Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сметанинская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

        Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема:  «Понятие о сложном предложении»

        Автор: Козлова Виктория Сергеевна

        учитель русского языка и литературы

                                                  2019

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

  • Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
  • Знать особенности сложных предложений.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

- развитие: а)орфографической и пунктуационной грамотности;

б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор(нахождение сложного среди других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Необходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.

На доске представлено 2 предложения (простое и сложное) . Перед учениками ставится вопрос в чем отличие предложений( по виду, структуре).

У: Как думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? ( о сложном предложении)

Давайте вспомним, какая наука занимается изучением строений словосочетаний и предложений? (синтаксис)

Беседа о видах предложений.

У: Хорошо, как вы правильно отметили, сегодня мы будем знакомиться с понятием о сложном предложении. Давайте поставим цели урока.

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Знать особенности сложных предложений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

- развитие: а)орфографической и пунктуационной грамотности;

II. Наблюдения учащихся (§ 7, с. 25).

Учащиеся рассматривают предложения, записывают в тетрадь, находят грамматические основы, сопоставляют их число в простом и сложном предложениях, отвечают на вопросы: — Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное? — Какой вы знаете способ связи простых предложений в составе сложного? Вывод: сложное предложение передаёт больший объём информации, чем простое; составляющие его простые предложения образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения. Читается вслух теоретический материал на с. 25.

III. Закрепление материала и проверка понимания темы.

  1. Учащиеся выполняют упр. 41 устно (читают предложение в соответствии с интонационной схемой). Далее указывают предложения, которые читаются с интонацией незаконченности, находят предложение, которое произносится с интонацией завершения. Учащиеся делают вывод: части сложного предложения не имеют смысловой и интонационной законченности. Интонация конца предложения присуща сложному предложению в целом. 2. Упр. 42 выполняют письменно: читают выразительно стихотворные отрывки о Москве, выписывают сложное предложение, подчёркивают грамматическую основу, составляют схему сложного предложения. Устно отвечают на вопросы: — Какие чувства и мысли вызвали стихотворные отрывки о Москве? — Как вы будете читать первый и второй отрывки (громко или тихо, быстро или медленно)? Почему? 3. В упр. 44 учащиеся записывают текст, вставляя пропущенные буквы, находят сложное предложение, чертят его схему, объясняют, почему это предложение сложное.

Физкульминутка.

4. Первая группа учащихся пишет диктант с продолжением (упр. 45 на c. 27). 39 Учащиеся записывают текст под диктовку, подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях, далее самостоятельно продолжают записанный под диктовку текст. Вторая группа конструирует из простых предложений сложные с союзами и без них, выясняет смысловые отношения между частями сложного предложения, подчёркивает грамматические основы предложений. Простые предложения учитель записывает на доске. 1) Было уже часов десять вечера. 2) Над садом светила полная луна. 3) Последние тени сливались. 4) За курганом тускнело мёртвое зарево.

IV. Обобщение нового материала, подведение итогов урока по вопросам:

 — Каковы признаки сложного предложения? — Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного? — Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное? — Где преимущественно употребляются сложные предложения?

 V. Домашнее задание: а) выучить теоретический материал на с. 25; б) выполнить упр. 43 на с. 26—27; в) написать текст на тему «Краски осеннего леса», подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Урок повторения в 9 классе по теме «Сложные предложения»

Цель:  Систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме БСП.1.    Способствовать развитию грамотной образной речи учащихся, развивать творческие способности учащихся.2....

Урок-практикум в 11 классе на тему:"Сложное предложение"

Данный урок является подготовительным к сдаче экзамена в рамках ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Урок-зачет в 9 классе по теме Сложные предложения

Программа курса 9 класса почти полностью отведена на изучение синтаксиса сложного предложения. Зачет состоит из двух частей: устного(теория) и письменного ( практические задания)В письменной части зач...