Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строению
Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис" в 5 классе.В уроке представлено изучение темы "Виды предложений по строению (УМК Бабайцевой, углублённое изучение). Данный урок является уроком-обобщением изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vidy_predlozheniy_po_stroeniyu.doc | 88 КБ |
urok_5_klass_vidy_predlozheniy_po_stroeniyu.ppt | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложении по строению»
Цели:
-опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами, прямой речью;
- объяснять постановку знаков препинания в предложениях, осложнённых однородными членами, обращениями, вводными словами, прямой речью;
-распознавать простые и сложные предложения;
-опознавать и различать виды сложного предложения;
-объяснять постановку знаков препинания в ССП, СПП, БСП;
Ключевые задачи (промежуточные действия):
-нахождение и выделение грамматической основы (основ) предложения;
- нахождение в предложении однородных членов, обращений, вводных слов, прямой речи;
-обоснование классификации сложных предложений по виду связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) простых предложений в составе сложного;
Ход урока
I.Фронтальная работа класса с предложенным текстом с опорой на структуру
Виды предложений по структуре
ПП ПОП СП
1 г.о.
1г.о. 2г.о.
средства связи частей
ОЧП О ВС ПР
с.с.п.с. нет союза
1. О и О. 1.О,… 1. ВС,…
2. О,О,О. 2. ..,О,.. 2….,ВС,…
3. О и О, О и О. 3…,О. 3. …,ВС. ССП СПП БСП
4. О,О и О.
1. С.а: «ПР»
5. O: О,О,О. 2. «ПР», - с.а.
6. О,О,О – О. 3. «ПР!?» - с.а.
[ ] , и [ ]. [ ], (что..). [ ] , [ ].
[ ], а [ ]. [ ], (если...). [ ] : [ ].
[ ], но [ ]. [ ], (когда..). [ ] - [ ].
Задание к тексту:
Дать характеристику каждому предложению текста по алгоритму (знаки препинания не расставлены):
- Выделить грамматическую (ие) основу (ы)
1г.о. – ПП 2г.о. – СП
- Если в ПП есть ОЧП – ПОП с ОЧП (называем с какими именно)
Если в ПП есть О – ПОП с О
Если в ПП есть ВС – ПОП с ВС
Если в ПП есть ПР – ПОП с ПР
- Если 2 г.о. и между частями с.с. (сочинительный союз) – ССП
Если 2 г.о. и между частями п.с. (подчинительный союз) - СПП
Если 2 г.о. и между частями нет союза – БСП.
4. Объяснить постановку знаков препинания в характеризуемом предложении.
Зима пришла
1.Долго мучительно боролась зима с ненастной осенью. 2.В ноябре снег покрыл землю и всюду наступила настоящая зима.
3.В поле завывает холодный ветер и гуляет вьюга.4. В лесной глуши конечно трудно узнать знакомые места. 5.Всё утонуло под снегом. 6.Мороз это ты сковал льдом речку?
7.Спрятались в норку ежи укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. 8.Только голодные рыжие лисицы мечтают Скорее бы наступило лето! 9.Далеко видна яркая шубка лисы когда рыжая охотница перебегает поле.
Ожидаемые ответы учащихся:
1.- ПОП с ОЧП ( однородными обстоятельствами)
2.- СП, ССП (сочинительный союз и между простыми частями)
3.- СП, ССП (сочинительный союз и между простыми частями)
4.- ПОП с ВС (конечно)
5.- ПП
6.- ПОП с О (мороз)
7.- СП, БСП (между простыми частями нет союза)
8. –ПОП с ПР
9. СП, СПП
II. Занимательное задание «Найди одно отличие»
Сравним два предложения из текста. Это будут предложение №2 и предложение №3:
2.В ноябре снег покрыл землю и всюду наступила настоящая зима.
3.В поле завывает холодный ветер и гуляет вьюга.
-Чем отличаются эти предложения по структуре?
- Ничем: они оба являются СП, СПП , простые части и того и другого соединяются сочинительным союзом и. Так в чём же их различие?
- В предложении №2 запятая ставится перед союзом, а в предложении №3 не ставится, так как обе простые части имеют общий второстепенный член (обстоятельство в поле) : и ветер завывает, и вьюга гуляет (где?) в поле. В этом и заключается их различие. В предложении №2 такого члена предложения нет, поэтому в нём мы должны поставить запятую перед союзом и.
III. Индивидуальная работа с текстом по указанному выше алгоритму (знаки препинания не расставлены).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗИМА 1.Долго мучительно боролась зима с ненастной осенью . 2.В ноябре снег покрыл землю и всюду наступила настоящая зима . 3.В поле завывает холодный ветер и гуляет вьюга.4. В лесной глуши конечно трудно узнать знакомые места . 5.Всё утонуло под снегом. 6.Мороз это ты сковал льдом речку ? 7.Спрятались в норку ежи укрылись от мороза белки в зимние гнёзда . 8.Только голодные рыжие лисицы мечтают Скорее бы наступило лето ! 9.Далеко видна яркая шубка лисы когда рыжая охотница перебегает поле .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
РАЗЛИЧАЙ В ноябре снег покрыл землю, и всюду наступила настоящая зима. В поле завывает холодный ветер и гуляет вьюга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
Урок-практикум в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
* Цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»; выявить степень усвоения материала и пробелы в знаниях учащихся по изученной теме через раб...
Конспект урока в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
Конспект урока по русскому языку в 9 классе....
Урок-практикум в 11 классе на тему:"Сложное предложение"
Данный урок является подготовительным к сдаче экзамена в рамках ЕГЭ....
Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...