Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
    план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

     

    Цели урока:

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

    Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_evstefeeva_e.n.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Евстефеева Екатерина Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ  СОШ №3   г. Балаково

    Саратовской области

    Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

    Метапредметная тема: Определение и понятие

    Цели урока:

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

    Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

    На данном уроке дети должны:

    • научиться различать главные и второстепенные члены предложения;
    • отработать навыки работы с тестами.

    Оборудование: презентация учителя, диск КМ-Школа. Русский язык. 5 класс, карточки самооценки/взаимооценки

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Мотивация (самоопределение к деятельности)

    Цель:

    • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
    • определить содержательные рамки урока

    Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи

    «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

    Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

    (Ответы детей.)

    А вот слова старца:

    «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

    Во-первых, сама жизнь.

    Во-вторых, не спешите.

    В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

    В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

    В-пятых, не жалейте сил и энергии.

    И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

    Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

    Мы примем во внимание все советы  мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.

    Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

    Игра «Крестики-нолики»

    1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения, называется фонетика.

    2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

    3.Обстоятельство - это главный член предложения.

    4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

    5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

    6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

    7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

    8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

    9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

    10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

    Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

    Слушают притчу, анализируют ее содержание

    Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения

    Критерии оценивания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    0

    0

    0

    +

    0

    +

    +

    0

    +

    0

    9 – 10 правильных ответов – «5»

       7 – 8 правильных ответов – «4»

       5 – 6 правильных ответов – «3»

       менее 5 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!

    Личностные УУД:

    • самоопределение

    Регулятивные УУД:

    • целеполагание
    • контроль
    • коррекция
    • оценка

    Коммуникативные УУД:

    • определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Цель:

    • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
    • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
    • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

    Упражнения на стадии вызова

    1. Правильно ли подчеркнуты  члены предложения?

    Ребята купались и загорали.

    Какое предложение по составу?

    Какое по цели высказывания?

    Какое по эмоциональной окраске?

    Есть ли в нем второстепенные члены?

    1. Организовывает работу в парах.

    - Что вы знаете о второстепенных членах? Составьте кластер

    Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение.

    Составляют кластер «Что мы знаем о второстепенных членах предложения?» и записывают его в тетрадь

    Личностные УУД:

    • смыслообразование

    Регулятивные УУД:

    • выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
    • волевая саморегуляция в ситуации затруднения

    Коммуникативные УУД:

    • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения

    Познавательные  УУД:

    • логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков

    Постановка учебной задачи (проблемы)

    Цель:

    • Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений;
    • сформулировать тему урока;
    • обозначить логическую необходимость изучения этой темы

    Упражнения на стадии осмысления содержания

    1. Ребята,  познакомьтесь с параграфом 18.   На  полях  поставьте  значки:

     «V» - уже знал,

    «+» - новое,
    «-» - думал иначе,

    «?» - не понял, есть вопросы

    -Какая информация для вас была новой?

    - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

    1. Организовывает работу с интерактивным упражнением из КМ-Школы

    Изучают материал учебника, на полях  ставят значки: «V» - уже знал, «+» - новое,
    «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы

    Учащиеся формулируют цели урока: 1. Узнать признаки, по которым можно различить второстепенные члены предложения

     2. Научиться находить второстепенные члены  в тексте

    Работа с интерактивным упражнение КМ-ШКОЛЫ

    Личностные УУД:

    • Выдвижение гипотез, их доказательство

    Регулятивные УУД:

    • Целеполагание
    • Планирование
    • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    Познавательные УУД:

    • самостоятельное выделение познавательной цели;
    • поиск и выделение информации;
    • формулирование проблемы;
    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД:

    • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

    Построение проекта выхода из затруднения

    Цель:

    • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
    • создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений знаково и в речи

    - Ребята, давайте запишем текст, который перенесет нас в дом Кашириных, где протекало детство М.Горького. русского писателя, описавшего праздники, светлые стороны семейной жизни в повести «Детство».

    Неутомимый Цыганок пошел в  присядку кругом бабушки.

    Вдруг плясавшую бабушку сорвало с места и закружило вихрем.

    - Можно ли назвать эти предложения распространенными?

    - Можно ли доказать, что в предложениях есть второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое? С чего нужно начинать синтаксический разбор?

    Выпишем грамматическую основу и увидим, как «обрастает» она поясняющими словами, которые мы и называем второстепенными членами.

     - Что мы показали разбором? Какие второстепенные члены бывают?.

    - организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения второстепенных членов предложения.

    Работают в группах.

    1 группа работает с 1 предложением, 2 группа – со 2-ым.

    Озвучивают пошагово свои действия по способу  определения главных и второстепенных членов предложения и оформляют алгоритм на доске:

    Личностные УУД:

    • смыслообразование

    Регулятивные УУД:

    • прогнозирование
    • контроль

    Познавательные УУД:

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • поиск и выделение информации;
    • формулирование проблемы;
    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

    Коммуникативные УУД:

    • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
    • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Первичное закрепление

    Цель:

    • проговорить новый способ действия во внешней речи;
    • установить состоятельность этого способа

    Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль  за выполнением задания

    Выполняем упражнение 248  по установленному образцу (эталону) с проговариванием во внешней речи

    - Обратимся к упражнению 250. В каких случаях вам трудно было установить второстепенный член предложения?

    - А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:

    Какие предложения ярче, интереснее, информативнее – нераспространенные или распространенные?

    Работа с текстом упражнения 252 (по цепочке). Приведите примеры использования в данном тексте второстепенных членов и определите их роль в тексте.

    Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия

    Учащиеся отмечают, что второстепенные члены предложения играют важную роль в тексте, делают его ярче, выразительнее.

    Приводят примеры использования в данном тексте второстепенных членов,  определяют их роль в тексте, аргументируют свой ответ

    Личностные УУД:

    • смыслообразование

    Регулятивные УУД:

    • контроль
    • коррекция
    • оценка

    Познавательные УУД:

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач

    Коммуникативные УУД:

    • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону

    Цель:

    • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
    • проверить свое умение применять изученный способ;
    • развивать умение самостоятельной проверки по эталону

    Организовывает самостоятельную деятельность учащихся.

    Верно ли утверждение:

    1) Подлежащее – главный член предложения

    2) Дополнение отвечает на вопросы какой? какая?
    3) Обстоятельство – главный член предложения.

    4) В предложении Я совершенно утратил способность писать. способность – это дополнение.
    5) Это была
    обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Выделенное слово является определением.

    Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:

    • 5 - «5»
    • 4 - «4»
    • 3  - «3»
    • Менее «3» - изучи еще раз внимательно параграф 17, 18

    Личностные УУД:

    • самоопределение

    Регулятивные УУД:

    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
    • коррекция
    • оценка

    Рефлексия деятельности

    Цель:

    • оценить результаты собственной деятельности
    • повторить способ нового знания
    • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание
    1. Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Главные и второстепенные члены предложения» или «Мои впечатления от урока»
    2. Фронтальная беседа
    • Чему был посвящен наш урок?
    • Какие затруднения вы испытали?
    • Что помогло вам их преодолеть?

    - Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

    – Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

    1. Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 254
    2. Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения, но не уверен, что самостоятельно сможет различать главные и второстепенные члены предложения, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и составьте кластер «Способы определения второстепенных членов предложения»;
    3. Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!”  и выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся распространенные и нераспространенные предложения.

    Составление синквейна в группах, выбор домашнего задания

    Личностные УУД:

    • смыслообразование
    • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

    Регулятивные УУД:

    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
    • коррекция
    • оценка

    Коммуникативные УУД:

    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Познавательные УУД:

    • доказательство



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

    Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

    интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

    Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

    Конспект урока обобобщение по теме Главные члены предложения 8 класс Школа№277

    Цели:1)    Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.2)    Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольно...

    Учебное занятие по русскому языку "Обособление второстепенных членов предложения"

    Методическая цель:  повышение качества образования посредством использования современных образовательных технологий....

    Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"

    Данный урок открывает серию занятий по  теме....

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....