Главные вкладки

    Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
    методическая разработка по химии (9 класс) по теме

    В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».

    Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные реакции для доказательства состава веществ и их 
    распознавания.   


     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по теме

    «Решение экспериментальных задач»

    Заичко Галина Николаевна, учитель химии ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062

    Краткая аннотация         В курсе  неорганической химии (9класс) изучается тема

                                               «Электролитическая диссоциация». Урок - практикум направлен

                                               на  совершенствование умений у обучающихся использовать

                                               качественные реакции для доказательства состава веществ и их

                                               распознавания.

    Учебный предмет            химия

    Уровень образования

    школьников                       учащиеся 9 класса

    Форма учебной

    работы                              классно - урочная

    Цели:

    Воспитывающие:

    Создать условия для самостоятельной работы учащихся, совершенствования  навыков при выполнении практической работы. Способствовать  воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью.

    Развивающие:

    Создать условия для развития мыслительных операций - анализа,   синтеза, обобщения,  сравнения, классификации, а также  способности к  самоконтролю.

     

    Обучающие:

    Организовать деятельность учащихся на усвоение:

    знаний – качественных реакций на катионы Н+, Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+ и анионы

    OH-, Cl-, SO42-, CO32-;

    умений - экспериментально определять в растворах перечисленные катионы и анионы; составлять план решения    задач  по доказательству состава и  распознаванию веществ; оформлять отчет о проведении практической работы;

    навыков - составления   ионных уравнений.

     

    Тип урока:                           комбинированный

    Метод:                                практическая работа

    Оборудование

    и реактивы:                     модули для учащихся,  графопроектор с кодограммами,  

                                              видеофильм, растворы:  гидроксида кальция, соляной кислоты,  

                                              хлорида бария, сульфата меди(II), индикаторов, нитрата серебра,

                                              гидроксида натрия, карбоната натрия;  растворы хлорида бария и

                                              соляной кислоты в пронумерованных флаконах, пробирки,

                                              учебник Г.Е. Рудзитиса и Е.Е. Фельдмана «Химия 9».  

     .

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2. Актуализация  опорных знаний, подготовка к учебно-познавательной деятельности:

    Проводим фронтальную химическую разминку:

    а) Какие реакции называют качественными?

    б) Как доказать присутствие в растворе кислоты и щелочи?

    в) Для каких из перечисленных катионов: Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+, используют  

    качественные реакции образования осадков? Какие цвета  имеют эти осадки?

    Учитель проводит реакцию: Cu2+  +  2OH-  =  Cu(OH)2

    г) Для каких из перечисленных анионов: OH-, Cl-, SO42-, CO32-  используют

    качественные реакции образования осадков? Какой цвет имеют эти осадки?

    Учитель проводит реакцию: Ag+  +  Cl-  =  AgCl↓

    д) Для определения какого аниона используют качественную реакцию образования

    газа?

    Учитель проводит реакцию: 2H+  +  CO32-  =  H2O  +  CO2

    е) Как распознают  катионы  калия и натрия?  

    Учитель демонстрирует видеофрагмент «Окраска пламени солями  щелочных и

    щелочноземельных металлов»

    Учитель кратко рассказывает о качественном анализе и его практическом применении.

     

    3.Экспериментальная часть

    Техника безопасности. Внимательно прочитайте следующие правила:

    1. Помните об осторожном обращении со стеклом!
    2. При работе с растворами кислот, щелочей и солей  надо соблюдать осторожность! При попадании раствора на кожу или слизистые ткани надо промыть пораженное место большим количеством воды.

    Учитель:  дает учащимся инструкции по работе с модулем.  

    Учащиеся работают по модулю. Учитель оказывает помощь.

    Модуль «Доказательство качественного состава

    предложенного вещества. Распознавание веществ»

    УЭ-0.

    Цели изучения модуля.

    Изучив материалы данного модуля, вы научитесь:  

    1.  Распознавать в растворах катионы Н+, Ca2+, Ва2+, Cu2+,  Fe2+  и анионы OH-, Cl-, SO42-.    
    2.  Составлять план решения (по алгоритму)   задач  по доказательству состава и  распознаванию веществ.
    3.  Оформлять отчет о проведении практической работы.

    УЭ-1. Входной контроль.

    Цели: повторить, какие катионы и анионы появляются в водных растворах  электролитов, названия неорганических веществ.  

    Задание: Выполните проверочную работу письменно в тетради:

          Установите соответствие  между  названием вещества   и  правой  частью  

          уравнения  его электролитической  диссоциации  

          Вещество                                                      Правая часть уравнения  диссоциации                                            

    А. Хлорид бария                                                       1. Fe2+  +  2NO3- 

    Б. Сульфат меди(II)                                     2. Ba2+  +  2Cl-

    В. Нитрат железа(II)                                    3. Cu2+  +  SO42- 

    Г. Карбонат натрия                                      4. Сa2+  +  2OH-

    Д. Гидроксид кальция                                 5. 2Na+  +  CO32-

    УЭ-2. Доказательство качественного состава вещества

               (1 вариант - хлорид бария, 2 вариант -  сульфат меди(II)).

    Цели:  При выполнении данного УЭ  вы научитесь работать с  алгоритмом решения задачи по доказательству качественного состава вещества и оформлять экспериментальные результаты.

    Задание 1: 1.Изучите текст.

                       2. Запишите в тетрадь:

    1. Уравнение электролитической диссоциации заданного вещества.
    2. Качественные реакции на катион и анион  и их признаки.

    Выданные вам вещества являются сильными электролитами. В растворе они находятся в  диссоциированном виде. Доказать состав вещества – значит с помощью качественных реакций определить те катион и анион, которые находятся в его растворе. Если вы затрудняетесь в выборе качественных реакций, то можете  обратиться к  таблице 3 в  учебнике Г.Е. Рудзитиса и Е.Е.Фельдмана «Химия 9», стр. 14-15.  

    Задание 2:  Выполните лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы»:

                        1. Помните о технике безопасности!

                  2. Изучите порядок работы:

    Опыт. 

    1) Налейте две порции примерно по 0,5 мл  выданного вам раствора  в две чистые пробирки.  Добавьте в первую пробирку несколько капель раствора реактива на катион, а во вторую – реактива на анион.    Наблюдения запишите в тетрадь.

    Задание 3. Запишите уравнения протекающих в пробирках  реакций в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод и запишите в тетрадь: какие реактивы вы использовали для доказательства  состава заданного вещества, назовите признаки реакций.

    УЭ-3. Распознавание среди двух предложенных растворов кислоты и щелочи              

    Цели:  При выполнении данного УЭ  вы  научитесь работать с  алгоритмом решения задачи по распознаванию веществ в растворах и оформлять экспериментальные результаты.

    Задание 1: 1.Изучите текст.

                       2. Запишите в тетрадь:

    1. Уравнения электролитической   диссоциации заданных веществ.
    2. Качественные реакции на катионы и анионы  и их признаки.
    3. Выберите порядок определения ионов,  а значит и  порядок добавления реактивов к распознаваемым растворам. Запишите в таблицу 1 в тетради.

    Вам выданы растворы двух веществ – гидроксида кальция и соляной кислоты в пронумерованных, но не подписанных флаконах. Распознать вещества – значит определить номера флаконов, в которых  находится каждое из них. Поскольку хлорид бария и сульфат меди(II) являются сильными электролитами,   необходимо   подобрать качественные реакции, а значит и реактивы на катионы и    ионы, которые образуются в растворах при диссоциации этих веществ.  

    Задание 2: Выполните лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы»:

                       1. Помните о технике безопасности!

                 2. Изучите порядок работы:

    Опыт. 

    1) Налейте в чистую первую пробирку примерно по 0,5 мл раствора № 1, а во вторую - столько же раствора № 2. Добавьте в каждую несколько капель первого  реактива.     Наблюдения запишите в таблицу 1 в тетради. Сделайте вывод о том, какой ион в растворе вы смогли определить.

    Таблица 1

    Результаты опыта по распознаванию растворов кислоты и щелочи

    Реактив, определяемый ион

    Признаки качественной реакции

    Образец № 1

    Образец № 2

    (Первый реактив)

    (Второй реактив)

    Формула вещества

    2) Заново налейте в чистые пробирки исследуемые растворы и добавьте  в каждую несколько капель второго реактива.  Наблюдения запишите в таблицу. Сделайте вывод о том, какой ион в растворе вы смогли определить. Если вы распознали одно из веществ (выполнили качественные реакции на  катион и анион), то запишите его формулу в последней строке таблицы 1. Больше опытов с этим веществом вы не проводите.

    3) Налейте в чистую пробирку раствор вещества, в котором остались нераспознанные ионы.     Выполните  необходимые   качественные  реакции   и    запишите  результаты     в

    таблицу 1.

    Задание 3. Запишите уравнения всех проделанных реакций  в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о соответствии номера флакона и названия вещества, которое в нем находится.

    УЭ-4. Выходной контроль.

    Цели: При выполнении данного УЭ вы определите уровень усвоения изученного материала.

    Задание 1:  1.Выполните последовательно задания А и Б.

                        2. Если вы испытаете затруднения при выполнении задания, обратитесь к

                            записям в рабочей тетради, материалу учебника  п. 2 и 3, воспользуйтесь

                            консультацией учителя.  

                        3. Если вы не успеваете выполнить задания выходного контроля, можно    

                            доработать  их после уроков или при выполнении домашнего задания.

    Задание А:  

    Раствор фенолфталеина (метилового оранжевого) добавили к растворам:  а) гидроксида бария и б) серной кислоты. Какие признаки реакций вы ожидаете увидеть.

    Задание Б:  

    Необходимо доказать состав  сульфата железа(II).

    Предложите соответствующие качественные реакции. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

    Самопроверка. В конце урока сравните ответы на  задания  выходного контроля  с правильными, представленными на кодограмме. Отметьте правильно выполненные задания   в тетради плюсом, неправильно выполненные – минусом.

    Учитель производит подсчёт учеников, выполнивших верно 2 задания.   Фамилии лучших учеников на данном этапе урока записываются на доске.

    УЭ-5. Рефлексия.

    Цель: Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке. Оцените, насколько вы смогли их достичь?   Проанализируйте свою работу на уроке и закончите фразу:

    На уроке я работал(а) ____________(хорошо, удовлетворительно, плохо).

    Сдайте тетрадь на проверку.  

    С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

    Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

    Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса

    В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...

    Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс

    Интегрированный урок по  теме "Решение уравнений" 6 класс...

    Методическая разработка урока по технологии на тему: «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»

    Тема:  «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»Цель:Ознакомить с требованиями одежды, с классификацией одежды, с мерками необходимыми для пост...

    Методическая разработка урока математики в рамках темы " Две основные задачи на дроби." 6 класс

    Данный урок математики проходит в рамках темы «Две основные задачи на дроби.» В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят правило нахождения части от целого и нахождение целого по ...

    Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс

    Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...