Повторение темы "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кезина Елена Витальевна

Работа на уроке ведётся с единым познавательным текстом, который ученики смогут прочитать в конце урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_glavnye_i_vtorostepenye_chleny._zakreplenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока:

«Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление темы.»

Цели: повторить основные теоретические понятия по теме, правописание проверяемых безударных и
           чередующихся гласных в корне слова, понятие «эпитет», транскрипцию слов;

        учить определять второстепенные члены предложения, правильно их подчёркивать;

        работать над выразительностью речи (употреблением определений);

        совершенствовать и умение осмыслять связный текст, понимать его тему и идею;

        расширять  словарный запас школьников.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: интерактивная доска, портрет А.Грина, иллюстрации к повести А.Грина «Алые

           паруса».

Описание урока: урок проводится после изучения тем «Главные члены предлодения»,

           «Второстепенные члены предложения». Данный урок был проведён в сильном классе. При

           обучении этих учащихся использовался метод опережающей подачи материала. На данном уроке

           работа идёт с единым познавательным текстом, который ребята могут прочитать в конце урока.

Обучение по учебнику Разумовской.

Ход урока.

I. Повторение и актуализация имеющихся знаний.

        1. Индивидуальные задания.

           А)Задание на доске.

  • Какие слова затранскрибированы? Дайте определение этих терминов.

                [апстаj'ат'ил'ства];   [апр'ид'ил'эн'иj'э];    [дапалн'эн'иj'э]

  • Разберите предложение по членам.

                   Утром Грин с..дился за свой стол, работал ярос(?)но, ожесточённо.

        

           Б) Задание на доске.

  • Напишите название второстепенных членов, которые подчёркиваются следующим

                   образом:

                 

(на доске нарисованы линии, которыми подчёркиваются определение, дополнение и обстоятельство)

  • На какие вопросы они отвечают?
  • Разберите предложение по членам.

                  Ч(а,я)сто он в(с,з)какивал, нервно ходил по комнате, тёр зам..рзающие пальцы и снова

                      возвр..щался к рукописи. 

           В) Задание в тетради (выполняют 3-4 человека).

  • Упр. 338,349,356.

        2. Фронтальный опрос.

  • Какой раздел лингвистики мы изучаем?
  • Что является грамматической основой предложения?
  • Как называются предложения, содержащие только грамматическую основу?
  • Какие предложения называются распространёнными?
  • За счёт чего распространяется предложение?
  • Какие второстепенные члены предложения мы знаем? Дайте определения.
  • Зачем в речи нужны распространённые предложения?

        3. Проверка работы у доски.

II. Тренировочные упражнения.

        1. Орфографическая и пунктуационная работа.

  • Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их.

(предложения спроецированы на доске)

        Александр Грин извес(?)ный ру(с,сс) кий писатель. Море это первое слово которое он проч..тал. В его сер..це г..рела страс(?)ная любовь к морю но жизнь писателя не была счас(?)ливой.

  • Охарактеризуйте эти предложения по наличию второстепенных членов.
  • Где это сделать невозможно? Почему?
  • Как поступить в этом случае?

        2. Конструирование предложений.

  •  Сконструируйте предложения из данных слов.

(материал спроецирован на доске или распечатан )

                Его, за смелые, исключали, эпиграммы*, из училищ(?).

                        (За смелые эпиграммы его исключали из училищ.)

                Сажали, революционную, за, в тюрьму, деятельность.

                        (За революционную деятельность сажали в тюрьму.)

                Од..ночества, от, н..щеты, и, страдал, болезней, он.

                        (Он страдал от одиночества, нищеты и болезней.)

                А, в книгах, этот, своих, человек, страну, уд..вительную, создал, света и добра.

                        (А в своих книгах этот человек создал удивительную страну света и добра.)

  •  По ходу записи предложений подчёркиваются второстепенные члены.
  • Найдите среди записанных предложений односоставные.

        3. Распространение предложений.

  • Распространите данные предложения, используя слова для справок.

(материал спроецирован на доске, по мере выполнения задания на доске проецируется текст)

Этот человек страну окружил океаном.

Бегут корабли.

В городах живут люди.

Слова для справок: высокий, свою прекрасную, с пронзительными* глазами, по синим волнам, белоснежные, необыкновенные, с чистыми мыслями и благородными сердцами.

(Этот высокий человек с пронзительными глазами окружил свою прекрасную страну океаном. По синим волнам бегут белоснежные корабли. В городах живут необыкновенные люди с чистыми мыслями и благородными сердцами. )

  • Найдите дополнения, обстоятельства, определения.

  • Впишите слова на месте пропусков.

(материал спроецирован на доске)

                Однажды в (маленькой)  лавке Грин увидел  (игрушечный) кораблик с (алыми) парусами.4  Так появился

                замысел (чудесной) повести.

        3. Наблюдение за текстом.

  • Запишите предложения.

Её написал он в Петрограде в 1920 году. Грин жил в узкой тёмной комнатке. В ней стояли железная кровать, кухонный стол, кресло и самодельная буржуйка.

  • Опустите определения. Что «потерял» текст?
  • Зачем нужны второстепенные члены предложения?

III. Подведение итогов урока.

  • Прочитайте весь текст.
  • Какими предложениями можно его закончить? (Из индивидуальных заданий)
  • Закончите предложения:

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня научился…

  • Какая же повесть была написана в холодном Петрограде в 1920г.?

IV. Домашнее задание.

                Упражнения учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Повторение темы "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Работа на уроке ведётся с единым познавательным текстом, который ученики смогут прочитать в конце урока....

Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение».

                   Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены ...

презентация на повторение темы "Второстепенные члены предложения"

презентация на повторение темы "Второстепенные члены предложения"...