Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

 

Обобщение по теме

«Сложноподчиненные предложения»

Цели:

  • повторение и обобщение  изученного  по теме;
  • определение уровня  усвоения знаний, сформированности   

          умений и навыков, комплексного их применения;

  • формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Задачи:

  • образовательная -  формирование  умения  правильно  

                    расставлять знаки препинания в СПП, производить

                    синонимическую замену синтаксических конструкций,

                    составлять схемы предложений, определять тип  придаточных

                    предложений; вооружение учащихся нормами литературного

                    языка;

  • воспитательная - способствовать  гражданскому воспитанию

                    учащихся, формированию  нравственных убеждений.

  • развивающая – развитие орфографических навыков,

          расширение словарного запаса учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения: 

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • презентация в программе «PowerPoint», разработанная

          учителем,

  • учебник, тетрадь.

Методы обучения:

  • словарный диктант,
  • взаимопроверка,
  • блиц-опрос, 
  • схематический диктант

работа с презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme.doc54.5 КБ
Office presentation icon slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.ppt415.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №538

 Кировского района Санкт-Петербурга

Урок-практикум в 9 классе

по теме

«Сложноподчиненные предложения»

Лопаткина Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

                                               

Санкт-Петербург

Обобщение по теме

«Сложноподчиненные предложения»

Цели:

  1. повторение и обобщение  изученного  по теме;
  2. определение уровня  усвоения знаний, сформированности  

          умений и навыков, комплексного их применения;

  1. формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Задачи: 

  1. образовательная -  формирование  умения  правильно  

                    расставлять знаки препинания в СПП, производить

                    синонимическую замену синтаксических конструкций,

                    составлять схемы предложений, определять тип  придаточных

                    предложений; вооружение учащихся нормами литературного

                    языка;

  1. воспитательная - способствовать  гражданскому воспитанию

                    учащихся, формированию  нравственных убеждений.

  1. развивающая – развитие орфографических навыков,

          расширение словарного запаса учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения: 

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. экран,
  4. презентация в программе «PowerPoint», разработанная

          учителем,

  1. учебник, тетрадь.

Методы обучения:

  1. словарный диктант,
  2. взаимопроверка,
  3. блиц-опрос,  
  4. схематический диктант
  5. работа с презентацией  

                                               Ход урока:

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

На предыдущих уроках мы с вами изучили СПП, постарались выяснить, чем оно отличается от других видов СП, какие средства связи используются в СПП, какие виды придаточных предложений существуют. Все эти теоретические сведения нужны нам для овладения практическими умениями постановки знаков препинания в СПП. Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению всего того, что вы изучили и чему научились на предыдущих уроках, посвященных изучению темы «Сложноподчиненное предложение».

  1. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ с взаимопроверкой:

Так как,

то есть,

как-то,

потому что,

если бы,

когда-нибудь,

по-видимому,

оттуда,

куда-нибудь,

мало-помалу,

оттого что,

как будто,

для того чтобы,

затем чтобы,

вследствие того что,

в силу того что,

так что,

из-за того что,

в связи с тем что.

                        При взаимопроверке используется слайд № 2.

  1. БЛИЦ-ОПРОС.
  1. В СПП, как и в любом сложном, может быть
  1. любое количество основ;
  2. только две основы;
  3. две и более основ.
  1. В СПП для связи используются
  1. сочинительные союзы;
  2. подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;
  3. только интонация.
  1. СПП состоит
  1. только из придаточных предложений;
  2. из двух независимых предложений;
  3. из главного и одного или нескольких придаточных.
  1. Придаточные предложения
  1. отвечают на вопросы всех членов предложения;
  2. не отвечают на вопросы;
  3. отвечают на вопросы второстепенных членов предложения.
  1. Придаточное предложение может стоять
  1. только перед главным;
  2. только после главного;
  3. перед главным, в середине главного, после главного.
  1. Придаточные отделяются от главного
  1. с помощью интонации;
  2. с помощью одной или нескольких запятых;
  3. с помощью тире и двоеточия.
  1. Придаточное предложение поясняет
  1. только главное;
  2. только придаточное, само себя;
  3. может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное.

                 При проведении блиц-опроса используются слайды № 3 – 9.

  1. Среди написанных на доске предложений НАЙДИТЕ СПП.
  1. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
  2. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов. лугов и прозрачного воздуха.
  3. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
  4. В ком добра нет, в том правды мало.

При проведении данного вида работы используется слайд № 10.

  1. СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).
  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
  4. Мы спросили, когда нам прийти снова.
  5. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
  6. Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
  7. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
  8. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.

           При проверке данного вида работы используются слайды № 11 – 14.

  1. Сделайте СИНОНИМИЧЕСКУЮ ЗАМЕНУ простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением, составьте схему получившегося предложения, определите вид подчинения.

                   Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

Когда я вошел в комнату, то  увидел брата, который приехал из города.

При проверке данного вида работы используется слайд № 15.

  1. ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
  1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

  1. Ночью звезды светят ярко, если погода безветренная и воздух неподвижен.

  1. Я подумал, что если пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.

При проверке данного вида работы используются слайды № 16 – 18.

  1. ИСПРАВЬТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ.

     Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.

Слайд № 19.

Но в стихотворении С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек» использование в одном предложении большого количества придаточных определительных не является грамматической ошибкой, а наоборот, придает тексту произведения неповторимую индивидуальность.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

                               Слайд № 20.

  1. Подведение ИТОГОВ урока, выставление оценок.

          Слайд № 21.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на оценку в журнал): упр. 492.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Методическая разработка урока практикума для 3-х классов

Совершенствование навыков устной речи учащихся при употреблении времени Past Simple Tense....

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»       Цель урока: познакомить студентов с основными правами потребителей,  основами потребительско...

Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"

Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"...

Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"

Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...

Методическая разработка урока-практикума по информатике в 7-м классе по теме «Компьютерная графика»

Закрепление полученных навыков работы с графическим редактором Paint.NET, развитие универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока-практикума по обществознанию по теме "Толерантность" для учащихся 5-7 классов

Данный урок -практикум позволит учащимся не только познакомиться с особенностями культуры различных народов, но и поможет  научиться уважению людей других национальностей. А основная задача данно...