Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:

1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.

Задачи:

1.     Сформировать умения:

·        различать распространённые и нераспространённые предложения;

·        распространять предложения;

 2.  Развивать наблюдательность к выразительным средствам русского языка,    воспитывать любовь и интерес к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_._5_kl.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по русскому языку в 5 классе, 1 полугодие.

Программы общеобразовательных учреждений: «Русский язык,  5-9 классы», 9-е издание, М.: Просвещение, 2008 г.

Учебник: Русский язык . 5 класс. Авторы - составители: Л.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., под редакцией Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 2007.

Методическое пособие:

Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2008 г.

Дата: 25.10.10.

Класс: 5 «В».

Урок № 39. 

Тип урока: урок объяснения новых знаний.

Тема урока: «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Оборудование: мнемотехнические словари, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка в 5 клаcce», vschool.ru , мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Цели урока:

  1. Сформировать представление о второстепенных членах предложения, ввести в активный словарь учащихся термин второстепенные члены предложения.
  2. Сформировать умения:
  • различать распространённые и нераспространённые предложения;
  • распространять предложения;

 3.  Развивать наблюдательность к выразительным средствам русского языка,    воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Методические приёмы:

  • лингвистическая  разминка;
  • словарно – орфографическая работа;
  • объяснение учителя;
  • составление таблицы;
  • тренировочные упражнения.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

     Учитель: Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы  познакомились с главными членами предложения и способами их выражения. Сегодня  продолжим разговор о членах предложения  и   рассмотрим  группу второстепенных членов, узнаем, в чём отличие между нераспространёнными и распространёнными предложениями. Начнём наш урок с проверки словарно- орфографической работы, которую вы выполняли дома.

2. Словарно – орфографическая работа.

  • проверим и обсудим графические ассоциаций к словарным словам, которые были записаны на прошлом уроке (примерные графические ассоциации спроецированы на

 экране):

  • рассмотрим картину И. Левитана «Осень» (спроецирована на экране), понаблюдаем за состоянием природы, красками осени. Попробуйте составить из предложенных сочетаний букв словарные слова, с  помощью которых можно охарактеризовать осень, изображённую на картине: ЖЕВЙЫНАРО, ЯНЫЙРГАБ, ДОБОРЙЫВ. Запишите словарные слова  в тетрадь, подчеркните орфограммы (ОРАНЖЕВЫЙ, БАГРЯНЫЙ, БОРДОВЫЙ). Запомните, ребята, данные слова. Мы к ним вернёмся на  этом уроке, когда  будем анализировать предложения по наличию и отсутствию в них второстепенных членов.

4. Зарядка для глаз. Работа по таблицам Шульте (раздаточный материал). При работе с данными таблицами необходимо  восстановить последовательность цифр как в прямом, так и в обратном порядке, что является не только зарядкой для глаз, но и тренировкой внимательности.

5. Актуализация знаний

  • Как называется наука о языке?
  • Какие разделы языкознания вам известны, что изучает каждый раздел ? (слайд № 1)
  • Перечислите единицы языка.
  • Какие из этих единиц изучает синтаксис? (словосочетание,

     предложение, текст). Слайды  № 2,3

  • Перечислите признаки предложения (слайд №3).
  • Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

6.Анализ языкового материала.

Зачитайте записанные на доске предложения.

Оранжевыми и багряными  листьями  украсила щедрая осень лесные поляны.

Осень украсила.

  • Выделите грамматические основы. Как вы думаете, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения?
  • Какое из этих предложений содержит больше информации?
  • Какие слова помогают создать более яркую, выразительную картину?
  • Как называются эти члены предложения?
  • Давайте посмотрим, что распространяют второстепенные члены предложения (строится схема предложения).

  •  Из этой схемы видно, что второстепенные члены (щедрая, лесные, оранжевыми, багряными), распространяя предложение, помогают создать  более яркую и выразительную картину.

7. Осознание формулировки определения понятия.

Закончите схему (по наличию и отсутствию второстепенных членов) предложения  делятся на распространённые и нераспространённые, какие второстепенные

члены вам известны?

                     

  8.Физминутка. Данные упражнения направлены на улучшение вентиляции легких и расслабление мышцы спины и рук.

Сидя за партой

Исходное положение.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

9.Закрепление материала.

  • Распространите предложения, запишите их, подчеркните в них грамматические основы, постройте аналогичные схемы.

Грохочет гром. Лес удивляет. Трещат сучья.

10. Подведение итогов.

Домашнее задание: правило в параграфе 35 выучить (с.70), сочинить лингвистическую сказку «Почему второстепенные члены так называются?», создать графические  ассоциации к записанным словарным словам в  мнемотехническом словаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, соединённые с сочинительными союзами"

Обобщаются знания по теме "Однородные члены предложения, соединенные сочинительными союзами",  вырабатываются навыки постановки знаков препининия при однородных членах....

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".

Учебный  предмет:  русский  языкКласс: 5Автор  УМК:  С.И. Львова  Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом...

Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"

Конпект урока  по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...