Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Данный урок открывает серию занятий по  теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Дата  29.02.2016

Образовательная организация  МБОУ Школа № 157

Учитель  Индюкова Ю.В.

УМК  «Русский язык» : Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.;  под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.

Класс  8

Тема занятия  Обособление  второстепенных членов предложения

Количество  учащихся в классе  30

Присутствовали на занятии  ____

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обособление  второстепенных членов предложения»

Тип занятия  комбинированный урок  

Методы обучения  приемы создания проблемной ситуации, работа в  группах

Оборудование   раздаточный материал, таблица на доске

Дидактическая цель  занятия  дать понятие об обособлении

Дидактические  задачи занятия  закрепление умения видеть и выделять запятыми синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами;  приращение ЗУН  по теме «Обособленные второстепенные  члены предложения» 

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин )

   Приветствие. Указания по распределению рабочих материалов на партах.

  1. Мотивационная  беседа( 3 мин).

   Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с новой темой, связанной со структурой и пунктуацией простого предложения.  Эта тема написана на доске. Подумайте, в каком значении  может быть употреблено слово «обособить», «обособленный» в синтаксической теме ( выделенный, стоящий особняком). Употребляем ли мы этот термин ( нет). Но с этим явлением мы знакомы очень давно.  Что же нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке? Какие задачи будем решать? ( какие явления, связанные с новым термином мы уже знаем, что такое обособление как явление).

  1. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

                                                                                                                (10 мин).

  1.    А для того, чтобы двигаться дальше, вам предстоит выполнить упражнение. Перед вами на партах лежат листы с таблицей. В левой части этой таблицы находятся предложения,  а в правой -  материал, который вам поможет объяснить отсутствие или наличие запятых в предложениях. Но предложения и материал пока не приведены в соответствие. Ваша задача – соотнести предложение и объяснение,  заполнить таблицу, подобрать  схему к каждому предложению. На работы вам дается 5 минут.

1.На  все наброшена тонкая пелена тумана, отдаляющего предметы друг от друга.

В. обособлено  одиночное деепричастие

2. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья

Г.обособлен деепричастный оборот

3. Листья, падая, шепчутся и прощаются навек.

Б. не обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом

4.Наташа стояла  на балконе, облокотясь  о решетку, и смотрела в темный сад.

А. обособлено согласованное распространенное  определение, выраженное причастным оборотом

5.Стоя у самолета, под самым крылом, в последний раз жмем руки отлетающим друзьям.

Е. обособлено согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, так как имеет добавочное обстоятельственное значение

6.Утомленный дневным переходом, Семенов скоро заснул.

Д. обособлено уточняющее обстоятельство места

1

2

3

4

5

6

   Давайте проверим, что у вас получилось( 5 мин). Каждая группа читает и комментирует одно предложение. Схему соответствующего предложения фиксируем на доске. Так заполнятся часть доски, где будет помещена информация, известная учащимся из программы 6 класса.

   На доске у нас получилась схема, часть правила, которая нам уже известна . Мы достаточно легко справились с ее составлением.

  1. Работа с новым материалом ( 15 мин )

   Ребята, скажите,  а какие предложения и формулировки объяснения оказались для вас сложными? Попробуйте объяснить, почему возникли трудности( мы не изучали этих понятий; расставленные знаки препинания противоречат правилу, которое мы знаем; не анализировали подобных предложений). Все, что говорят ученики о возникших трудностях, фиксируется на доске в следующей колонке.

   Действительно, в предложенном вам задании были предложения, структуру которых нам только предстоит изучать. Но что-то мы можем сказать уже сейчас.  Посмотрите, эти предложения записаны на доске. Проанализируем их вместе:

Утомленный дневным переходом, Семенов( какой?) скоро заснул ( почему? по какой причине?).

Стоя у самолета( а где именно?), под самым крылом, мы прощаемся  с  отлетающим друзьям.

Найдите схемы, соответствующие данным предложениям, закрепите их на доске.

 Давайте попробуем сформулировать принципы обособления в данных примерах, используя термин «обособляются», а не «выделяются»:

            *обособляются определения  стоящие перед определяемым словом,

              если   отвечают на вопрос почему? по какой причине?

           *обособляются обстоятельства, уточняющие уже имеющееся

       

  1. Рефлексия ( 3 мин)

   Посмотрите на доску.  Что удалось нам узнать, приобрести на сегодняшнем уроке? ( комментируем  записи на доске). Можем ли мы сейчас уточнить то определение понятия «обособленные», которое мы дали в начале урока? ( да, обособление – это выделение с целью дополнить или уточнить информацию; и да и нет- мы не знаем, все ли случаи и принципы обособления мы рассмотрели; у нас остались вопросы, на которые пока нет ответа). Можем ли мы сказать, что выстроили перспективный план нашей дальнейшей работы? ( конечно, ведь таблица заполнена не до конца, есть и другие случаи обособления, которые нам предстоит изучить).

  1. Домашнее задание( 4 мин)

   Чтобы успешно продолжить работу, дома вам предстоит выполнить задание, которое поможет вам закрепить известный материал и познакомиться с новым. Перед вами текст, в котором есть обособленные второстепенные члены предложения. Зеленым маркером отметьте случаи постановки запятых при причастных оборотах, желтым – при деепричастиях и одиночных причастиях, а красным  –  случаи, которые являются для вас новыми или  непонятными. Поможет вам разобраться  теоретический материал параграфа  38.

  1. Итоги  (3 мин)

          Спасибо за активную работу! Возьмите листочки,  лежащие перед вами на

       партах и выставьте на них собственный балл за вашу работу на уроке,

       аргументируйте  свою оценку: у меня получилось, мне удалось, я активно  

       работал, мне стало интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему: Второстепенные члены предложеня

Урок выстроен с использованием приемов ТРКМ...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»

Открытый урок по русскому  языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...

Открытый урок на тему:"Второстепенные члены предложения"

Данный урок-один из уроков,проводимых при изучении темы "Члены предложения" в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов....

Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"

Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий...