Урок-зачет в 9 классе по теме Сложные предложения
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Хамидуллина Гульнара Фанировна

Программа курса 9 класса почти полностью отведена на изучение синтаксиса сложного предложения. Зачет состоит из двух частей: устного(теория) и письменного ( практические задания)

В письменной части зачета проверяются знания учащихся на практике правильно расставлять знаки препинания в СП , умение конструировать предложения: составить сложное из простого, правильно находить грамматическую основу предложения, определять вид сложного предложения, в том числе вид придаточного в сложноподчиненном предложении, составлять схемы сложных предложений и другое.

Теоретические знания учащихся проверяются при устном ответе 2-3 вопросами разного характера (на примере пунктуации в разных видах сложных предложений, о союзах, используемых в СП, о видах СП). Учащиеся приводили примеры к своим  ответам. Слабым учащимся задавались вопросы более общего характера: Что такое СП? Когда ставится запятая, двоеточие? Чем отличается ССП от СПП? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-zachet_v_9_klasse_po_teme_slozhnye_predlozheniya.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Байрякинская средняя общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Урок - зачёт по русскому языку в 9 классе

по теме «Сложные предложения»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Хамидуллина  Г.Ф.

2015 год

Автор: Хамидуллина Гульнара Фанировна, РТ, Ютазинский район, с. Байряка, учитель русского языка и литературы МБОУ «Байрякинская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: Урок - зачёт по теме «Сложные предложения»

Цели: 

  1. Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях, закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
  2. Развивать логическое и образное мышление, коммуникативную деятельность учащихся.
  3. Воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, чувство ответственности.

Задачи: развивать у учащихся навыки логического мышления,  внимания, орфографической и пунктуационной зоркости, вспомнить и систематизировать знания  о сложных предложениях

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная (приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой)

Планируемые образовательные результаты: 

- учащиеся  усовершенствуют навыки синтаксического разбора сложного предложения,

- учащиеся и учитель выявят «западающие» темы

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Вводный (организационно-мотивационный) этап 

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Подготовка учащихся к работе.

Постановка цели и задач урока.

- Ребята, в течение многих месяцев мы с вами изучали синтаксис сложного предложения. Мы узнали о видах сложных предложений, видах придаточных, постановке знаков препинания, правописании союзов и о многом другом. Сегодняшний урок – это  завершающий урок по данной теме. И ваша задача –  вспомнить все изученное и показать свои знания. Вам предстоит сдать зачет, к которому мы так долго готовились.

II. Основной  (информационно-аналитический) этап 

Зачет состоит из двух частей: устного и письменного. Письменную часть вы выполняете индивидуально на карточках.  Приступаете к работе сразу после получения  заданий. А для устной части я буду вызывать вас по одному. Итак, приступим к работе.

Учитель раздает учащимся карточки с дифференцированными заданиями: для сильных и слабых учащихся. Для устного ответа приглашаются сначала желающие, затем – по списку. Задается 2-3 вопроса на разные случаи  (пунктуация, виды сложных предложений, союзы) также дифференцированно, с учетом умственных возможностей учащихся.

Вопросы к устной части зачета по теме «Сложные предложения» в 9 кл. по рус.яз.

1. Какие предложения называются сложными? Расскажите о видах СП.

2. На какие виды делятся союзные предложения? Расскажите об особенностях каждого вида (ССП и СПП)

3. Расскажите о сочинительной связи в СП.

4. Назовите группы сочинительных союзов, которые употребляются в ССП.

5. Расскажите о подчинительной связи в СП.

6. На какие группы делятся СПП? Назовите виды придаточных.

7. Расскажите о  ССП. Приведите примеры

8. Расскажите о  СПП. Приведите примеры

9. В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится запятая и  точка с запятой?

10. Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая? Приведите примеры

11. Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова? Как различать подчинительные союзы и союзные слова?

12. Какие  сложные предложения называются бессоюзными? Расскажите о БСП.

13. В каких случаях между частями БСП ставится запятая? Приведите примеры.

14. В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры.

15. Когда между частями БСП ставится двоеточие? Приведите примеры

16.  Когда между частями БСП ставится тире? Приведите примеры.

17.  Назовите синтаксические синонимы БСП? Приведите примеры.

II. Вопросы к письменной части зачета (выполняются на карточках )

Для сильных учащихся

Задание 1. Конструирование предложения.

Замените выделенные члены предложения синонимичными так, чтобы вместо каждого данного предложения получилось:

а) сложноподчиненное;

б) сложносочиненное;

в) сложное бессоюзное предложение.

Изменяйте порядок следования простых предложений. Если потребуется, добавляйте нужные слова, объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.

    1. Из-за размытых дорог строительство моста пр..ост..новилось. 2. В результате сильного снегопада движение трансп..рта в городе было затруднено. 3. Во время туристского похода ребята заметно сдружились.

 

Задание 2. Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, определите количество простых предложений в составе сложного:

1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)

2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)

3) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)

4) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё гуляли. (А.Ч.)

5) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.)

Задание 3.  Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания. Заполните таблицу.

                

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

         

        А. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

         Б. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

         В. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

         Г. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

         Д. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

         Е. Не спится няня здесь так душно.

         Ж. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

        З. Ребята их было четверо держались в стороне.

        И. Пробовал бежать ноги от страха не двигались.

Задание 4. Составьте схемы данных предложений 

1. В некоторых странах есть реки, из которых нельзя брать воду даже для питья.

2. Сегодня экологические проблемы приняли настолько глобальный характер, что стали влиять на человека.

3. Приумолкла, приутихла северная река, которая вошла в свое русло после половодья.

4. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

5. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

Задание 5. Выполните тесты 

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Человек, если ему дать свободу, творит чудеса.

Б) Весь небосвод дышал безжалостным жаром.

В) Ожидая неприятного разговора, я вошел в комнату.

2. Определите вид придаточного предложения: Поэт хочет, чтобы его стихи были доступны и понятны народу.

А) изъявительное Б) определительное В) обстоятельственное

3. Вставьте подходящий союз в СПП: Лесничий усмехнулся, ... мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

А) чтобы Б) когда В) что

4. Определите вид СПП: Чтобы познать себя, надо упорно учиться.

А) причины Б) цели В) времени

5. Сколько придаточных в данном СПП?

Учитель отметил, что новый материал заинтересовал учеников, что все были готовы отвечать.

А) одно Б) два В) три

6. Какой схеме соответствует предложение: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) (...), [...] Б) [... (...), ... ] В) [...], (...)

Для слабоуспевающих учащихся

Задание 1. Конструирование предложения. Простые предложения преобразуйте в сложные. Имейте в виду, что при изменении простого  предложения в сложное в предложении должны получиться две грамматические основы.

  1. Замените уточняющие обстоятельство места придаточным места, употребив союз «где». 

Рядом, под темнеющими деревьями, пробежала белка.

  1.  Замените условие, выраженное сочетанием существительного с предлогом, придаточной частью с союзом «если».

При желании ты сможешь учиться лучше.

 3.   Перестройте предложение, заменив прямую речь придаточным изъяснительным.

Ч.Айтматов говорил в одном из своих интервью: «У было трудное, полусиротское детство…».

Задание 2. Поставьте, где нужно, пропущенные знаки препинания, укажите количество грамматических основ.

1) В густых дубравах ликует эхо ? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Пётр был очень им доволен ? и неоднократно звал его в Россию ? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

3) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы ? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)

4) Шёл снег ? и был мороз по утрам ? но дороги уже потемнели ? и над ними, каркая, носились грачи. (А.Ч.)

Задание 3. Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:

1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)

2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)

3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)

4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.)

5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)

Задание 4. Составьте схемы данных предложений 

1. В некоторых странах есть реки, из которых нельзя брать воду даже для питья.

2. Сегодня экологические проблемы приняли настолько глобальный характер, что стали влиять на человека.

3. Приумолкла, приутихла северная река, которая вошла в свое русло после половодья.

4. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

Задание 5. Выполните тесты 

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Человек, если ему дать свободу, творит чудеса.

Б) Весь небосвод дышал безжалостным жаром.

В) Ожидая неприятного разговора, я вошел в комнату.

2. Определите вид придаточного предложения: Поэт хочет, чтобы его стихи были доступны и понятны народу.

А) изъявительное Б) определительное В) обстоятельственное

3. Вставьте подходящий союз в СПП: Лесничий усмехнулся, ... мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

А) чтобы Б) когда В) что

4. Определите вид СПП: Чтобы познать себя, надо упорно учиться.

А) причины Б) цели В) времени

5. Сколько придаточных в данном СПП?

Учитель отметил, что новый материал заинтересовал учеников, что все были готовы отвечать.

А) одно Б) два В) три

6. Какой схеме соответствует предложение: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) (...), [...] Б) [... (...), ... ] В) [...], (...)

III. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап 

  1. Рефлексия. Самооценка.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, показали свои  знания. Уровень знаний теоретической части программы вы продемонстрировали при устном ответе, практические навыки предстоит еще проверить. Оценку вы получите как среднюю арифметическую за два вида работы.

Довольны ли вы своей работой сегодня на уроке? Как вы сами оцениваете свои знания по  итогам зачета? Заполните, пожалуйста, лист самооценки.

Имя __________________ 
Класс _9________________ 
Название темы «Сложные предложения (зачет)». 

Я легко решил задания на темы:__________________

Постановка знаков препинания для меня  вызывает / не вызывает затруднения. 

Я могу (умею) ___________________

________________________________

__________________________________

_________________________________

Что мне понравилось в моей работе. _______________________________________

Что вызвало затруднение. __________________________________________________

Над какими вопросами мне еще нужно работать?______________________________

Я бы поставил себе оценку «____».

  1. Домашнее задание.

Всем спасибо! На этом урок-зачет завершен. Домашнее задание – выписать из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» по одному предложению:

- ССП

- СПП

- БСП

- СП с разными видами связи

- СПП с параллельным подчинением придаточных

- СПП с последовательным подчинением придаточных

Выделить союзы, подчеркнуть грамматические  основы.

Для сильных учащихся: дополнительно составить схемы предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложные предложения"

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение." В  конспекте представлены разные виды работы учащихся на уроке....

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Сложное предложение"

Цели урока:Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном предложении;Развивающие: развивать умение ставить ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....