенция:  языковая (знание  учащимися  синтаксических  структур).

    Ведущий  принцип: доступность, научность.

    Оборудование урока: карточки-памятки, текст, презентация учащегося на тему: «Виды сложных предложений», учебник, схемы предложений, классная доска.

                                                           Ход урока:

1) Орфографическая пятиминутка. Списать с доски слова, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму «Не с разными частями речи»:   (не)лепый ответ, примеры (не)решены, вовсе (не)красиво, (не)высокое здание, (не) замеченный соседом, (не) замеченная ошибка) (не)кто в красном, (не)зная броду. Проверка по цепочке.

2) Слово учителя. Эпиграфом  к  нашему  уроку  я  взяла  слова  М.Горького, русского  писателя  ХХ  века: « Язык – это  оружие  литератора,  как  ружьё – солдата. Чем  лучше  оружие,  тем  сильнее  воин…». Отличительной чертой многих писателей является способность виртуозно пользоваться сложными предложениями, целыми синтаксическими конструкциями, которые помогают выразить сложные мысли, переживания о жизни человека, явлениях природы, выразить восторг, любовь, доброту к людям, счастье или негодование.

Вот как описывает свои переживания А. А. Ахматова:

                       Но тикают часы, весна сменяет

                       Одна другую, розовеет небо,

                       Меняются названья городов,

                       И нет уже свидетелей событий,

                       И не с кем плакать,

                       Не с кем вспоминать.

      Многие из вас тоже могут достичь таких высот владения языком. Этому нужно учиться. Сегодня мы с вами повторим то, что уже знаем о сложных предложениях и узнаем много нового о них.

3)    Вопросы для повторения.

1.     Какие предложения мы называем сложными?

2.     На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями?

3.     Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными?

4.     Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

5.     Какие сложные предложения называются бессоюзными?

      6.     Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

4). Уметь  соотносить  указанные  сложные  предложения  с  данными  схемами.

На доске  дан  текст.  Прочитайте  его,  озаглавьте,  определите  тему  текста,  стиль  и  тип  речи  (устно). Рядом  с  предложением  поставить  номер  той  схемы,  которая  относится  к  данному  предложению. Устно:  определить  вид  синтаксической  связи  в  сложных  предложениях.

1 – подчинительная  связь

2 – бессоюзная  связь

3 -   сочинительная

4 – бессоюзная

Тема  текста:  рассказывается  о  тундре  Кольского  полуострова.

Стиль  текста:  художественный.

Тип  речи:  описание.

                     Тундра  Кольского  полуострова.

1. Тундра  Кольского  полуострова – это  горы  или  возвышенности,  которые  заросли  ягельником  или  кустарником.  2. В данной   местности  ветер  дует почти  постоянно, он  разрушает  кору  деревьев.

3. Во второй  половине  мая   тундра   расцветает,  и   природа оживает.

4. Мы  видим:  тянутся  к  небу  зелёные  ростки.  

5.    Летом  тундра  красива  серебристыми  коврами  ягельников  и  водопадами:  на  Кольском  полуострове  нет  ни  одной  крупной  реки,  на  которой  не  шумел  бы  падун.

                 (Словарь  В.И.Даля. Падун –  паденье  реки,  низверженье  водопада. Ягель – олений мох беловатого цвета высотой до15 см. Олени находят его даже пол снегом.)

Ребята,  вы  ничего  не  заметили?  Правильно,    5 предложение  не  имеет  схемы.  Как  вы  думаете,  почему?

А  кто  из  вас  может  ответить  на  вопрос:  чем  отличается  предложение  под  № 5  от  предыдущих  предложений?  Правильно.  Оно  состоит  из  трёх  простых  предложений, между которыми  бессоюзная и подчинительная связь.

Такие предложения мы с вами ещё не изучали. Это и будет нашей сегодняшней темой урока. Запишите в тетрадях: «Предложения с разными видами связи». Мы научимся находить их в тексте, составлять схемы и правильно ставить знаки препинания.

1)  На доске ученик с помощью учителя чертит схему 5 предложения.

                          Закрепление.

А) составить схему на доске, определить виды связи:

 1)  Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит душу, которая наполняется счастьем.

 2)  Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом можно найти лесные цветы.

 3)  Когда рассвело, туман ещё не рассеялся; он был так густ, что в пяти метрах силуэт человека исчезал.

Б) Работа по карточке в группах:

           1)Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и дедушка начал читать им наставление о том, что нельзя класть палец щуке в рот.

             2) Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку

                3)Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет Божий мир..

              4) Древние говорили: надо стараться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде!

          5)  Нам нужны экономия и расчёт, но не будем экономны, когда речь идёт о чуткости и внимании друг к другу.

           6)  Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

                Оно вам не поможет вновь,

                И вы не смоете всей вашей черной кровью

                Поэта праведную кровь

                  7) Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя, и  горят трепетным оранжевым огнем клены, которые столпились на пригорке.

               

В)                               Знаки препинания.

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

1) С вёсел падали капли, и когда они падали в воду, то в месте их падения вспыхивали голубые пятна.

2) По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шёл третий час дня, было темно.

3)  Солнце взошло, и хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странно белесоватым.

Г)   Конструирование предложений по картине Левитана «Март».

     На картине Левитана изображён весенний месяц, но  если….,то…..

     На картине Левитана «Март» можно увидеть весенние приметы: …..,….., которые….

 Подведение  итогов. Выставление оценок. Что нового мы узнали сегодня о сложном предложении?  Какие  пунктуационные  правила  изучили?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я попробую…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Мне захотелось…

Домашнее   задание дифференцированное: Д/З:  § 18, упр. 248 или выписать  из  любых   художественных    произведений 5  сложных  предложений  с  различными  видами  связи.

1)Мальчики стали дёргать щуку за хвост и дедушка начал читать им наставление о том, что нельзя класть палец щуке в рот.

2) Стадо диких уток со свистом промчалось над нами и мы слышали как оно опустилось на реку.

 3)Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет Божий мир..

     

       

4) Древние говорили надо стараться добывать себе мирские блага чтобы помогать друзьям в нужде!

   

     

5)  Нам нужны экономия и расчёт но не будем экономны когда речь идёт о чуткости и внимании друг к другу.

6)  Тогда напрасно вы прибегнете к злословью

Оно вам не поможет вновь

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь

               

 

 7) Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя и  горят трепетным оранжевым огнем клены которые столпились на пригорке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Агафонова Е.Ю. Урок русского языка в 9 классе.

Слайд 2

Орфографическая пятиминутка. Списать с доски слова, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму «Не с разными частями речи». (Не)лепый ответ, примеры (не)решены, вовсе (не)красиво, (не)высокое здание, (не) замеченный соседом, (не) замеченная ошибка, (не)кто в красном, (не)зная броду.

Слайд 3

« Язык – это оружие литератора, как ружьё – солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин…». (М.Горький)

Слайд 4

Но тикают часы, весна сменяет Одна другую, розовеет небо, Меняются названья городов, И нет уже свидетелей событий, И не с кем плакать, Не с кем вспоминать. А. А. Ахматова:

Слайд 5

Вопросы для повторения. 1. Какие предложения мы называем сложными? 2. На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями? 3. Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными? 4. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях? 5. Какие сложные предложения называются бессоюзными? 6. Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

Слайд 6

1. Тундра Кольского полуострова – это горы или возвышенности, которые заросли ягельником или кустарником. 2. В данной местности ветер дует почти постоянно, он разрушает кору деревьев. 3. Во второй половине мая тундра расцветает, и природа оживает. 4. Мы видим: тянутся к небу зелёные ростки. 5. Летом тундра красива серебристыми коврами ягельников и водопадами: на Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун. (Словарь В.И.Даля. Падун – паденье реки, низверженье водопада. Ягель – олений мох беловатого цвета высотой до15 см. Олени находят его даже под снегом.) Прочитайте его, озаглавьте, определите тему текста, стиль и тип речи. Определите вид синтаксической связи в сложных предложениях (подчинительная связь, бессоюзная связь, сочинительная или бессоюзная)

Слайд 7

Тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи».

Слайд 8

Цели: Повторить материал по теме «Сложное предложение»; Познакомиться с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; Учиться расставлять знаки препинания в предложениях сложной конструкции.

Слайд 9

Прочитайте предложения, составьте схемы на доске, определить виды связи: 1) Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит душу, которая наполняется счастьем. 2) Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом можно найти лесные цветы. 3) Когда рассвело, туман ещё не рассеялся; он был так густ, что в пяти метрах силуэт человека исчезал.

Слайд 10

1) С вёсел падали капли, и когда они падали в воду, то в месте их падения вспыхивали голубые пятна. 2) По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шёл третий час дня, было темно. 3) Солнце взошло, и хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странно белесоватым.

Слайд 11

Исаак Ильич Левитан Конструирование предложений по картине Левитана «Март». На картине Левитана изображён весенний месяц, но если…., то….. На картине Левитана «Март» можно увидеть весенние приметы: …..,….., которые….

Слайд 12

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я попробую… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось… Д/З: § 18, упр. 248 или творческое задание (выписать из любых художественных произведений 5 сложных предложений с различными видами связи.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Данный урок знакомит учащихся 9 класса с темой "Сложные предложения с разными видами связи". Данный материал необходим для подготовки к ОГЭ по русскому языку, а именно: для выполнения задания 14. В пр...

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Материал урока к уроку русского языка подобран на основе сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова...

Готовимся к ОГЭ. Русский язык. Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.

Презентация содержит практический материал по теме "Сложные предложения с разными видами связи", может быть использована на уроке русского языка или элективном занятии для проверки уровня подготовки к...

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Урок русского языка.Анализ предложений с разными видами связи....