План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели урока
- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;
- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения);
- развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству.
Слово учителя.
Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. И начну я его с древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... И хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.
Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал, написал, сочинил, нарисовал.
Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот придуманный поэтами, музыкантами, художниками мир? Может быть, этот мир очаровывает нас так же, как пение Орфея потрясло людей и природу? И пусть на пути к этому светлому миру поэзии нас ожидают «камни и сумерки». «Душа обязана трудиться». Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование. Это метафоры, яркие образные сравнения.
Опора на воссоздающее воображение учащихся. Введение понятия. Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые полупрозрачные лепестки, словно крылья трепетной бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает
нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве? Полуденный ли зной отнимал у него последнюю влагу? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и... родились стихи.
Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Цветок».
- Почему этот засохший цветок так интересен поэту. (Он напоминает о людях).
- Почему так много психологических эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин домыслил, «сочинил» судьбу цветка.)
- А как бы вы определили здесь значение слова «мечта»?
- Душа поэта, исполненная «мечтою странной», отозвалась на чью-то чуткую жизнь. Образ цветка в пушкинском стихотворении - метафора, позволяющая читателю увидеть и цветок, и невидимую невнимательному взгляду человеческую жизнь.
Обращение к жизненному опыту.
Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему мы придумали названия, имена. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие - это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный.
У нас было домашнее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнение: (ребята зачитывают свои сравнения).
Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант. Такое произошло с поэтом Сергеем Орловым ещё в школе. Как-
то раз мальчик увидел в огороде на грядках овощи: тыкву, репу, брюкву. И появились стихи:
- Ученик читает наизусть.
- Почему юный поэт придумал такое яркое сравнение тыквы - с чушкой? (По форме тыква и чушка - большие, гладкие, обе любят погреться на солнце, у обеих хвостик завитком.)
- Какие глаголы создают динамичную, образную картину? (Растенья никнут, бегут в тень, тыква хрюкнет, махнет хвостиком). .
- Поэт не употребляет сравнительных союзов как чушка, словно чушка. Почему он скрывает свое сравнение? (Чтобы образ получился более достоверным).
- Почему поэт использует просторечное слово чушка (а не свинья)? (Это -взгляд ребёнка, он восхищается, любит этот веселый образ чушки-тыквы).
Введение определения метафоры.
«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.
Сравнение - это один из приёмов художественной речи, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, будто, точно.
- Негромко, хором прочитаем отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер».
После небольшой паузы спрашиваю:
- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).
- Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым).
- Скрытое сравнение в поэзии помогает создать художественный образ.
Метафора - это и есть скрытое сравнение. Чтобы увидеть метафору, разгадать скрытое в ней сравнение, надо быть чутким и внимательным к слову.
- Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина (гл. 7, 1 строфа): «Гонимы вешними лучами...»
- Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке? (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).
- Почему поэт называет весну «утром года» (с весны возрождение природы, как с утра - новый день).
- Понятна ли вам эта метафора?
- Трудно ли было её разгадать? (Метафора несложная, ведь поэт употребил много «весенних» слов).
- Есть ли в этом отрывке ещё метафоры? Раскройте их смысл.
- Полевая дань - нектар, мёд, собираемый с полевых цветов - всё это дано пчеле самой природой.
- Восковые кельи - «комнатки», соты, где живут пчёлы.
В маленьком отрывке - три чудесные метафоры! Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют. (Предстаёт образ ранней весны, ещё нет листвы, сквозь голые ветви просвечивает небо - поэтому и леса прозрачные)
- Как вы думаете, поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются -получается «пух»).
Виды метафор.
- Непонятные, сложные метафоры, некоторые из них можно объяснить только приблизительно.
Настоящим мастером сложных метафор можно назвать Сергея Есенина
- «сына страны берёзового ситца».
- Попробуем объяснить метафору «сын страны берёзового ситца».
- Ситец - дешёвая ткань, которую предпочитали простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду. Есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, некрасивая, талантливая, любимая поэтом.
Сравнение и метафоры - родственные явления. В поэзии и в прозе они выполняют сходную по цели работу.
А сейчас послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт». Постарайтесь вместе с поэтом в движении белых хлопьев увидеть подвижные картины.
(Стихотворение - по строфам - читают несколько человек).
- Какие слова здесь повторяются чаще всего? (снег идёт...).
- Но ведь мы часто говорим: снег идёт, дождь прошёл, солнце село, шепчутся листья. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные -они давно вошли в язык, стали общим достоянием.
В этом стихотворении перед нами олицетворение - особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ.
- Что же движется в этом стихотворении? (Пешеход, танцуют звёздочки, цветы тянутся, словно хотят потанцевать, ступени стремятся к полёту). Движется то, что не может двигаться.
- Зачем понадобилось поэтам одушевлять природу, придавать ей черты живого существа, заставлять её радоваться, грустить, плакать? На этот вопрос смогут ответить только сами поэты и их стихи.
- Исполняется небольшая композиция «Природы дивное дыханье», составленная из «осенних» стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаевой, которая исполняется на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь».
- Вывод: поэты размышляют об одном - о грустной поре увядания. Но -по-разному!
Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание.
- Представьте, что все вы художники. В руках у вас - волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты её, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:
Октябрь уже наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы
, И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Это будет вашим домашним заданием.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока-практикума
( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока
- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;
- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения);
- развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству.
Слово учителя.
Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. И начну я его с древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... И хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.
Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал, написал, сочинил, нарисовал.
Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот придуманный поэтами, музыкантами, художниками мир? Может быть, этот мир очаровывает нас так же, как пение Орфея потрясло людей и природу? И пусть на пути к этому светлому миру поэзии нас ожидают «камни и сумерки». «Душа обязана трудиться». Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование. Это метафоры, яркие образные сравнения.
Опора на воссоздающее воображение учащихся. Введение понятия. Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые полупрозрачные лепестки, словно крылья трепетной бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает
нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве? Полуденный ли зной отнимал у него последнюю влагу? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и... родились стихи.
Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Цветок».
- Почему этот засохший цветок так интересен поэту. (Он напоминает о людях).
- Почему так много психологических эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин домыслил, «сочинил» судьбу цветка.)
- А как бы вы определили здесь значение слова «мечта»?
- Душа поэта, исполненная «мечтою странной», отозвалась на чью-то чуткую жизнь. Образ цветка в пушкинском стихотворении - метафора, позволяющая читателю увидеть и цветок, и невидимую невнимательному взгляду человеческую жизнь.
Обращение к жизненному опыту.
Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему мы придумали названия, имена. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие - это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный.
У нас было домашнее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнение: (ребята зачитывают свои сравнения).
Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант. Такое произошло с поэтом Сергеем Орловым ещё в школе. Как-
то раз мальчик увидел в огороде на грядках овощи: тыкву, репу, брюкву. И появились стихи:
- Ученик читает наизусть.
- Почему юный поэт придумал такое яркое сравнение тыквы - с чушкой? (По форме тыква и чушка - большие, гладкие, обе любят погреться на солнце, у обеих хвостик завитком.)
- Какие глаголы создают динамичную, образную картину? (Растенья никнут, бегут в тень, тыква хрюкнет, махнет хвостиком). .
- Поэт не употребляет сравнительных союзов как чушка, словно чушка. Почему он скрывает свое сравнение? (Чтобы образ получился более достоверным).
- Почему поэт использует просторечное слово чушка (а не свинья)? (Это -взгляд ребёнка, он восхищается, любит этот веселый образ чушки-тыквы).
Введение определения метафоры.
«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.
Сравнение - это один из приёмов художественной речи, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, будто, точно.
- Негромко, хором прочитаем отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер».
После небольшой паузы спрашиваю:
- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).
- Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым).
- Скрытое сравнение в поэзии помогает создать художественный образ.
Метафора - это и есть скрытое сравнение. Чтобы увидеть метафору, разгадать скрытое в ней сравнение, надо быть чутким и внимательным к слову.
- Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина (гл. 7, 1 строфа): «Гонимы вешними лучами...»
- Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке? (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).
- Почему поэт называет весну «утром года» (с весны возрождение природы, как с утра - новый день).
- Понятна ли вам эта метафора?
- Трудно ли было её разгадать? (Метафора несложная, ведь поэт употребил много «весенних» слов).
- Есть ли в этом отрывке ещё метафоры? Раскройте их смысл.
- Полевая дань - нектар, мёд, собираемый с полевых цветов - всё это дано пчеле самой природой.
- Восковые кельи - «комнатки», соты, где живут пчёлы.
В маленьком отрывке - три чудесные метафоры! Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют. (Предстаёт образ ранней весны, ещё нет листвы, сквозь голые ветви просвечивает небо - поэтому и леса прозрачные)
- Как вы думаете, поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются -получается «пух»).
Виды метафор.
- Непонятные, сложные метафоры, некоторые из них можно объяснить только приблизительно.
Настоящим мастером сложных метафор можно назвать Сергея Есенина
- «сына страны берёзового ситца».
- Попробуем объяснить метафору «сын страны берёзового ситца».
- Ситец - дешёвая ткань, которую предпочитали простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду. Есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, некрасивая, талантливая, любимая поэтом.
Сравнение и метафоры - родственные явления. В поэзии и в прозе они выполняют сходную по цели работу.
А сейчас послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт». Постарайтесь вместе с поэтом в движении белых хлопьев увидеть подвижные картины.
(Стихотворение - по строфам - читают несколько человек).
- Какие слова здесь повторяются чаще всего? (снег идёт...).
- Но ведь мы часто говорим: снег идёт, дождь прошёл, солнце село, шепчутся листья. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные -они давно вошли в язык, стали общим достоянием.
В этом стихотворении перед нами олицетворение - особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ.
- Что же движется в этом стихотворении? (Пешеход, танцуют звёздочки, цветы тянутся, словно хотят потанцевать, ступени стремятся к полёту). Движется то, что не может двигаться.
- Зачем понадобилось поэтам одушевлять природу, придавать ей черты живого существа, заставлять её радоваться, грустить, плакать? На этот вопрос смогут ответить только сами поэты и их стихи.
- Исполняется небольшая композиция «Природы дивное дыханье», составленная из «осенних» стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаевой, которая исполняется на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь».
- Вывод: поэты размышляют об одном - о грустной поре увядания. Но -по-разному!
Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание.
- Представьте, что все вы художники. В руках у вас - волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты её, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:
Октябрь уже наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы
, И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Это будет вашим домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....

Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»
Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строениюМетодическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис"...

План-конспект урока математики в 9 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Умножение и деление дробей"
План-конспект урока математики в 9 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Умножение и деление дробей"...

План-конспект урока математики в 8 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Единицы измерения площади:1кв.мм.; 1 кв.см.; 1 кв.дм.; 1 кв.м.; 1 кв. км."
План урока математики в 8 классе школы 8 вида по теме "Единицы измерения площади" (урок сообщение новых знаний)...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...