Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами»
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

    Олейник Людмила Владимировна

    Конспект  урока русского языка в 8 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Назаровская школа»

    Конспект

    урока русского языка в 8 классе

    на тему

    «Обособление обстоятельств,

    выраженных деепричастиями

    и деепричастными оборотами».

    (Урок усвоения новых знаний)

                                   Разработала:  Олейник Людмила Владимировна, 

                                                                          учитель русского языка и литературы

    Тема:  Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Цель: развитие компетенций: языковой и лингвистической, смысло-поисковой, коммуникативной

    Задачи:

    Формировать знания:

    1. условий обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами;

                              умения:

    1) находить деепричастный оборот, определять его границы;

    2) правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных  одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

    3) правильно использовать в речи деепричастные обороты;

     Развивать:

    1. исследовательскую позицию, познавательную активность, умение оценивать себя и товарища;

    Ход урока.

    …Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
    существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
    в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

    К.Г.Паустовский

    1. Организационный момент.

    Учитель:   Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Людмила Владимировна.  Я очень рада видеть вас всех на уроке. Надеюсь, мы сегодня интересно и плодотворно поработаем.

      Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.  Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.  (Слайд №1)

     Согласны ли вы с высказыванием К.Г. Паустовского? Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего сегодняшнего урока?

    2. Актуализация знаний учащихся.

     - Вспомните, какие темы вы изучили на предыдущих уроках? Кто уверен в своих знаниях по изученным темам? Предлагаю вам сейчас немного вспомнить изученное и проверить свои знания.

    Игра «Верно-неверно»

    (Учитель зачитывает утверждение, дети показывают с помощью сигнальных карточек: красная – верно, синяя – неверно»)

    • Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в  письменной речи (верно)
    • Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. (верно)
    • Обособляются обычно распостраненные определения, стоящие перед определяемым словом. (неверно)

           - Молодцы, теорию вы усвоили. А теперь перейдем к практическому заданию.

    3. Определение темы и целей урока.

    Игра «Третий лишний»

    1. Я рвал отчаянной рукой

    шиповник, спутанный плющом.  (М. Ю.Лермонтов)

    1. Ты, гордый, пел для муз и для души. (А.С. Пушкин)
    2.  Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)

    Учитель.  Найдите лишнее предложение? Обоснуйте свой ответ? Выпишите его. Почеркните обособленное обстоятельство. Чем оно выражено?

    Учитель.  Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

    Тема сегодняшнего урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.  (Слайд №2)

    Учитель. Тема урока нам известна. Подумайте, какую проблему мы должны решить, работая по этой теме. Что нам необходимо выяснить? Чему научиться?

    Нам необходимо выяснить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. (Слайд № 3)

    4. Изучение нового материала.

    Учитель.   Что вам уже известно по данной теме?

     - Обратите внимание на предложения, записанные на доске

    1. Отец сидел, сложив на коленях усталые руки.

    Большой пень, тлея, лежал на углях.

    1. Мальчик шёл не спеша.

    Мальчик мчался сломя голову.

    1. Туман уже совершенно поднялся и, принимая форму облаков, постепенно исчезал в синеве неба.

    На людях она крепилась, а войдя к себе, зарыдала.                                                                                                                                                            

    Учитель. Прочитайте предложения первой группы. Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства. Сделайте вывод об их обособлении.

    Учащиеся формулируют первую часть правила.

    (Слайд № 4)

    Учитель. Прочитайте предложения второй группы.

    Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства.

    Сделайте вывод об их обособлении.

    (Слайд №5)

    Учитель. Прочитайте предложения третьей группы.

    Кто может объяснить расстановку запятых? Почему в первом предложении деепричастный борот отделяется от союза и запятой, а во втором предложении от союза а не отделяется?

    (Слайд №6)

    Работа со схемами.

    Учитель.  Ребята, а теперь обобщим сказанное. У вас на партах лежат листочки, с краткой записью изученного правила в виде таблицы. Напротив каждого пункта сделайте пометки:

     ! - я знал это,

    + - это для меня новое,

    ? – не понял

    (Слайд №7)

    Учитель:  Какие пункты для вас оказались новыми? Какие вызвали вопросы?

     - Что необходимо нам сделать,  чтобы научиться находить обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, и правильно выделять их запятыми?

    5. Закрепление изученного материала.

    Задание №1 (2 мин)

    (индивидуальная работа)

    Карточки зелёного цвета. Перед вами 5 предложений. Они пронумерованы. В пустую колонку вашей таблицы впишите, пожалуйста, номера предложений, соответствующих пунктам таблицы.  На выполнение задание у вас 3 минуты.

    Дифференцированные карточки.

    Карточка №1

    1.    Среди листвы работал соловей.                                      

         Всю ночь работал рук не покладая.   (Е.Винокуров)

    1. Татьяна любит не шутя. (А.С. Пушкин)
    2. Отговорила роща золотая

    Березовым веселым языком,

    И журавли, печально пролетая,

    Уж не жалеют больше ни о ком. (С.А. Есенин)

    1. Снайпер застыл, прижавшись к земле, и, не поворачивая головы, внимательно вглядывался в кусты на той стороне поляны.  (М. Горький)
    2.   Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. (М.Горький)

    Карточка №2

    1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.   (А.Грибоедов)  
    2. Страшная туча надвигалась не спеша.    (А.Чехов)
    3. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.(А. Пушкин)

    1. Медвежата согрелись и уснули, а проснувшись, стали выть.
    2. Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены,  сталкивая друг с другом и разбивая в пыль. (М. Горький)

    Самопроверка.  (Слайд № 8)

    Анализ ошибок.

    Ф и з к у ль т м и н у т к а «У моря!»

    Задание №2

    (работа в парах)

    Карточки желтого цвета. Расставьте, где нужно, знаки препинания в данных предложениях. Укажите стрелочками, какие схемы соответствуют данным предложениям.

    1. Утопая в листве по колено

                  Снова осень стоит у двора.  

                                             (И. Бунин)          

    1.  Тайга густо ощетинила конусы сопок   частоколом елей и пихт затянув долины мягкими кудрями разнолесья темнела во всех распадках и падях.       (А. Грачев)                                                                                                                            
    2. За Москвой-рекой алея вставал рассвет.  (С. Щипачев)

    Проверка – работа с интерактивной доской. Анализ ошибок

    Гимнастка для глаз «Футбол» (1 мин)

    Учитель. Мы с вами поработали с интерактивной доской. Предлагаю немного отдохнуть. Проведём небольшую гимнастику для глаз.

    Задание № 3

    (Работа в группах)

    Учитель. Ребята, а кто из вас футбол? (Мальчики составляют одну группу, девочки другую). Сейчас вы побудете в роли писателей. Попробуете создать тексты, опираясь на тему нашего урока.

    Карточки розового цвета.

    Задание для группы мальчиков: Создайте  текст на тему «Футбол», используя фразеологизмы:

    Засучив рукава

    Спустя рукава

    Сломя голову

    Очертя голову

    Не солоно хлебавши

    Скрепя сердце

    Не переводя духа

    Разинув рот и др.

    Задание для группы девочек:  Напишите миниатюру о весне, употребив в тексте обособленные

     Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Проверка – каждая группа зачитывает свои тексты.

    Учитель.  Какого стиля получились тексты? Какой тип речи вы использовали в своих текстах? Какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в нашей речи? Что они ей придают? Для чего нам необходимо изучать данную тему? Где нам это может пригодиться?

    6. Рефлексия (2 мин)

    Учитель.  А теперь давайте подведем итоги нашего урока. Мы с вами в начале урока ставили цели…Как вы думаете достигли вы их? Какие задания вызвали у вас трудности? Почему?

    (Дети заполняют анкеты)

    1. Я знаю правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами  (+ -)
    2. Я умею находить их в предлжении (+ -)
    3. Я умею правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств (+ -)
    4. Я умею строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.  (+ -)

    Учитель.   Ребята, кого вы можете выделить из вашей группы? Кого вы считаете самым полезным и активным участником?

    Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Но особенно мне хотелось бы выделить….Они получают оценки….                     

    Учитель выставляет оценки.

    7. Домашнее задание.  (1 мин)

    Общее: выполнить тесты (дифференцированные карточки)

    Индивидуальное: исследовательская работа «Деепричастия и деепричастные обороты в поэзии

    С.А Есенина и А. С. Пушкина»

    Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

     и деепричастными оборотами.

    ! – я знал это

    + - новое для меня

    ? – я это не понял

    Правило

    Пример

    № предложения

    1. Всегда обособляются деепричастия и деепричастные обороты независимо от положения в предложении.

    Проводив родителей, она долго стояла молча.

    Снег, покрывая землю белой скатертью, тихо падал.

    Он ушёл, устав от шума.

    Лодка, покачиваясь, подплывала к берегу.

    2. Подчиняются правилу однородных членов.

    Волны несутся, гремя и сверкая.

    Лая, рыча и огрызаясь, собаки бежали за нами.

    3. Не обособляются одиночные обстоятельства, выраженные наречиями: лёжа, сидя, стоя,  молча, шутя,  не спеша, нехотя, не глядя, и др.

    Я всегда читаю лёжа.

    4. Не обособляются фразеологизмы со словами-деепричастиями: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не солоно хлебавши

    скрепя сердце, не переводя духа

    и др.

    Он работает спустя рукава.

    5.Отделяются от союзов «и», «а», «но» запятой, если можно убрать из предложения.

    Он обернулся и, помахав рукой, скрылся из виду.

    Мы остались довольны, а уходя, поблагодарили всех за прием.


     

    Домашнее задание

    ТЕСТ

    ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

    Задание 1.  В каком предложении не ставится запятая?

    1.  Петляя тропа спускалась вниз.

    2.  Поговорив они разошлись.

    3.  Туман редея ползет вверх.

    4.  Скрепя сердце он пошел на мировую.

    5.  Шум удаляясь затихал.

    Задание 2.  В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

    1.  Она говорила не волнуясь.

    2.  Он шел прихрамывая.

    3.  Сергей не отдыхая побежал на станцию.

    4.  Его рассказы всегда слушали раскрыв рот.

    5.  Ленивый работает спустя рукава.

    Задание 3. В каком предложении запятая не ставится?

    1.  Войдя в дом он быстро согрелся.

    2.  Тропа петляя между камней спускалась вниз.

    3.  Петляя между камней тропа спускалась вниз.

    4.  Горел костер бросая в темноту блики света.

    5.  Шли быстро и не заводя разговоров.

    Задание 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

    Доехав до конечной станции,

    1) там нас ждала машина.

    2) нужно пересесть на автобус.

    3) останется километра два.

    4) дальше путь лежал по реке.

    Знакомясь с содержанием книги,

    1) она может показаться слишком сложной.

    2) возникает желание немедленно прочитать ее.

    3) ты видишь, что это основательный труд.

    4) выясняется, что ее тема шире, чем заявлено в названии.

    Заметив приближение грозы,

    1) прогулка была отложена.

    2) мы ускорили шаг.

    3) раскаты грома раздавались все чаще и чаще.

    4) наш веселый разговор стих сам собой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

    Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

    Урок "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами"

    Урок для обучающихся 8-го класса с углубленным изучением русского языка....

    Урок в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом"

    Разработка урока по разделу "Синтаксис простого предложения"...

    Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами"

    Материал содержит конспект урока по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" и будет полезен учителям русского языка на этапе систематизации и обобщения знаний о дееприч...

    Проверочная работа по русскому языку 8 класс по теме "Обособленные определения и приложения"

    Проверочная работа по русскому языку 8 класс по теме "Обособленные определения и приложения"...

    Технологическая карта по русскому языку Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.

    Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. 8 класс....