Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Титова Любовь Алексеевна

Методическая разработка содержит:

- план-схему урока;

- технологическую карту урока;

- конспект урока;

- материал для заданий урока;

- презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oslozhnennoe_predlozhenie.docx42.5 КБ
Файл 8_kl.oslozhnennoe_predlozhenie1.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе.

Ерохина Л.А., учитель русского языка и литературы, к.ф.н.

Тема занятия: «Понятие об осложнённом простом предложении. Однородные члены предложения»

1-ый урок по теме.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представлений об осложненных предложениях, обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены предложения; 2) различать сложные и простые осложненные предложения; 3) соблюдать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения; формирование относительной грамотности учащихся.

Технологии урока: создание проблемной ситуации, диалоговый метод, соревнование (фрагменты), межпредметные связи, групповая, парная и индивидуальная работа; фрагменты видеоурока.

Оборудование урока: презентация, регулирующая ход урока; раздаточный материал; орфографические карточки; орфографические словари; оформленная доска.

Ход урока (план-схема).

  1. Вступительное слово учителя. (2 минуты)

Озвучивание темы, напоминание о регламенте и этапах урока, постановка задач.

Задействованы регулятивные УУД.

  1. Орфографическая групповая работа. (5-7 минут)

Повторение словарных слов, внедрение трудных слов в речевое употребление, уточнение смысла трудных слов.

Задействованы познавательные и коммуникативные УУД.

  1. Работа со структурой предложения. Повторение. Работа у доски. (3 минуты)

На основании последнего записанного примера производится повторение синтаксического анализа структуры предложения. Активизация знаний о синтаксических функциях и умений определять роль каждого слова в составе предложения.

Задействованы УУД самодиагностики и самоконтроля.

  1. Формирование понятия об осложненном предложении. Групповая распределительная работа. (7 минут)

Закрепление умений нахождения грамматической основы предложения, распределения предложений по типам: простое и сложное – в соответствии с количеством грамматических основ. Частичный синтаксический анализ. Графическая работа. Активизация абстрактного мышления, визуальной памяти.

Задействованы познавательные и регулятивные УУД.

  1. Наблюдение над языковым материалом и обобщение. (5 минут)

Формирование общего алгоритма работы с простыми осложненными предложениями. Повторение сведений об однородных членах предложения. Навыки сжатого конспектирования видеоурока.

Задействованы коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД.

  1. Пунктуация при однородных членах предложения. Работа в паре. (7 минут)

Работа с пунктуацией при однородных членах предложения, усвоение речевых ситуаций, в которых использования ряды однородных членов. Графическая визуальная работа.

Задействованы коммуникативные, познавательные УУД

  1. Поэтические страницы. Художественно-выразительный потенциал ряда однородных членов. Задание А3 ОГЭ.

Активизация межпредметных связей русского языка и литературы. Подготовка к выполнению задания ОГЭ А3.

Задействованы познавательные, регулятивные УУД

  1. Подведение итогов урока. Этап обобщения и рефлексии.

Обобщение и систематизация в интерактивной форме. Активизация всех видов памяти. Рефлексия над проделанной работой.

  1. Домашнее задание. (Дифференцированное)

Домашнее задание по вариантам. (Отличается объём и сложность подобранного материала)

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Вводный 

(слайд 1)

Вступительное слово. Постановка темы, целей и задач, озвучивание регламента урока.

Слушание. Саморегуляция. Психологическая подготовка.

УУД регулятивные, познавательные.

Орфографичес-кая работа

(слайд 2)

Постановка задачи, регулирование выполнения упражнения, создание проблемной ситуации, обобщение и обозначение связи с последующим заданием.

Работа с орфографическими карточками, толкование значений, моделирование и запись примеров использования.

Проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, групповая работа, работа у доски.

УУД регулятивные, познавательные, самодиагностика, элементы соревновательной технологии.

Синтаксическая работа

(слайд 3)

Постановка задачи, регулирование хода выполнения, озвучивание вопросов.

Синтаксичсекий анализ последнего записанного примера, в соответствии с изученным порядком разбора.

Работа на повторение. Регулятивные, познавательные, речевые УУД.

Углубление ранее изученного материала. Понятие об осложненном предложении

(слайд 4)

Проблематизация изучаемого материала, постановка проблемного вопроса, сообщение алгоритма работы через выполнение учебного наблюдения над языковым материалом.

Распределительная и графическая работа, установление признаков простого и сложного предложения, активизация визуальной памяти.

Приемы создания проблемной ситуации, познавательные, коммуникаивные УУД.

Наблюдение над языковым материалом и обобщение.

(слайд 5)

Сообщение задачи для обобщения, постановка задачи к просмотру фрагмента видеоурока, контроль за выполнением.

Обобщающая работа с записанными примерами, просмотр фрагмента видеоурока и запись конспекта «Однородные члены предложения»

Фрагменты видеоурока.

Обучение составлению конспекта.

Познавательные УУД.

Пунктуация при однородных членах. Работа в паре.

(слайд 6)

Сообщение задания для работы в парах, сопровождение и контроль за выполнением.

Восстановление диалога из разрозненных реплик, инсценирование диалога, пунктуационная и графическая работа, обобщение пунктуационных правил в виде схем

Диалоговый метод.

Коммуникатив-ные, речевые УУД.

Поэтические страницы

(слайд 7)

Обеспечение межпредметных связей на уроке, ознакомление с поэтическим потенциалом изучаемого языкового материала, подготовка к выполнению заданий ОГЭ.

Запись фрагментов художественных текстов, активизация литературных знаний, установление использованного авторами приёма, установление связи синтаксиса с поэтическими функциями русского языка.

Эврестический метод, проблематизация обучения, межпредметные связи, элементы подготовки к ОГЭ (А3)

Познавательные, регулятивные УУД.

Подведение итогов. Обобщение и рефлексия.

(слайд 8)

Сопровождение обощений, оценивание работы и комментарий

Закрепление сделанных в течение урока выводов, рефлексия над выполненной работой

Активизация визуальной, слуховой и моторной памяти.

Регулятивные УУД, самоконтроль.

Домашнее задание.

(слайд 9)

Озвучивание домашнего задания и краткий комментарий.

Запись домашнего задания и выбор варианта выполнения.

Личностно-ориентированный подход. Дифференциация обучения.

Конспект урока.

  1. Вступительное слово

Ребята! Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С однородными членами предложения мы знакомы уже с 5 класса. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. Мы продолжим тренироваться в классификации разных синтаксических единиц, а также формировать свою практическую грамотность.

  1. Орфографическая разминка.

Прежде чем приступить к основной части урока, проведем небольшую орфографическую разминку. На доске вы видите карточки. На каждой карточке написано словарное слово. Наша задача выбрать правильное написание слова, определить его значение, показать, как слово употребляется в предложении. В случае необходимости сверим написание с орфографическим словарем.

  1. Синтаксическая работа.

Выполним ещё одно упражнение повторительного характера. На примере последнего предложения выполним синтаксический анализ. Вспомним его алгоритм.

  1. Доказать, что перед нами предложение.
  2. Определить цель высказывания.
  3. Указать интонацию.
  4. Определить, простое или сложное предложение перед нами.
  5. По составу грамматической основы определить, двусоставное или односоставное предложение перед нами.
  6. По наличию второстепенных членов указать, распространенное предложение или нет.
  7. Установить, полное предложение или неполное.
  8. Понаблюдать, осложнено или не осложнено предложение.

(Данное упражнение помогает актуализировать знания о синтаксических функциях и способах их определениях)

  1. Понятие об осложненном предложении.

Итак, обратимся к главной теме нашего сегодняшнего урока. Среди характеристик предложения есть два похожих термина, которые необходимо четко различать: сложное и осложненное предложение.

Чем отличаются сложные и осложненные предложения? Как определить, сложное или осложненное предложение перед нами.

Выполним классификационную работу. Распределим предложения в две колонки: 1 – сложные предложения; 2 – простые предложения. Графически докажем свой выбор.

  1. Эврестическая беседа. Конспект по видеоуроку.

Понаблюдаем над языковым материалом.

  • Есть ли в записанных нами предложениях слова, отвечающие на один и тот же вопрос?
  • К одному или к разным словам они относятся?
  • Одним или разными членами предложения они являются?
  • Определим способ выражения этих синтаксических функций.

Для закрепления наших выводов составим опорный конспект по фрагменту видеоурока.

  1. Работа в паре.

Однородные члены предложения встречаются как в письменных текстах, так и в устной речи. Поработаем над диалогами в паре.

  • Восстановите порядок предложений, расставьте пропущенные запятые и запишите текст в форме диалога.
  • Обозначьте однородные члены предложения в записанных репликах. Каким схемам они соответствуют?
  • Прочитайте по ролям, называя вставленные знаки препинания при однородных членах.

  1. Поэтические страницы.

Однородные члены предложения нередко встречаются и в поэтической речи. Понаблюдаем.

  • Запишите предложения в соответствии с годами жизни авторов (от самого старшего, к самому младшему).
  • Подчеркните в них однородные члены предложения.
  • Служат ли однородные члены в этих предложениях художественно-стилистическим целям?
  • Какой перед нами литературный приём?

  1. Подведение итогов.

Подводя итоги нашего урока, просмотрим ещё один фрагмент видеоурока.

  1. Домашнее задание.

Для выполнения домашнего задания вы можете выбрать один из вариантов:

По вариантам:

1 вариант – с. 107 упр. 226

2 вариант – с. 108 упр. 227

Материалы к заданиям.

  1. Орфографическая пятиминутка. Карточки.

К..МИТЕТ – комитет (1.Коллегиальный выборный орган, руководящий какой-л. областью государственной или общественной деятельности. // разг. Заседание, собрание такого органа.

2. Орган государственного управления, образуемый правительством для выполнения специальных функций.)

Б..ОГРАФИЯ – биография (1. Изложение наиболее значительных фактов чьей-л. жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. 2. Жизнь, жизненный путь кого-л. 3. перен. разг. История создания произведений литературы, искусства и т.п.)

ИСКУ (С/СС)ТВО – искусство (1. Творческая художественная деятельность.

2. Отрасль творческой художественной деятельности. 3. Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство. 4. Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость).

ПР..ОРИТЕТ – приоритет (1. Первенство в каком-л. открытии, изобретении и т.п. 2. Преобладающее, первенствующее значение чего-л.)

Т..ЛАНТЛИВЫЙ – талантливый (1. Обладающий талантом (1*); одаренный, даровитый. 2. Исполненный, выполненный с проявлением таланта (1*).

ПРЕЗ..ДЕНТ – президент (1. Избираемый на определенный срок глава государства. 2. Избираемый руководитель некоторых обществ, учреждений. 3. Высшее должностное лицо компании, корпорации).

К..РНАВАЛ – карнавал (1. Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми и т.п.

2. Костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми и т.п.)

Д..РЕКТОР – директор (Руководитель предприятия, учреждения или среднего учебного заведения).

ПОР..ЖАТЬ – поражать (1. Наносить удар оружием; убивать. // перен. Внезапно наступать, постигать (о болезни, горе и т.п.). // перен. Попадая во что-л., разрушать, повреждать, приводить в негодность. // перен. Наказывать, карать. 2. Наносить поражение, побеждать, одолевать. // Одерживать верх в борьбе, состязании и т.п. 3. перен. Причинять ущерб, вред, урон и т.п. // Парализовать, нарушать жизнедеятельность, нормальное состояние организма, его органов, ткани и т.п. 4. перен. Производить сильное впечатление; удивлять, изумлять).

  1. Групповая распределительная работа.

1.         Надвигался знойный, тяжелый день. (простое осложненное)

2.        Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться тучами. (сложное)

3.        Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей. (простое осложненное)

4.        У самого родника росли не только дубы, но и ели. (простое осложненное)

5.        Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто кто задел колокольчик. (сложное)

6.        Медленно всходила угрюмая луна, от земли поднимался душный запах. (сложное)

7.        Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной теплой осени. (сложное)

8.        Им приходилось как землю рыть, так и камни обтёсывать. (простое осложненное)

  1. Работа в паре. Диалоги.

- Привет. Какие планы на выходные?

- Привет. Можем поехать в кино,  пойти в театр или отправиться в поход.

- Хорошая идея. Завтра обещают безоблачную, теплую погоду. Поход будет весьма кстати.

- Отлично. Тогда встречаемся утром,  собираем всё необходимое,  а затем выдвигаемся по выбранному маршруту.

- И обязательно с ночевкой. Давай подумаем, что нам может пригодиться?

-  Палатка и спальные мешки, спички и вода,  котелок и другая посуда.

- Отлично. До встречи.

- Здравствуйте. Я хотел бы приобрести цветы для моего сада.

- Здравствуйте. Какие цветы вам больше нравятся? Мы можем предложить вам как весенние,  так и осенние цветущие растения.

- Мне хотелось бы разводить или розы  или лилии. Какие сорта вы посоветуете?

- Вы можете попробовать развести вот эти чайные розы и  тигровые лилии. Они очень неприхотливы.

- Это хорошо. Я ещё не пробовал разводить ни розы,  ни лилии. Мне не хотелось бы погубить эти красивые растения.

- Не беспокойтесь. У вас всё получится.

- Спасибо. Тогда я возьму и лилейные луковицы,  и корни розы.

- Я слышал, что ты недавно ходил на фестиваль фейерверков. Расскажи о своих впечатлениях.

- О, это было просто великолепно,  и таинственно,  и красочно,  и загадочно,  и ярко.

- Как бы мне хотелось увидеть всё своими глазами! Какие краски преобладали?

- Вспышки были то красные,  то желтые  то зеленые. Но чаще всего в небо взмывали серебристые снопы искр.

- Великолепное зрелище!

- Присоединяйся в следующий раз к нашей компании.

- С удовольствием.

  1. Поэтические страницы

  • Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский.) (1821-1881 гг.)
  • Все грани чувств, все грани правды стерты:/ В мирах, в годах, в часах (А. Белый) (1880- 1934)
  •     Не жалею, не зову, не плачу… (С.А. Есенин) (1895-1925 гг.)
  • Не сломлюсь, не дрогну, не устану,/Ни крупицы не прощу врагам. (О. Г.Бергольц) (1910-1975 гг.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осложненное предложение

Слайд 2

Орфографическая пятиминутка

Слайд 3

Синтаксический анализ (повторение)

Слайд 4

Понятие об осложненном предложении

Слайд 5

Понаблюдаем над языковым материалом

Слайд 6

Знаки препинания при однородных членах

Слайд 7

Поэтические страницы

Слайд 8

Подведем итоги

Слайд 9

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Обобщающие слова при однородных членах" 8класс предложения.

Конспект урока  русского языка в8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах" с использованием ИКТ. К конспекту прилагаются презентация  и описание методики использования ИКТ на ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка урока по русскому языку "Роль односоставных предложений в речи"

Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы "Односоставные предложения в речи" с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему....

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе с применением фреймовой образовательной технологии по теме "Определённо-личное предложение"

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данной темы по другим ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса

Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...