Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мусагалиева Жанна Максотовна

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК:  С.И. Львова  Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009

Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,  развитие  навыков  адекватной  самооценки и оценки работы одноклассника..

Содержательные: формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, повторить и закрепить знания о второстепенных  членах, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka_russkogo_yazyka.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

Мусагалиева Жанна Максотовна

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК:  С.И. Львова  Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009

Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,  развитие  навыков  адекватной  самооценки и оценки работы одноклассника..

Содержательные: формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, повторить и закрепить знания о второстепенных  членах, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

-Здравствуйте, ребята!!! Мы начинаем с вами урок. Покажите, какое у вас настроение. (ребята показывают смайлики). -Я вижу, что кто-то грустит от того, что боится не справиться с предстоящими заданиями. Мы поможем развеять эти страхи.

_ А вот и моё настроение:

 Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда-

Вниманье умных ваших глаз!!!

-Моё настроение + тепло ваших рук = солнце!!!!

Главное не лениться, а творить и работать.

Стихотворение Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться”

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет!

Подготовка  класса  к  работе.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис».

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. 

- Как называется наука о языке? Какие разделы изучили? Что изучает морфемика, орфоэпия, орфография, лексикология, морфология?

-Какие разделы входят в понятие грамматика?

Что случилось?

Кто-то рассыпал и перемешал единицы разделов (предложение, словосочетание, дополнение, обстоятельство, определение, подлежащее, сказуемое, имя существительное, женский род, наречие,  глагол, прилагательное, число, склонение, спряжение, междометие, падеж) Мы изучаем какой раздел?

-Что изучает синтаксис?

- Что такое словосочетание? Предложение? В чем отличие?

-Какие бывают предложения по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ?

-Что такое грамматическая основа? Какие главные члены назовете, второстепенные?

-Представьтесь.

- К доске выходит Руслан. Такая схема: подлеж.-сказ.  

- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

Приведите примеры письменно (Собака - друг человека, Москва-столица России.  Книга – источник знаний.)

 Вспоминают и закрепляют правила по теме, распределяют единицы разных разделов, выступают с творческими заданиями, составляют предложения по схемам.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

 ( Д..лгожданная зима наступила, но на полях ещё (не) лежит сне.. .  Вы не грустите!   Долго нам ждать белого ч..да?)

- Выполните синтаксические разборы предложений. У доски работают с двумя первыми, а с третьим ребята работают на месте самостоятельно. Проводим проверку с комментариями.

-Сравните предложения: ( Зима наступила, но  не лежит снег.  Вы не грустите!   Долго  ждать?)

-Какой текст вам больше нравится? Где информация дана больше? Сделайте выводы.

- Может быть, внимательный назовёт тему урока? (на доске термины висят с начала урока)

Ставят цели, формулируют тему урока. Проводят синтаксические разборы, проверяют выполненные работы.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

- Посмотрите на  тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».

Сравним с правилом.

Чтение правила на стр.151.

-  Предложения бывают по наличию второстепенных членов  распространенные и нераспространенные.

- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

Грохочет гром.- Вдали грохочет гром.

 Трещат сучья. – Трещат сухие сучья.

Лес удивляет. – Лес удивляет своими богатствами.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

-Назовите распространённые и нераспространённые предложения.

Физкультминутка под музыку 

Работают с учебником, сопоставляют свои выводы с информацией из учебника.

У доски разбирают предложения по членам – делают выводы, рассуждая.

Отдыхают , ритмично двигаясь.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися нового материала по отличию распространённых и нераспрстранённых предложений.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

!!!!! Выполняем упражнение 409. У доски 2 ученика записывают, объясняют орфограммы. Выделяют грамматические основы.  Последние предложения  разбираем синтаксически.

1.Работают  с  учебником (упр.409).Решают задания  по обозначению орфограмм вслух.

2. Выделяют грамматические основы в нераспространённых предложениях.

Действие по аналогии (П)   Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Самостоятельная работа  по эталону

Цель этапа: оценка учащимися результатов

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний

!!!!!Упражнение 410.  Устно 3 первые предложения. Работа в парах: остальные предложения составляем  и записываем.

!!!!!Упражнение 411. (1) Каждый ученик самостоятельно составляет связный текст.- ребята оценивают ладошками.

Выберите,  какая характеристика предложения является правильной?  (первое выполняют вместе, остальные  в команде.)

Принимай коней!                          
1)  побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
2)  повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространённое
3)  побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространённое;


Куда  идет наш паренёк?                          
1)  повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
2)  вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
3)  вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространённое;


 Бригадир работника  послал  в поле.                          
1)  повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
2)  повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространённое;
3)  побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространённое.

Резерв: упр. 412 работа по схемам.

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными?

I.Распространяют предложения второстепенными, сравнивают, делают выводы.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся ( упр.411  (2), с.151

Рефлексия.

-Я довольна вашей работой,  и мне очень  радостно, что сегодня мы стали  чуточку умнее!!!!! (выставление оценок).

Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково  слово!!!

 К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим  щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро. 

-Покажите свои смайлики и скажите по алгоритму:

-Сегодня я узнал……

- Для меня было открытием…

- Своей работой я ……

- Урок для меня показался….

- Мне было трудно…..

-Я рад, что…..

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

•-Сегодня я узнал……

- Для меня было открытием…

- Своей работой я ……

- Урок для меня показался….

- Мне было трудно…..

-Я рад, что…..

        Отвечают на вопросы:

•        Какие получили результаты?

•        Где можно применить новые знания?

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....