Урок-обобщение по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данная работа представляет собой конспект урока в 5 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения" по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. В ходе урока рассматриваются теоретические аспекты данной темы через групповую работу, а также практические задания творческого и развивающего характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chlenam_predl._5_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  обобщающего повторения

по  теме  «Главные и второстепенные члены предложения»

5 КЛАСС

Цель урока: - уточнение, закрепление, приведение полученных знаний

                         по теме в систему;

                       - развитие мышления и речи;

                       - воспитание познавательного интереса учащихся.

Предварительное домашнее задание: класс делится на 5 групп, каждый учащийся дома заготавливает красочно оформленный по теме урока двойной лист.

Ход  урока.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас с вами урок обобщения по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Поэтому вы разделены на группы.

  ? Почему именно на 5 групп? (всего 5 членов предложения)

Правильно. Давайте начнем. Но вначале мы должны размяться, подготовиться.

Начинаем умственную разминку.(5 минут)

I.Умственная разминка:

1.Какое слово соответствует схеме    

1)заумный,   2) работник,    3)рассказ,     4)повариха

2.Найдите ошибочное суждение

1)В слове КРОВЬ есть  [Ф] 

2) В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.

3) В слове ЛЁГ происходит оглушение последнего  согласного.

3.Найдите лишнее слово в каждом ряду, аргументируйте.

1) л…нейка, х…лода, к…рзина

2) у…кий, моло…ьба, чес…ный

3) бур…ян, с…ежиться, б…ю

II.Теоретический блок

1. У каждой группы на столе лежит файл, в котором находится лист с названием одного члена предложения и листы с признаками всех членов предложения. Учащимся  нужно отобрать только те, которые соответствуют члену предложения (материалы в приложении). На данную работу отводится 3-4 минуты. Затем 1 человек от группы выходит к доске и прикрепляет отобранные признаки на доску, комментирует, остальные группы слушают, дополняют, если необходимо, задают вопросы.

1 группа - Подлежащее

2 группа - Сказуемое

    ?   Какое пунктуационное правило связано с главными членами предложения?

Каждой группе выдается задание.

Задание: соедините части пословиц, запишите. Подчеркните грамматическую основу, определите, чем выражены главные члены. Сформулируйте пунктуационное правило.

Доброе начало

девичья   краса

Молчание

половина дела.

Коса

золото

Ученье

вот  лучшее учение

Чтение

свет

Обсуждение выполненного задания и формулирование вывода.

2. Продолжение рассмотрения теоретического материала

3 группа –  определение

4 группа -  дополнение

5 группа - обстоятельство

Задание: распространите предложения так, чтобы получился текст. В каждом предложении подчеркните главные и второстепенные члены.

Летняя гроза.

    Хмурится небо. Набежала туча. Затих лес. Ударил дождь. Обрушилась вода. Сверкает молния. Гремит гром.

Каждая группа зачитывает получившийся текст и комментирует, какими второстепенными членами было распространено предложение.

3. Задание: Определите, каким членом предложения будут данные слова (одна половина доски открыта, на ней записаны слова, вторая половина закрыта – там продолжение предложений)

Открытая половина

Закрытая половина

Печален

вид осенних полей

Сегодня

я уезжаю домой

Смешной

случай произошел со мной

был фильм

Встречаю

друзей

Цветок

распустился утром

я подарил маме

 - это хороший подарок

4. Подведение итогов

Приложение

отвечает

на вопросы косвенных падежей

отвечает на вопросы как? куда? когда? где?

выражено существительным, местоимением в косвенных падежах

выражено прилагательным, местоимением

выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным

отвечает на вопросы какой? чей?

отвечает на вопросы Что делает предмет? Каков? Что это? Что говорится о предмете?

выражено наречием, существительным в косвенных падежах

отвечает на вопросы Кто? Что? О чем говорится в предложении?

выражено существительным и местоимением в именительном падеже

ДОПОЛНЕНИЕ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

______________________

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

___________________

___________________

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

___  ___  ___  ___

СКАЗУЕМОЕ

___ / ___ / ___ / ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...