Урок-практикум в 11 классе на тему:"Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Данный урок является подготовительным к сдаче экзамена в рамках ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-praktikum_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 11 классе
Тема урока: Синтаксис. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Цели урока: Образовательные:
- актуализация знаний, умений и навыков учащихся при изучении связи синтаксиса и пунктуации;
- упорядочение процесс обучения путем алгоритмизации пунктуационных правил;
- формирование умений анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала;
- создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации учебного материала;
- систематизация знаний учащихся с целью подготовки к ЕГЭ;
- обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Развивающие:
- развитие умений излагать свою точку зрения, логического мышления (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы);
- формирование умений анализировать информацию и выделять главное;
- развитие умений сравнивать, комментировать, делать выводы;
- развитие творческих, коммуникативных качеств;
- развитие личных качества учащихся (чувства товарищества, взаимоподдержки), формирование общекультурных навыков.
Воспитательные:
- формирование желания постоянно пополнять свои знания и поддерживать интерес к изучению русского языка;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
Задачи урока: Изучить связи синтаксиса и пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, отработать навык работы с заданиями ЕГЭ по русскому языку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа, мы повторим, обобщим и систематизируем изученный ранее материал, который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному экзамену. Желаю вам получить только положительные оценки.
-Запишите в тетрадь число. Читаю высказывание К.Г. Паустовского о русском языке.
2. Повторение изученного материала.
1. Начнём наш урок с орфоэпической разминки.
3. Определение темы урока.
-Ребята, мы уже работали над сложным предложением, давайте вспомним материал и восстановим схему.
-Рассмотрите схему (Слайд).
-Восстановите схему.
Бессоюзные сложные предложения мы будем рассматривать на следующих уроках, а сегодня на уроке будем работать со сложными союзными предложениями.
Запишите тему в тетрадь: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
-Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.
4. Объявление цели.
-Сегодня на уроке мы рассмотрим трудные случаи постановки запятой в сложных союзных предложениях
5. Актуализация знаний.
-Сопоставьте две схемы и определите, в чем их сходство и чем они отличаются.
(Сходство: это два СП
Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – ССП)
-Какое из предложений соответствует 1 схеме? 2 схеме?
5.Обобщение и систематизация знаний.
- Давайте вспомним теоретические сведения о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Это поможет нам в дальнейшей работе на уроке.
- Помогут нам в этом ученики, которые подготовили презентации о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Послушаем … (ученика или ученицу) о сложносочиненных предложениях. Презентация №1.
-Разберём практические задания, касающиеся постановки знаков препинания в сложном предложении. Такие задания помещены в тестах ЕГЭ под литерой «А». Начнем с заданий на различение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
У доски:
Сидит заяц на задних лапках под кустом и не шевельнётся. День был безветренный, и жара с каждым часом усиливалась.
-Давайте вспомним алгоритм работы со ССП. (Приложение 5)
-Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на парте. Работаем с карточкой №1 (приложение 6, слайд). Вы должны в течение 2 минут прочитать задание, записать предложение, по алгоритму выполнить задание. Подготовьтесь к комментированию правильного выбора ответа.
-Объясните выбор пунктуации.
(Ученик комментирует задания)
Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем
Физминутка
-Мы рассмотрели случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Сейчас разберем знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Наташа представит нам презентацию о СПП (Приложение 7).
-Работаем с карточкой №2. Вы должны в течение 2 минут прочитать задание, записать предложение, по алгоритму выполнить задание. Подготовьтесь к комментированию правильного выбора ответа.
- Ребята, кто первый выполнит задание, поднимите руку.
-Обратим внимание на предложение:
Я не понял, хотел ли он меня обидеть или слово вырвалось у него случайно.
(Записано на доске учеником, быстро выполнившим задание. Разбор предложения)
- Перестроить простое вопросительное предложение в СПП.
Ты пойдешь с нами в театр?
Я спросил, пойдет ли он с нами в театр.
-Комментирование ответов по карточкам. Объясните выбор пунктуации.
(Ученик комментирует задания)
- Вам предлагаются предложения на карточках №3 Работа по вариантам. Внимательно прочитайте предложения, определите случаи, о которых не стоит забывать.
-Ответ первой группы (Слайд 15).
-Отвечает вторая группа (Слайд 16).
- Сейчас поработаем с текстом. Перед вами тексты с заданиями.
Из текста выписать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Правильно расставить знаки препинания. В СПП указать виды придаточных.
6. Определение домашнего задания и инструктаж.
- Дома продолжите работу с текстами.
7.Оценивание учащихся.
-Мне хочется отметить работу всего класса и отдельных учеников.
8.Подведение итогов
-Итак, подведем итог нашей работы на уроке.
– Какую тему мы повторяли на уроке? (Постановка знаков препинания в сложных союзных предложениях
.– Достигли ли мы с вами поставленной цели урока?
- В листе самооценки напишите свои отзывы об уроке
-Зачитайте ваши ответы по уроку.
- Я очень довольна нашей сегодняшней работой. Желаю вам успехов на следующих уроках. Всего доброго.
10. Рефлексия деятельности на уроке.
Работа со схемой по определению самооценки работы на уроке.
- Мне понравилось на уроке, что я…
- Я ощущал себя на уроке…
- Мне нужно еще поработать над…
11. Домашнее задание.
Завершение работы с текстами.
12. Заключительное слово учителя:
Родной язык необходимо знать, чтобы…
чтобы просто чувствовать себя русским человеком!
…ибо «родной язык, как родину и родителей, не выбирают, они даются нам вместе с рождением и впитываются с детством.
Для каждого из нас – это центр Земли, к которому мы будем стремиться всю жизнь!»
13. Методическая литература:
1. ЕГЭ 2012. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С)/ Львов В.В. и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2012
2. http://festival.1september.ru/
Самоанализ:
Данный урок русского языка проводится при итоговом повторении темы «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения» в рамках подготовки к ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности ...
Урок-практикум в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
* Цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»; выявить степень усвоения материала и пробелы в знаниях учащихся по изученной теме через раб...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»
Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строениюМетодическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».
Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....
Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».
Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....