Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Гудкова Татьяна Александровна

Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строению

Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис" в 5 классе.В уроке представлено изучение темы "Виды предложений по строению (УМК Бабайцевой, углублённое изучение). Данный урок является уроком-обобщением изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложении по строению»

Цели:

-опознавать  предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами, прямой речью;

- объяснять постановку знаков препинания в предложениях, осложнённых однородными членами, обращениями, вводными словами, прямой речью;

-распознавать простые и сложные предложения;

-опознавать  и различать виды сложного предложения;

-объяснять постановку знаков препинания в ССП, СПП, БСП;

Ключевые задачи (промежуточные действия):

-нахождение и выделение  грамматической основы (основ) предложения;

- нахождение в предложении однородных членов, обращений, вводных слов, прямой речи;

-обоснование классификации сложных предложений по виду связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) простых предложений в составе сложного;

 

Ход урока

I.Фронтальная работа класса с предложенным текстом с опорой на структуру

Виды предложений по структуре

ПП                                                                     ПОП                                         СП        

             1 г.о.                                                  

                                                                         1г.о.                                              2г.о.

                                                                                                                   средства связи частей

                                              ОЧП           О        ВС        ПР

                                                                                                                     с.с.п.с.    нет союза

 

 1. О и О.                        1.О,…                 1. ВС,…

   2. О,О,О.                      2. ..,О,..               2….,ВС,…

  3.  О и О, О и О.           3…,О.                  3.   …,ВС.                  ССП             СПП           БСП

  4. О,О и О.                                                    

                                                                           1.    С.а: «ПР»

   5. O: О,О,О.                                                    2.   «ПР», - с.а.

 6. О,О,О – О.                                                     3.  «ПР!?» - с.а.

                                                                   

                                                                       

                                                                      [      ] , и [      ].        [      ], (что..).         [      ] ,  [      ].

                                                                       [      ], а  [      ].       [      ], (если...).      [      ]  : [      ].

                                                                       [      ], но [      ].      [      ], (когда..).    [      ]  - [      ].

Задание к тексту:

Дать характеристику каждому предложению текста по алгоритму (знаки препинания не расставлены):

  1. Выделить грамматическую (ие) основу (ы)

1г.о. – ПП  2г.о. – СП

  1. Если в ПП есть ОЧП – ПОП с ОЧП  (называем с какими именно)

Если в ПП есть О – ПОП с О

Если в ПП есть ВС – ПОП с ВС

Если в ПП есть ПР – ПОП с ПР

  1. Если 2 г.о. и между частями с.с. (сочинительный союз) – ССП

Если 2 г.о. и между частями п.с.  (подчинительный союз) - СПП

             Если 2 г.о. и между частями нет союза – БСП.

      4. Объяснить постановку знаков препинания в характеризуемом предложении.

Зима пришла

1.Долго мучительно  боролась зима с ненастной осенью. 2.В ноябре снег покрыл землю и  всюду  наступила настоящая зима.

 3.В поле завывает  холодный ветер и  гуляет вьюга.4. В лесной глуши конечно трудно узнать знакомые места.  5.Всё утонуло под снегом. 6.Мороз это ты  сковал льдом речку?

7.Спрятались в норку ежи укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. 8.Только голодные рыжие лисицы  мечтают Скорее бы наступило  лето! 9.Далеко видна яркая шубка лисы когда рыжая охотница перебегает поле.

Ожидаемые ответы учащихся:

1.- ПОП с ОЧП ( однородными обстоятельствами)

2.- СП, ССП (сочинительный союз  и между простыми частями)

3.- СП, ССП (сочинительный союз  и между простыми частями)

4.- ПОП с ВС (конечно)

5.- ПП

6.- ПОП с О (мороз)

7.- СП, БСП (между простыми частями нет союза)

8. –ПОП с ПР

9. СП, СПП

II. Занимательное задание «Найди одно отличие»

Сравним два  предложения из текста. Это будут предложение №2 и предложение №3:

2.В ноябре снег покрыл землю и  всюду  наступила настоящая зима.

3.В поле завывает  холодный ветер и  гуляет вьюга.

-Чем отличаются эти предложения по структуре?

- Ничем: они оба являются СП, СПП , простые части и того и другого соединяются сочинительным союзом и. Так в чём же их различие?

- В предложении №2 запятая ставится перед союзом, а в предложении №3 не ставится, так как обе простые части имеют общий второстепенный член (обстоятельство в поле) : и ветер завывает, и вьюга гуляет   (где?) в поле. В этом и заключается их различие. В предложении №2 такого члена предложения нет, поэтому в нём мы должны поставить запятую перед союзом и.

III. Индивидуальная работа с текстом по указанному выше алгоритму (знаки препинания не расставлены).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Виды предложений по строению

Слайд 2

ЗИМА 1.Долго мучительно боролась зима с ненастной осенью . 2.В ноябре снег покрыл землю и всюду наступила настоящая зима . 3.В поле завывает холодный ветер и гуляет вьюга.4. В лесной глуши конечно трудно узнать знакомые места . 5.Всё утонуло под снегом. 6.Мороз это ты сковал льдом речку ? 7.Спрятались в норку ежи укрылись от мороза белки в зимние гнёзда . 8.Только голодные рыжие лисицы мечтают Скорее бы наступило лето ! 9.Далеко видна яркая шубка лисы когда рыжая охотница перебегает поле .

Слайд 3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Слайд 4

РАЗЛИЧАЙ В ноябре снег покрыл землю, и всюду наступила настоящая зима. В поле завывает холодный ветер и гуляет вьюга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Урок-практикум в 8 классе по теме "Односоставные предложения"

* Цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»; выявить степень усвоения материала и пробелы в знаниях учащихся по изученной теме через раб...

Урок-практикум в 11 классе на тему:"Сложное предложение"

Данный урок является подготовительным к сдаче экзамена в рамках ЕГЭ....

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...