План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельностный подход в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_slozhnopodchinennyh_predlozheniy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Виды сложноподчиненных предложений»

        Базовый учебник:        С.И. Львова, В.В. Львов. «Русский язык. 9 класс».- М.: Мнемозина, 2008 г.

       Цель  урока: изучение видов сложноподчиненного предложения в зависимости от значения; формирование  умения проводить пунктуационный анализ сложноподчиненного предложения.

        Задачи:

- обучающие: формирование знаний о классификации сложноподчиненных предложений, умения определять виды придаточных предложений, строить схемы предложений, совершенствование пунктуационных навыков;

-развивающие: развитие умения анализировать, определять вид придаточного, делать общие выводы, преобразовывать информацию, развитие умения частично-поисковой познавательной деятельности, навыков письменной монологической речи;

-воспитательные: воспитание речевой культуры учащихся, их бережного и  уважительного отношения к русскому языку.

       Тип урока : изучение нового материала.

      Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

      Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование, устройство для воспроизведения звука (колонки), ресурсы ЕК,ФЦИОР.

      Структура и ход  урока

                                                                                                                                                                                                        Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

-

Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствие. Оформление первичных записей в тетради.

1 мин.

2.

Опрос ранее изученного

Электронное задание "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях". Вариант 1 (1)

1. Выводит на доску задания и предлагает выполнить учащимся у доски по желанию. После выполнения задания анализируется результат и повторяется определение сложноподчиненного предложения, средств связи его частей .

1. Один учащийся выполняет задание у доски, остальные работают на местах, участвуют в обсуждении результата.

4 мин.

3.

Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложноподчинённое предложение"  (2)

Синтаксический разбор предложения по образцу.

Учитель предлагает учащимся провести лингвистический эксперимент (анализ языкового материала по вопросам учителя).

Выполнение синтаксического разбора.

Учащиеся в ходе анализа лингвистического материала формулируют виды придаточных предложений.

5 мин.

4.

Формирование новых знаний и умений

Виды придаточных предложений (3)

Выводится на экран модуль. Он состоит из 4 блоков, с которыми учащиеся работают в парах (взаимообъяснение).

Составляют в тетради опорный конспект, подбирают по аналогии с табличными примерами свои языковые иллюстрации для каждой группы сложноподчиненного предложения.

8 мин.

5.

Физкультминутка

Учитель проводит гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику

2 мин.

6.

Закрепление новых знаний и умений

 «Виды придаточных предложений. П2» (4)

-

 «Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря» (5)

Учитель выводит на экран практический модуль и организует работу учащихся по их выполнению.

Выполняют упражнение из учебника (осложненное списывание).

Учитель выводит на экран изображение, просит ребят составить по репродукции мини-текст/ предложения, используя разные виды сложноподчиненного предложения, указать в них виды придаточных.

Учащиеся, выполняя задания практикума, составляют схемы предложений. Два человека работают у доски. Результаты анализируют.

Работают  в парах. Взаимопроверка.

Самостоятельно составляют мини-текст по картине с использованием сложноподчиненных предложений, определением их вида (сильные учащиеся), сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного (слабые учащиеся).

Обсуждение 1- 2 работ.

4 мин.

5 мин.

7 мин.

7.

Обобщение. Итоги

-

Организует беседу обобщающего характера. Комментирует оценки, работу учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

2 мин.

8.

Домашнее задание

Учитель поясняет дифференцированное задание.

Записывают в дневники.

1 мин.

9.

Рефлексия

-

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока «Виды сложноподчиненных предложений»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Электронное задание "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях". Вариант 1

Тест, распределение по группам, П-тип

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e747063a-9ac0-4b12-98f7-3c936437521f/?interface=teacher&class=51&subject=8 

2.

Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложноподчинённое предложение"  

Анимация-демонстрация, П-тип

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2a2e2041-abe9-4e33-9c1b-ffeabf58941a/?interface=teacher&class=51&subject=8 

3.

Виды придаточных предложений

Электронный учебный модуль,

И-тип

Модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/660/vidy-pridatochnyh-predlozheniy-i.html 

4.

Виды придаточных предложений. П2

Электронный учебный модуль, П-тип

Модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/4981/vidy-pridatochnyh-predlozheniy-p2.html 

5.

Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря)

Иллюстрация, И-тип

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d551fe8-7539-4461-bbeb-a16476638e63/?from=6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc&interface=themcol 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Кто живет в старых немецких городах?»

Тема урока: «Кто живет  в старых немецких городах?»Цель урока:  систематизация и обобщение знаний учащихся по темеЗадачи урока:Учебные – систематизация лексико-грамматических навыков  (...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...