Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Алёшкина Яна Алексеевна

Конспект разработан согласно требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Конспект урока.                                                                                        

Предмет: Русский язык.

Класс: 5в

Тип урока: комбинированный урок.

УМК: русский язык для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Технологическая карта

Тема

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

Цель

Ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, дать понятие о восклицательном предложении.

Задачи

Научить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; развить умение распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

Формируемые УУД

Личностные:понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Регулятивные:развивать умение формулировать цели и задачи урока.

Познавательные:формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания (побудительные, вопросительные и повествовательные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Коммуникативные:развивать умение произносить предложения с нужной интонацией в зависимости от речевой ситуации.Работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные понятия

Синтаксис, предложение, пунктуация, цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательное и невосклицательное предложение.

Ресурсы:

Учебник, карточки с заданием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учащихся:

-Здравствуйте, ребята! Запишите число, тему урока.

Приветствие учителя.

Запись в тетрадь числа, классной работы, темы урока.

Учащиеся готовы к уроку, к восприятию новой темы.

Личностные:мотивация учения.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

-Ребята, дома вы должны были выполнить упражнение 142. Возникли ли у кого-нибудь из вас затруднения? Давайте проверим.

-Прежде чем перейти к новой теме урока, давайте вспомним, что такой синтаксис?

-Что такое пунктуация?

-Что такое предложение?

Двое учащихся отвечают домашнее задание, третий учащийся отдает учителю тетрадь на проверку. Остальные дети проверяют домашнюю работу у себя в тетради.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Проверка домашнего задания, повторение основных вопросов, нужных для изучения новой темы.

Ученики повторили и обобщили знания предыдущей темы урока.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы учителя, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:поиск и выделение информации в домашней работе.

III. Постановка темы урока

Цель.

Формулирование цели урока.

- Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит?                      - Подумайте, от какого слова образовалось слово «высказывание»?-Назовите однокоренные слова.

- Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте их озвучим.

Дети читают тему урока.

Ученики высказывают свои предположения (сказать, рассказать, высказать).

Дети предлагают цели:

- узнать, как делятся предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Постановка наводящих вопросов, с помощью которых учащиеся должны сформулировать цели урока.

Ученики с помощью учителя сформулировали основные цели сегодняшнего урока.

Личностные:ученики желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её. Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с видами предложений по цели высказывания и интонации.

-Откройте учебник на странице 70. Прочитаем теоретический материал. Далее учитель рисует схему «Виды предложений по цели высказывания» на доске.

Учитель вместе с учениками придумывают предложения, различные по цели высказывания.

-Откройте страницу 73, прочитаем про восклицательные предложения.

На доске записаны предложения:

В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень!

-Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек?

-Одинакова ли цель у этих предложений?

-Чем отличаются эти предложения?

Один учащийся читает вслух.

Учащиеся перерисовывают схему в тетрадь для правил.

Ученики совместно с учителем придумывают предложения и записывают их в тетрадь.

Ученики читают правило на странице 73.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь.

-Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.

-Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень.

1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством.

Чтение теоретического материала в учебнике, зарисовка схемы с доски в тетрадь; рассуждение, направленное на поиск правильного ответа.

Учащиеся познакомились с видами предложений по цели высказывания, узнали о восклицательных предложениях.

Личностные: ученики осознают свои возможности в учении, проявляют интерес к новой теме.Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания, слушают ответы одноклассников.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить умение различать  предложения по цели высказывания и интонации, сформировать знание правильной постановки знака препинания в конце предложения.

-Прочитаем задание к упражнению 146, выполним его устно.

- Запишемупражнение 150.

-А теперь поработаем в группах. Сейчас вы разделитесь на 5 команд по 5 человек. У каждой группы будет свое задание. Вам нужно составить диалог, который должен содержать все виды предложений по цели высказывания, а также восклицательные предложения. Придумать не менее 10 предложений.

1 группа придумывает диалог на тему: две одноклассницы обсуждают каникулы;

2 группа: разговор мамы с сыном, который получил «2»;

3 группа: диалог бабушки и внучки, прочитавшей интересную книгу;

4 группа: беседа учителя и ученика, который не подготовился к уроку;

5 группа: одноклассники обсуждают любимый предмет в школе.

Один ученик отвечает по одному предложению.

Несколько учеников по очереди выходят к доске и выполняют упражнение, остальные выполняют его в

тетрадях.

Учащиеся объединяются в группы по 5 человек, составляют диалог по заданной теме, затем двое из команды выходят к доске и зачитывают получившийся диалог.

Устное и письменное выполнение упражнений, работа в группах.

Ученики закрепили новые знания по теме: «Виды предложений по цели высказывания. Восклицательное предложение», узнали, чем они отличаются и для чего нужен каждый вид предложения по цели высказывания.

Личностные: понимают значение знаний для человека.Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VI.Самостоятельная работа

Цель

Проверить умения в определении вида предложения по цели высказывания и интонации.

-Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки, вы прочтёте внимательно задание и выполните его, применив знания, которые вы сегодня получили. (См. приложение).

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках.

Выполнение самостоятельной работы на карточке с дополнительным заданием.

Учащиеся самостоятельно выполнили задание по сегодняшней теме, благодаря чему проверили свои знания и умения на практике.

Познавательные:самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

Регулятивные:контроль своей деятельности.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Распределительный диктант. Учитель диктует предложения.

Расти, наш сад, и распускайся в срок. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Вам понравилась эта книга? Взгляни в окно! По радио сообщили о погоде на завтра. Отдохни-ка у лесной опушки.

Учащиеся распределяют предложения в три группы по цели высказывания, подчеркивают главные члены предложения.

Один учащийся выполняет задание у доски.

Написание распределительного диктанта, выполнение дополнительного задания, помогающего вспомнить предыдущую тему и подготовиться к дальнейшим темам в системе уроков русского языка.

Учащиеся систематизировали и обобщили умения и навыки по теме «Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения».

Личностные: ученики осознали свои возможности в учении.

Познавательные: проявляют интерес к последующим темам по русскому языку.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Давайтеподведем итоги сегодняшнего урока и сделаем вывод. Расскажите, что нового вы узнали на уроке?

-На какие виды подразделяются предложения по цели высказывания?

- Для чего нужны такие виды предложений?

- От чего зависит выбор того или иного вида предложений?

-Как делятся

предложения по интонации?

-Всегда ли в конце повествовательного и побудительного предложений стоит точка?

-Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

-Чтобы более точно донести до слушателя свои мысли.

-От ситуации.

-По интонации все предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Ответы учащихся.

Постановка вопросов, с помощью которых учащиеся должны сделать выводы, достигли они обозначенных целей урока или нет.

Учащиеся достигли поставленной  цели, сделали выводы, оценили качество своей работы.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.Коммуникативные:оценка своих действий и действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX. Д/з.

Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Приложение.

Карточка.Прочитайте текст, озаглавьте. Определите его основную мысль. В пропуски, стоящие после каждого предложения, запишите вид предложение по цели высказывания, по интонации. Выполните задания после текста.

Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я бы выпускал для детишек конфеты «Азбука».___________________________ Существуют же конфеты «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще и «Азбука».______________________ Не всё ли равно, что на бумажке печатать?_____________________ А тут на одном фантике - буква А и нарисован автобус или арбуз, на другом - буква Б и рядом белочка нарисована. _____________________А польза-то какая!________________________Собирай такие фантики и учи азбуку!_________________________ Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным!_____________________

  1. Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу.
  2. Выпишите из текста два именныхсловосочетания:____________________________________________________________________________.
  3. Выпишите из текста два глагольных словосочетания:____________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Виды предложений"

Конспект урока предназначен для учеников 5 класса для объяснения нового материала "Виды предложений". Учебник для 5 класса татарских школ под редакцией Л.З.Шакировой...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сложносочинённое предложение" (на основе творчества поэтов Прикамья)

Данный урок русского языка тесно связан с уроком литературы и основан на региональном компоненте,очень хорошо  подойдёт учителям Пермского края....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Обстоятельство как член предложения"

Цель данного урока: закрепить понятия о дополнниии определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельства в речи; развивать навыки синтаксического разбора; формировать привычку к ре...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения"

Цели:1)    дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"

2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...