Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Элина Валерьевна Гарейшина

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013. 

Тема:  «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

  1. общеобразовательные:

- вспомнить и обобщить знания о сложном предложении;

- углубить понятие о структуре сложного предложения;

- понимать роль союза И в простом и сложном предложении;

2)  развивающие:

       - развивать умение анализировать структуру сложного предложения;

       - совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложном предложении;

       - развивать умение составлять сложные предложения по схемам;

 3)  воспитательные:

       - прививать интерес к русскому языку;  

       - воспитывать нравственные качества личности.

Планируемые результаты:

предметные:

         - владеть всеми видами речевой деятельности;

         - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

метапредметные:

           - применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; 

           - использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

личностные:

           - формирование уважительного отношения к русскому языку;

           - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.  

Тема:  «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

  1. общеобразовательные:

- вспомнить и обобщить знания о сложном предложении;

- углубить понятие о структуре сложного предложения;

- понимать роль союза И в простом и сложном предложении;

2)  развивающие:

       - развивать умение анализировать структуру сложного предложения;

       - совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложном предложении;

       - развивать умение составлять сложные предложения по схемам;

 3)  воспитательные:

       - прививать интерес к русскому языку;  

       - воспитывать нравственные качества личности.

Планируемые результаты:

предметные:

         - владеть всеми видами речевой деятельности;

         - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

метапредметные:

           - применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;  

           - использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

личностные:

           - формирование уважительного отношения к русскому языку;

           - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

                                                                                                       Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя.

Беседа с учащимися.

  1. Вспомните, какое предложение называется сложным?
  2. С какой целью в начале года мы повторяем изученный материал?
  3. Чем лично вам интересна и важна эта тема?

Приветствуют учителя.

Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные: целеполагание;

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте  на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

3.Выстраивание проекта и его реализация

Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.

 

«Мозговой штурм»

Рефлексия на данном этапе.

Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.

Групповая практическая работа «Экспертиза»

Рефлексия данного этапа работы.

Самостоятельная работа (с привлечением при необходимости консультанта из группы)

Предлагаю выбрать «оператора», который будет наглядно в программе «Microsoft Office  PowerPoint 2007» фиксировать результаты нашей работы.

Задает вопрос:

«Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить запятые в сложном предложении?»

Предложите план нашей работы на уроке.

Для удобства работы предлагает учащимся распределиться на группы и в каждой выбрать координатора. Предлагает посмотреть на экран, на котором представлен кроссворд, и прочитать термины, включенные в него. (синтаксис, пунктуация, запятая, простое, сложное, основа, подлежащее, сказуемое)

Задает вопрос: как связаны эти слова с темой урока?

Дает задание: предлагаю вам выполнить задание «наоборот». Составьте вопросы, чтобы ответами служили вписанные в кроссворд слова.

Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?

Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний.

«Воздух

«Земля»

«Огонь»

«Вода»

Предлагает прочитать задание к упр. 49

Дает групповые задания:

I группа: найти простые предложения, осложненные однородными членами, обозначить грамматические основы, построить схемы.

II группа: найти сложные предложения, обозначить грамматические основы, объяснить пунктуацию, построить схемы.

III группа: выполнить синтаксический разбор 4 предложения, морфологический разбор слова одинокие

В развитии  каких навыков тренировались, выполняя данное задание?

Слово учителя: насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы. Упр. 51

Дифференцированное задание.

  1. Выполни 1-3 задания упр. 51
  2. Выпиши сложные предложения. Построй схемы.
  3. Спиши слова с выделенными орфограммами, графически объясни выбор.

Выбирают ученика-оператора;

Составляют план действий, озвучивают, оператор на слайдах фиксирует план.

 Примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме. (Что общего имеют и чем различаются простые и сложные предложения?)

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык постановки запятой в сложном предложении.

3.На примере создания собственных текстов проверить устойчивость приобретенного навыка.

Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора

Знакомятся с кроссвордом, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя,  обсуждают в группе, читают составленные вопросы.

Оператор фиксирует составленные вопросы на слайде.

Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.

Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород.

«Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте.

Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени.

Делают движения руками, как пловцы

Один ученик читает вслух, остальные слушают и следят глазами.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

Самостоятельно анализируют предложения, находят простые и сложные предложения с союзом И, объясняют роль союза И обсуждают в группе, презентуют групповое задание, вносят номера предложений в таблицу вместе со схемами. Обобщают ответы, делают выводы.

Оператор вносит в таблицу результаты работы каждой группы.

Ученики самостоятельно выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.

Выборочная проверка задания.

Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников. По желанию – взаимопроверка в группе.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования значения слов.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)

Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные: объяснять языковые явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

Задает вопросы:

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

Домашнее задание

Комментирует дифференцированное домашнее задание.

  1. Составить предложения указанных видов на тему «Наш класс». Упр. 49.
  2. Составить и записать сложные предложения по схемам. Упр. 52.