План-конспект урока русского языка "Наречие. Обобщение." 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пронина Надежда Анатольевна

Конспект урока разработан к учебнику 7 класса по программе Т.А. Лодыженской. Предназначен для итогового занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7 «Г» классе учителя русского языка и литературы  ГБОУ школа № 471

Выборгского района СПб  Прониной Н.А., 2014 г.

Конспект открытого урока русского языка в 7 «Г» классе

учителя русского языка и литературы ГБОУ школа №471

Выборгского района Санкт-Петербурга

Прониной Надежды Анатольевны

Дата проведения урока: 29.01.2014 г.

Тема урока: «Правописание наречий»

Место урока в системе уроков:  урок закрепление и корректировки материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Наречие»

Тип урока: комбинированный (повторительно-обобщающий урок)

Цель урока: продолжение изучения темы «Наречие как части речи; повторение ранее изученных сведений о наречии, закрепление орфографических  правил.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Технология:  технология вопросно-ответного  единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 7 класс

УУД: 

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
  • познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/          [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 31-е изд. –М.: Просвещение,  2011.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора

Ход урока

  1. Организационный этап

Слово учителя об уроке, о важности изучения нового материала, о способах его  применения в дальнейшей школьной практике.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

    Учитель: Сегодня мы проводим один из завершающих  уроков по теме «Наречие»; в ходе которого выполним ряд практических заданий, потому что целью нашего урока является систематизация знаний о наречии как части речи , развитие навыков правописание и выявление индивидуальных проблем , которые ,возможно возникли у вас , ведь тема               «Наречие» очень сложная в русском языке. Эпиграфом к уроку я взяла знакомый всем олимпийский лозунг : « Быстрее! Выше! Сильнее!». Это, конечно, напомнит вам и об Олимпиаде в Сочи , которая состоится буквально через несколько дней , но и к теме нашего урока эти слова, безусловно, подходят. Почему? Это простая сравнительная степень наречия. 

 II. Подготовительный этап

Цель этапа: проверка теоретических знаний о наречии; формирование умения находить в тексте  данные наречия; объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в тексте.

 А нам пора переходить к разминке, потому что каждому спортсмену понятно , чтобы достичь хорошего результата- пробежать быстрее , прыгнуть выше – нужно хорошенько размяться ! Работать мы с вами сегодня будем на индивидуальном  « Рабочем листе урока» Вы видите, что у каждого на столе приготовлен такой лист. Вы обратили внимание, что они разного цвета . Это потому, что я подобрала для каждой группы учеников такие задания, чтобы вы с ними могли легко справиться и получить по сумме олимпийского многоборья высокий балл, который переведу в отметку за урок. Давайте оформим ваш спортивный протокол: дата, Ф.И.О., класс.  У каждого на листе пропечатана таблица, которую частично вы самостоятельно оформите, подсчитав свои баллы, частично я, когда проверю ваши работы, которые вы будете выполнять  индивидуально. Вы видите, что за каждое задание – соревнование вы можете получить определённое количество баллов. Всего на соответствующую оценку вы можете набрать столько баллов, которые приведены в таблице на доске! Потом при итоговом подсчете мы узнаем победителя наших импровизированных соревнований. Итак,  начнем с разминки . Это текстовое задание с тремя вариантами ответов, впишите их в соответствующее место в протокол. Сл 6-10. А теперь проверим, передайте листы друг другу. Сл .11- взаимопроверка.

Сосчитайте сколько баллов и впишите в последний столбик.

 III. Работа по теме урока
Цель этапа: дать понятие о наречиях, которые пишутся через дефис, сформировать умение находить их в речи, выработать навык правильного написания подобных слов.

Следующий вид нашего многоборья – игра « Биатлон».  Правила вам хорошо известны : нужно выбить мишень, чтобы участвовать  без штрафных очков дальше. В качестве мишени у нас будут морфемы, из которых вы должны будете собрать наречие и получить очередное очко-балл за правильное слово. Найдите место в своём « Спортивном протоколе» для  этого вида работы .Сл. 12, 13, 14. Подведите итог по этому виду работы.

Любому спортсмену не помешает олимпийская смекалка. Мы тоже сейчас попытаемся её проявить. Попробуем связать тему «Наречие» с очень интересной темой русского языка «Фразеология». Задание сл. 15. 1. Только наречия потом проверка и анимация. Если ваш ответ правильный впишите себе балл. Сл. 16.Задание наоборот. Замените фразеологизм наречием. Впишите себе балл, если вы его заработали.

Прежде чем мы с вами отправимся дальше, проведём физкультурную разминку. А то все на бумаге играем в спорт. Итак, объявляется физкультминутка! Но поскольку мы с вами  сегодня говорим о правописании наречий, то и физические упражнения будут  связаны с орфографическими правилами. У вас на партах разложены буквы : а, е,  и , о . Скажите , можем ли мы встретить их в наречиях ? Сл . 17 . Если вы думаете, что в слове нужно писать соответствующую букву  вы быстро поднимаетесь, подпрыгиваете, выше и хлопаете в ладоши  сильнее!

Сначала, никогда, убеждающее, горячо, снова, негде, торжествующе, интересно, никуда, хорошо .

Итак, вы действительно хорошо справились с олимпийским лозунгом.

Сл . 18 . теперь пришло время  для следующего этапа нашего многоборья.

«Эстафета»  Конечно это не лыжная  эстафета, но мы будем работать по командам, собирать  себе команду из слов  на одну орфограмму.  Перед вами слайд со словами, которые вы должны  распределить  в соответствии с тем, что вам досталось.

СЛ . 19 Взаимопроверка. Баллы ставят проверяющие. (Закрыть экран)

IV. Контроль знаний

Учитель:  Следующее задание мы тоже будем выполнять самостоятельно. Спортсмену-олимпийцу тоже иногда нужно задуматься над тем, правильно ли он делает то, что является смыслом его жизни  в данный момент. У нас с вами  сегодня  на повестке дня правописание наречий,  и мы должны попытаться выполнить разные по сложности задания, чтобы результат у всех был высокий. На рабочем листе к уроку вам предложено объяснить написание наречий , сгруппировать слова по пунктам правил и сформулировать его.  Ваша задача за определенное  время успеть выполнить максимум, ведь и  этап наш так и называется « Инди-видуальная гонка»  Вы работаете 5 минут. Это задание оценивать буду я, как и то, что  будет следующим: « Показательное выступление»

 V. Подведение итогов урока

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Задание: я прочитываю предложение, а ваша задача взять из него то, что будет оговариваться в задании.

1. Составьте предложение, взяв для него обстоятельство  времени, из предложения  «До начала весны остался всего один месяц»

2. Из предложения «Наши спортсмены стремятся  завоевать много олимпийских наград» взять определение.

3. Из предложения «Я знаю правила многих зимних видов игр» Взять дополнение.

4. « Многие жители нашей страны отдыхают в Сочи»  Взять обстоятельство места .

5. «Мне осталось прочитать две страницы»  Взять часть сказуемого выраженного, глаголом в прошедшем времени.

6. «Несколько дней я гостил у бабушки»  Взять обстоятельство времени. Получилось предложение.

Сл. 20  До начала Олимпийских игр в Сочи осталось несколько дней .

Задание: придумайте и запишите по данному началу 3-5 предложений о приближающейся  Олимпиаде.

VI. Вариативное домашнее задание
1. Упражнение № Упр.279 или 282 письменно – на выбор

2. Составить  текст, содержащий  наречия с приставками и суффиксами, и  похожими прилагательными (местоимениями, числительными).

Варианты тем текстов:

А. «Почему слово – это то, что будет жить вечно»?

Б. Реклама учебника русского языка.

В. Небольшая рецензия на фильм, мультфильм и др.

Г. Свободная тема.

VII. Рефлексия

Цель этапа: наглядный пример степени усвоенности вновь изученного материала.

Учитель: Перед вами карточки разных цветов. Каждый цвет показывает ваш уровень знаний, как вы сегодня усвоили материал. Если ваши знания остались на прежнем уровне, вы как «чистый лист», то оставляете белую карточку, если узнали что-то новое, начали «зреть», то оставляете зеленую карточку», а если «созрели», «расцвели», получили новые знания, то оставляете карточку оранжевого цвета.  

                     

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание н аречий 7 класс Урок обобщения и систематизации знаний ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт - П етербурга

Слайд 2

I . Организационный момент II. Сообщение темы и цели урока III. Разминка – тест IV . Игра «Биатлон» V. Творческий диктант «Олимпийская смекалка» VI . «Эстафета» - состязание команд VII. «Индивидуальная гонка» - самостоятельная работа VIII. «Показательные выступления» - творческое задание IX . Итог урока Ход урока

Слайд 3

Систематизировать теоретические сведения о морфологических признаках наречий Продолжить развивать навыки правильного написания наречий Выявить возможные пробелы и вопросы, оставшиеся после изучения темы Цель урока

Слайд 4

Быстрее ! Выше ! Сильнее! Олимпийский лозунг Эпиграф

Слайд 5

Дата 29.01.14г. Ф.И . __________________Класс 7 «Г» класс Спортивный протокол № п/п Вид многоборья Баллы за задание Сумма баллов 1 Разминка 1 за каждый правильный ответ 2 Игра «Биатлон» 1 за каждый правильный ответ 3 Олимпийская смекалка 1 за каждый правильный ответ 4 Эстафета 1 за каждый правильный ответ 5 Индивидуальная гонка 1 за каждый правильный ответ 6 Показательные выступления 0т 10 до 20 баллов

Слайд 6

1. Наречие… а) склоняемая часть речи; б) спрягаемая часть речи; в) неизменяемая часть речи. 2. В предложении наречие чаще всего бывает… а) обстоятельством; б) определением; в) дополнением. 1. Разминка

Слайд 7

3. Наречие относится… а) к существительным; б) глаголам; в) союзам. 4. Какой степени сравнения нет у наречия? а) простой сравнительной; б) простой превосходной; в) составной сравнительной. 1. Разминка

Слайд 8

5. В наречиях под ударением пишется приставка… а) не; б) ни; в) на. 1. Разминка

Слайд 9

6. На конце наречий после шипящих под ударением пишется… а) ё; б) е; в) о. 1. Разминка

Слайд 10

7. На конце наречий после шипящих Ч и Ш пишется… а) ъ; б) ь. в) ничего не пишется. 1. Разминка

Слайд 11

Взаимопроверка 1-в 2-а 3-б 4-б 5-а 6-в 7-б

Слайд 12

1.Возьмите: - приставку в слове «пошёл», - корень в слове «олимпиада», - окончание в слове «сочинский», - суффикс в слове «февральский», - окончание в слове «коньки» 2. Игра «Биатлон» по-олимпийски

Слайд 13

2. Возьмите: - приставку в слове «вошёл», - корень в слове «первый», - окончание в слове «молодых» 2.Игра «Биатлон» в о - первых

Слайд 14

3.Возьмите: - приставку в слове «побежал», - корень в слове «быстрота», - окончание в слове «лыжному» 2.Игра «Биатлон» по-быстрому

Слайд 15

1.Заменить наречия фразеологическими оборотами . Тесно – Мало - Сильно (краснеть) - 3 . Олимпийская смекалка яблоку негде упасть; ни проехать ни пройти кот наплакал; раз, два и обчёлся до корней волос

Слайд 16

2.Замените фразеологические обороты наречиями: Во всё горло, во всю Ивановскую – Ни свет ни заря – Никуда не годится – 3 . Олимпийская смекалка громко рано плохо

Слайд 17

Быстрее ! Выше ! Сильнее! Олимпийский лозунг

Слайд 18

Блестящ( е,о ), холод(н, нн )о, свеж( е,о ), (не)высоко, хорош( о,е ), взволнова (н, нн )о, спортив ( н,нн )о,(не)плохо, (не)высоко, а низко, волнующ( е,о ), заснеже (н, нн )о, (не)давно. Н и нн в наречиях на о-е О и е после шипящих на конце наречий Не с наречиями на о-е 1 ряд 2 ряд 3 ряд 4. Распределите наречия по видам орфограмм:

Слайд 19

Н и нн в наречиях на о-е О и е после шипящих на конце наречий Не с наречиями на о-е холодно взволнованно спортивно заснеженно блестяще свежо хорошо волнующе невысоко неплохо, недавно, не высоко, а низко 4. Эстафета Взаимопроверка

Слайд 20

З а д а н и е : придумайте и запишите по данному началу 3-5 предложений о приближающейся Олимпиаде Виват, Олимпиада! До начала Олимпийских игр в Сочи осталось несколько дней.

Слайд 21

Какую тему мы сегодня повторили? Оцените свою работу на уроке. IX . Итог урока

Слайд 22

Упр.279 или 282 письменно – на выбор Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку «Правописание наречий»

Спортивный протокол

Дата:____________Ф.И.____________________________________класс___       

№ п/п

Вид многоборья

Баллы за задания

Сумма баллов

1

Разминка

1 балл за задание

2

Игра «Биатлон»

1 балл за слово

3

Олимпийская смекалка

1 балл за слово

4

Эстафета

1 балл за слово

5

Индивидуальная гонка

1 балл за слово

6

Показательные выступления

от 10 до 20 баллов

итого

 Задание 1: «Разминка»

1-___, 2- ___, 3- ___, 4 - ___, 5 - ____, 6 - ____, 7 - ___

Задание 2: Игра «Биатлон»

1____________________2____________________3_______________________

Задание 3: «Олимпийская смекалка»

1.Заменить наречия фразеологическими оборотами:

Тесно – ___________________________________________________________

 Мало - ___________________________________________________________

  Сильно (краснеть) - ________________________________________________

   2. Замените фразеологические обороты наречиями:

 Во всё горло, во всю Ивановскую – ___________________________________

 Ни свет ни заря – __________________________________________________

 Никуда не годится – ________________________________________________

Задание 4: «Эстафета»   Орфограмма:________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5: «Индивидуальная гонка»

На уроке мы будем, во-первых, говорить по-русски, а не по-французски; во-вторых, действовать  по-умному,  а не по-глупому; в-третьих, вести  себя по-хорошему; и тогда получим по-прежнему хорошие отметки.

Подчеркните наречия. Что у них общего? Какие особенности?

Распределите их по группам, по схожим морфемам. От  каких частей речи образованы данные наречия?

Выделите приставки и суффиксы. Есть ли здесь окончания?

Группа 1_____________________________________________________________________

Группа 2_____________________________________________________________________

Группа 3_____________________________________________________________________

Группа 4 ___________________________________________________________________

Запишите правило:___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Задание 5:  «Показательные выступления»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 5: «Индивидуальная гонка»

  1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки и вставив буквы на месте пропусков.

        Идти справ.., повернуть налев.., вытереть досух.., (на) скоро перекусить, встречаться изредк.., съесть (на) спех, работать (в) холостую, (под) час становится грустно, отвечать на вопросы (по) неволе, прийти (на) веселе, уехать (за) границу, сидеть (по) одаль.

  1. Образуйте от данных слов наречия, пишущиеся через дефис, укажите способ словообразования, выделите приставки и суффиксы:

Новый________________________________________________________________

Седьмой_______________________________________________________________

Свой__________________________________________________________________

Твой__________________________________________________________________

Четвертый____________________________________________________________

Задание 5:  «Показательные выступления»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 5: «Индивидуальная гонка»

 Найдите закономерности.

Мы по-прежнему бились с ошибками. А ошибки пошли по прежнему пути, они всегда поступали по-своему. Тогда мы, по своему выбору, нашли путь решения этой  трудной проблемы.

Как же понять, где наречие и нужно писать  его через дефис, а где прилагательное и пишется раздельно? Приведите 2-3 своих примера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5:  «Показательные выступления»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 5: «Индивидуальная гонка»

  1. Раскройте скобки и вставьте буквы на месте пропусков.

        Идти справ.., повернуть налев.., вытереть досух.., (на) скоро перекусить, встречаться изредк.., съесть (на) спех, работать (в) холостую, (под) час становится грустно, отвечать на вопросы (по) неволе, прийти (на) веселе, уехать (за) границу, сидеть (по) одаль. 

2. Объясните графически написание наречий.

       1.По..русски, еле..еле, по..простому, куда..то, точь..в..точь.

       2.Во..первых, по..дружески, крепко..накрепко, в..четвёртых, по..меньше.

       3.Когда..либо, где..то, кое..где, мало..помалу, в..третьих.

Задание 5:  «Показательные выступления»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...