Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Открытый урок по русскому  языку в 5 классе

Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МКОУ  «Уланэргинская СОШ»

Открытый урок по русскому  языку в 5 классе

Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»

Учитель русского языка Бадмаева Н.Д.

 Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель: повторить изученные правила орфографии, развитие орфографической зоркости;

закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения, способах их выражения;

повторить грамматические разборы;

развивать творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, связную речь;

  1. Развитие речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении.
  2. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
  3. Воспитание истинной доброты, понятия истинных ценностей..

Оборудование:

1. . Карточки для групповой работы.

2. Схемы домиков .

3.Презентация «Дети войны» 

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.
                                                                                                                                  Ганди М.К.

Детству следует оказывать величайшее уважение.
                                                                                   Ювенал

Ход урока

I. Организационный момент. Минута Памяти. Звучит песня «Дети войны»(прослушайте песню, о чём она?).Показ презентации «Дети войны»

II. Работа по теме урока

Стадия вызов «Узнай слово».

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ
  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ
  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ
  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ
  5. Ответ: предложение.

-В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

С какой наукой неразрывно связан синтаксис?

  -Что ёще изучает синтаксис?

1 группа строит  город и назовём его ( Синтаксис)

(уч-ся строят город из схем домиков)

Два ученика  за компьютером:интерактивная игра №5(12) и №3 (4)

Трое - у доски: Анализ предложений.

Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива.

          В них оправданье старости моей.( Уильям Шекспир)

        -  Кто живет в двухэтажном домике?

      В домике два этажа, на верхних окошках схемы подлежащего и сказуемого , на нижних - дополнения, определения, обстоятельства. Названия членов предложения закрыты. Дети сначала определяют по схемам члены предложения, потом открывают окошки

            2. Повторение теории.

Давайте подробнее расскажем о сказочных обитателях. У каждой группы есть карточки для работы. Разгадать слово, ответив на вопросы. Вопросы напечатаны на листах.

1 группа

Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)

Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)

Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)

По интонации предложение…….? (Восклицательное)

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? который? (Определение)

Из ответов первого слова взять 2 букву, из второго – 3, из третьего – 7, из четвертого – 1, из пятого – 6, из шестого – 2, из седьмого – 1. (Ответ: спасибо).

2 группа

По цели высказывания предложение, в котором побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим? (Побудительное).

Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)

Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (Обращение).

По цели высказывания предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)

По интонации предложения ……? (Восклицательное).

По цели высказывания предложение, в котором сообщаем о чем-либо? (Повествовательное)

Из ответов первого слова взять 4 букву, из второго – 7, из третьего – 7, из четвертого – 7, из пятого- 7, из шестого – 10. (Ответ: умница)

Если соединить в предложение эти два получившихся слова, то какие нужно поставить знаки препинания? Смысл предложения будет наградой за эту работу. (Спасибо, умница!)

Практическая часть

Сокровище, ценность, драгоценность, богатство

- Как вы понимаете слово сокровище?

  1. создаём три группы .
  2. Задание Составление предложений. Индивидуальная работа.

- А теперь каждый получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение.

Работа с карточками 1 (устно, расставляя цифры над словами карандашом).

1) И созвал и сказал вот этих однажды слуг король им:

2)   Самым для короля свои наслаждением большим их было вынимать сокровища и рассматривать.

3) за другим Один со диковинками собрались семеро своими слуг и восьмого стали ждать, но не появлялся он все.

4) - Завтра смотр устраиваю вечером сокровищ я, приходите все своими в замок со драгоценностями.

5) дворце слуг Во главных было восемь, и каждый тоже из сокровище них имел свое - какую-нибудь редкость, гордился которой.

6) - нет меня сокровища У такого, назвать особенным можно которое,

я с сокровище самое обыкновенное собой взял, вот оно.

7) )   Наконец слуга пришел восьмой, и поклонился королю сказал:

Проверка: Ученики зачитывают, другие оценивают, улучшают.

. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

  1. Составление текста. Работа на карточке 2. Групповая работа.

- А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст.

______ И вот однажды король созвал этих слуг и сказал им:

______ Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их.

_______Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.

______ Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился.

______- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все в замок со своими драгоценностями.

______-У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным, я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно.


______ Наконец пришел восьмой слуга , поклонился королю и сказал:

  1. Проверка. (Слайд)

  1. Работа над структурой текста

- Из чего состоит текст? (структура: вступление, основная часть, заключение)

- Проанализируйте структуру текста (нет вступления и заключения)

  • - Выберите начало из предложенных: (Слайд 11)

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.

2) В одной стране жил король. У него не было семьи, но было много диковинных сокровищ.

3) Однажды король одной страны решил поехать на охоту.

Обсуждение вариантов.

  • Конец сказки

- Сказка заканчивается словами: - М-да... - вздохнув, заговорил король, - в самом деле, это замечательное сокровище. Рядом с ним наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть главное сокровище страны.  (Слайд)

-Как вы думаете, какое «обыкновенное сокровище» было у восьмого слуги?

  • Чтение концовки сказки из оригинала

В зал вошли четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.
Весь дворец посветлел от сияния оживленных детских лиц.

- Как вы думаете, почему дети – главное сокровище страны?

  • - А теперь придумайте свой заголовок. (Японская сказка «Чье сокровище лучше?»)

  1. ( Выразительное чтение сказки.)
  2.  2-3 предложения, которые вам понравились, спишите в тетрадь, выделяя орфограммы.

- Выберите предложение, которые помогут именно вам потренироваться в закреплении материала.

  1. Рефлексия  заполнить таблицу «Знаний» +-знаю ? – надо выучить
  2. Составление Синквейна на тему «Детство»

 Детство

Веселое, счастливое.
Играть, веселиться, расти.
Лучшее время в жизни.
Радость. действительности. 

приложение.

Карточки 1.

1) И созвал и сказал вот этих однажды слуг король им:

2)   Самым для короля свои наслаждением большим их было вынимать сокровища и рассматривать.

3) за другим Один со диковинками собрались семеро своими слуг и восьмого стали ждать, но не появлялся он все.

4) - Завтра смотр устраиваю вечером сокровищ я, приходите все своими в замок со драгоценностями.

5) дворце слуг Во главных было восемь, и каждый тоже из сокровище них имел свое - какую-нибудь редкость, гордился которой.

6) - нет меня сокровища У такого, назвать особенным можно которое,

я с сокровище самое обыкновенное собой взял, вот оно.

7)    Наконец слуга пришел восьмой, и поклонился королю сказал:

Карточки 2

______ И вот однажды король созвал этих слуг и сказал им:

______ Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их.

______Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.

______Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился.

______- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все во дворец со своими драгоценностями.

______-У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным, я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно.

        
______ Наконец пришел восьмой слуга, поклонился королю и сказал:

Сказка. «Чье сокровище лучше.»

В одной стране жил король. У него не было семьи, но было много диковинных ценностей.

Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их.

Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился.

И вот однажды князь созвал этих слуг и сказал им:

-- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все во дворец со своими драгоценностями.

         Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.
         Наконец пришел восьмой слуга, поклонился королю и сказал:

-- У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным,

я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно.

И в зал вошли четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.
Весь дворец посветлел от сияния оживленных детских лиц.

- М-да... - вздохнув, заговорил король, - в самом деде, это замечательное сокровище. Рядом с ним наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть главное сокровище страны – дети!


:


                         

                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Письмо в редакцию газеты «Омская правда» «Я, Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор, напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.»

Слайд 4

В редакцию посыпались письма от детей, каждый из ребят не просто отдавал деньги, а расставался с самой заветной мечтой об игрушке или необходимой одёжке. Было собрано 179 тысяч рублей. Танк назвали «Малютка». А воевала на нём бесстрашная девушка- танкист Катя Петлюк. Танк участвовал в жарких боях под Сталинградом. Катя была награждена Орденом Красной звезды.

Слайд 5

Герои войны Герои войны

Слайд 6

Дети воевали в партизанских отрядах в тылу врага

Слайд 7

ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ

Слайд 9

3 1 5 2 4 7 6 И вот однажды король созвал этих слуг и сказал им: Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их. Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся. Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился. Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все во дворец со своими драгоценностями. У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным, я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно. Наконец пришел восьмой слуга, поклонился королю и сказал:

Слайд 10

Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха. В одной стране жил король. У него не было семьи, но было много диковинных сокровищ. Однажды король одной страны решил поехать на охоту. Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их. Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился. И вот однажды князь созвал этих слуг и сказал им: -- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все во дворец со своими драгоценностями. Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся. Наконец пришел восьмой слуга, поклонился королю и сказал: -- У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным, я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно…….

Слайд 11

И в зал вошли четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились. Весь дворец посветлел от сияния оживленных детских лиц. - М-да... - вздохнув, заговорил король, - в самом деле, это замечательное сокровище. Рядом с ним наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть главное сокровище страны -дети! Я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Практическая работа по теме "Согласование главных и второстепенных членов предложения".

В презентации представлены задания для практической проверки знаний по теме "Согласование главных и второстепенных членов предложения"....

Открытый урок по ОУП.01 Русский язык "Главные и второстепенные члены предложения"

В рамках декады цикловой комиссии РиИя, 28.04.2022, Дятлова Д.А. провела открытый урок с группой 1-6 по учебному предмету ОУП.01 «Русский язык » на тему «Главные и второстепенные чле...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....