Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Обобщение по теме главные и второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Батлук Наталья Викторовна

 

    Технологическая карта

                                                                            урока русского языка по теме

                                        " Обобщение по теме «Главные и второстепенные члены предложения"

                                                     По УМК авт. М.М.Разумовская. Русский язык 5 кл.

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

дать понятие о «подчинении» второстепенных членов  главным и другим второстепенным членам.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint «Обобщение по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Технологическая карта

                                                                            урока русского языка по теме

                                        " Обобщение по теме «Главные и второстепенные члены предложения"

                                                     По УМК авт. М.М.Разумовская. Русский язык 5 кл.

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока: 

Личностные: 

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

дать понятие о «подчинении» второстепенных членов  главным и другим второстепенным членам.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint «Обобщение по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1.Организацион

ный момент

Учитель:  Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Итак, мы   начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились

на работу, всё приготовили к уроку, что вы

будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами

всё получится хорошо. Откройте свои тетради,

напишите число, классная работа.

Приветствие друг друга

Принцип психологической комфортности

1 мин

УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные  умение работать в

коллективе

3.Актуализация знаний Орфографическая разминка

Учитель:  Наш урок мы начнем с повторения  орфограмм.

Откройте тетради, напишите число, классная работа

Рассуждения и ответы учащихся

Задание выполняют у доски, списывают с карточек

(1 ученик) В л…су стало очень тихо. В кустах послышался едва заметный ш…рох.

На ладони  упали две теплые капли д…ждя.

(2 ученик) Песок промок, пот…мнел. Кое-где в колеях уже налились луж…цы . Капли ост…вляли пузыри.

(Работа с классом, записывают под диктовку) Д…ревья вес…ло и тор…пливо зашумели, л…ства покрылась мокрым блеском.

 

5 мин

- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное   формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

- познавательные: осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

3.Определение целей урока и работа по теме

Учитель: Предлагаю вам решить лингвистическую задачу:

1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое (Почему этот член мы считаем сказуемым? )

4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

А теперь скажите мне, какая у нас сегодня тема урока? Вы уже знаете все члены предложения, на следующем уроке мы будем писать диктант. Подумайте, какая у нас  тема урока. Напишите свой вариант. Учитель записывает на доске тему, сформулированную учениками

Ученики выбирают слова из каждого предложения, формулируют тему и цели урока

3 мин

- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное   формулирование цели и задач, планирование,

прогнозированиепознавательные: осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

4.Работа по теме урока

Учитель: Как вы уже сказали, что у нас сегодня урок закрепления изученного материала, то я предлагаю вашему вниманию карточки. У нас есть 4 группы, в каждой группе разные задания, вы можете обсуждать тихо, не мешая другим, пользоваться учебником. Будьте внимательны.

Давайте вспомним правила работы в группе, которым вы должны следовать при выполнении заданий.

                            Правила работы в группе

1. Во время работы каждый должен стараться для всей

2.Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам.

3. Во время обсуждения не забываем о том, что в другой группе идет работа.

4.Во время обсуждения не торопись делать выводы, умей выслушать товарища, а потом уже принять верное решение

1 группа  

1. Повторите параграф 59

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

3.Подчеркните все  обстоятельства

4.В 4-ом предложении подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены.

5.Укажите  эпитеты

Ноч…ю д…рев…я тронул ле…кий м…ороз. Он посеребрил молоденькие

елоч…ки. Вот к  у…кой  тропинке пробежала мыш…. С ветки на ветку прыгнула пушистая белоч…ка. Она торопится запасти грибы и орехи на зиму. От реч…ки потянул ле…кий ветерок. Хрупкий ле… затягивал лужи.

2 группа

1. Повторите параграф 58

2.Спишите. Вставьте пропущенные  буквы и знаки препинания

3. Подчеркните все  определения,

4. В  последнем  предложении  объясните знаки препинания

Из всех деревьев рус…кого леса милее всех мне наша береза. Особенно хорош березовый лес весной. Множество перелетных птиц собирается в березовых рощах. Поет  голосистый  дрозд  с дерева на дерево перелетают шустрые синички.

3 группа

1. Повторите параграф 57

1. Спишите. Вставьте пропущенные  буквы и знаки препинания,  

2.Подчеркните все  дополнения, в 5-ом предложении подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены предложения,  

3.Из 3-его предложения выпишите все словосочетания, укажите части речи

У нас появились зимни… гости. Вот на березе сидят чижи  щеглы. Они клюют семена березы и ольхи. Красногруды… сн…гири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимни… гости будут всюду искать себе пищ….

4 группа

1. Спишите.

2. К какому типу текста относится отрывок?

3. Какие языковые средства помогают автору рассказать о радостной весне в лесу?

4. Вставьте пропущенные запятые,  объясните знаки препинания

5. Выполните морфемный разбор существительного подснежники

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирается охотник. Скоро оденется лес листвой. Зацветут на опушке подснежники мать-и-мачеха одуванчики. Прилетят и закукуют длиннохвостые кукушки.

5 группа

Повторите параграф 54

1.Спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания

2.Выпишите все существительные в косвенных падежах

3. Укажите изобразительно-выразительные средства

Весна время изменений в природе. Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. На синем небе не видно туч. В вышине звенит песенка жаворонка

Ученики работают в группах, распределяя задания

17 мин

- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное   формулирование цели и задач, планирование,

прогнозированиепознавательные: осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: обсуждают, учатся слышать друг друга, отвечают, анализируют ответы товарищей

5. Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

                           И кружит, и кружит их ветер осенний.

Выполнение упражнений физминутки

2 мин

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- коммуникативные: выполнение

упражнений вместе,

6. Проведение фронтального опроса

                                             

Учитель:Ребята, я предлагаю вам поиграть

Игра «Крестики-нолики»

(работа  в тетрадях).

В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

4.Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.

5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд 1(ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

-

+

+

-

+

+

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений

Выполняют задания, выбирая правильный ответ

5 мин

- личностные: положительное отношение к обучению:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения

другого.

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;

- коммуникативные: умение работать в

7.Закрепление материала Творческая работа.

Учитель:А сейчас я предлагаю вам  составить и написать небольшой прозаический текст, взяв за начало стихотворные строки.  

Подчеркните второстепенные члены предложения в полученных текстах

Опорные слова написаны на доске: постукивает мороз, серебристый иней, снежные шапки, сказочный лес

Пушкина: Мороз и солнце; день чудесный!  Вам поможет картинка на слайде. (лиричная музыка)

 

 

Выполняют задания предложенного материала.

Словесное рисование картины под музыку

Учащиеся пишут, после выполнения работы прочитать несколько текстов.

8 мин

- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную

информацию

- регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;

-познавательные: способность понять

информацию;

- коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения

Зачитают 2-3 работы.

- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;

- познавательные: использует полученную информацию в действии;

- коммуникативные: учится искать свою позицию

8. Подведение итогов, рефлексия

Учитель: Ребята, завтра у нас будет контрольная работа по теме главные и второстепенные члены предложения. Как вы думаете, поможет нам этот урок выполнить ее хорошо? Я надеюсь, что вы с работой справитесь и правильно выполните задания.

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

3мин

- личностные: критическая оценка своих  знаний;

- коммуникативные: умение слушать друг  друга

коммуникативные (оценка своей

работы),

- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,

- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной

позиции

9. Домашнее задание

Предлагает проверить полученные знания

1) ЗСП 14 с. 169

2) Упражнение № 466 ( 1 или 2 абзац на выбор)

3 мин

личностные: учащиеся выбирают

упражнение по сложности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Данная работа представляет собой конспект урока в 5 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения" по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. В ходе урока рассматриваются теоретические аспект...

Терминологическая проверочная работа в 8 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Данная работа позволит проверить знания теоретического материала по теме "Главные и второстепенные члены предложения"...

Терминологическая проверочная работа в 8 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Данная работа позволит проверить знания теоретического материала по теме "Главные и второстепенные члены предложения"...

Повторение темы "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Работа на уроке ведётся с единым познавательным текстом, который ученики смогут прочитать в конце урока....

Повторение темы "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Работа на уроке ведётся с единым познавательным текстом, который ученики смогут прочитать в конце урока....

Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение».

                   Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены ...

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...