Технологическая карта по русскому языку Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Разуваева Анастасия Николаевна

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. 8 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.71 КБ
Office presentation icon obosoblennye_obstoyatelstva.ppt132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Ф.И.О. учителя

Разуваева Анастасия Николаевна

ОУ

ГБОУ ООШ с.Покровка

Предмет

русский язык

Класс

8

Тема урока

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.

Цель урока

1. Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства не обособляются. Закрепить  тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями» на более сложном материале.

 2.Развивать умения и навыки в составлении предложений с обособленными обстоятельствами. Развивать умения связного изложения текста с использованием обособленных членов. Развивать понятие об обособлении одиночных деепричастий.

3. Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к родному языку  через образцы художественной речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- получение  новых знаний о  деепричастии;

- работа с   текстом.

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к русскому языку;

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Программные требования

Ученик научится:

- находить деепричастие и деепричастные обороты;

- определять границы деепричастия и деепричастного оборота;

- отличать деепричастие от фразеологизмов;

Ученик получит возможность научиться:

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Программное содержание

Деепричастие - самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия, глагола, наречия.

Ценностные ориентиры

Культура, познание, красота.

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету(орфограммы, правила)

Орфрграммы: -Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий, запятые в причастном и деепричастном оборотах.

Правила: Что такое обособление? Причастный оборот и выделение его запятыми. Деепричастие как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки депричастия. Деепричастный оборот. Фразеологические обороты и знаки при них.

План изучения нового материала

1. Что мы знаем о деепричастии?

2. Грамматические признаки глагола, наречия и деепричастия.

3. Морфологические признаки деепричастия, глагола и наречия.

4. Синтаксическая роль.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Смешанная

Технология обучения

Технология проблемного обучения

Оборудование (оснащение ) урока

Компьютерная презентация, проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы.

Домашнее задание

Составить предложения с фразеологизмами (засучив рукава, не покладая рук, сломя голову, не солоно хлебавши).

Технологическая карта урока.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Универсальные учебные действия

Действия учителя

Действия ученика

1. Оргмомент (цель:  мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе.

- Ребята, на предыдущих уроках мы изучали понятие обособление. Что это такое?

- о каких обособленных членах предложения мы уже говорили на предыдущих уроках?

Групповое задание. Ученики делятся на 2 группы. Приложение 1.

Отвечают на вопросы

Выделение второстепенных членов предложения по смыслу. Языковым средством обособления служит интонация.

Обособленныые определения.

Работа в группах. Проверка задания.

Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные,  коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать)

- Дома вы должны были повторить тему деепричастия. Что это за часть речи? (презентация)

- Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить?

 -Какие синтаксические признаки имеет деепричастие?

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии глагола.

Наречия и глагола, так как мы уже выяснили, что дннпричастия причастны к этим частям речи.

Наречные: в предложении деепричастие бывает обстоятельством.

 Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала

3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

-Открываем учебник на стр.176. Читаем правила про деепричастные обороты.

Чтение правила.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

4.Обобщение понятия /правила (Цель: научить обобщать, делать выводы)

 Работа по учебникку. Стр.176 упр 314

Рабта в тетрадях.

Один ученик у доски.

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

6.Применение понятия (или  правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила)

Работа по карточкам. Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Работа с учебником. Правило на стр 176.

Задание на доске. Замените в данных предложениях слова фразеологическими оборотами.

  1. Сегодня мальчики работали плохо (спустя рукава).
  2. Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).
  3. Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.
  4. Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).

Один ученик у доски.Остальныые в тетрадях.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляется проверка.

Читают правило.

Устные ответы.

Принцип деятельности.

УУД:

-коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

-регулятивные:

(ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;

пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;

проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности)

-познавательные:

(умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

7. Итог урока 

Рефлексия

(цель: сформулировать новое знание: ЧТО – предметное содержание –  и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности

- Ребята, мы достигли своей цели?

- Что такое деепричастие?

- Что узнали о деепричастном обороте?

- Что такое фразеологизм?

Ответы учащихся.

Принцип деятельности, умение осознавать пройденное, отвечать на вопрос о достижении цели, давать оценку своей деятельности

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

- Ребята,  а какие умения вы будете тренировать дома?

- Хорошо. Составьте предложения с фразеологизмами засучив рукака, не покладая рук, сломя голову, не солоно хлебавши.

- Умение отличать деепричастие от фразеологизмов.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)

Приложения

Приложение 1. Работа по группам.

Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления определений. Объясните подчеркнутые орфограммы.

Группа 1. Очарованные красотой пробуждающейся весенней природы мы застыли в оцепенении посреди поляны раскинувшейся под нашими ногами.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления определений. Объясните подчеркнутые орфограммы.

Группа 2. Бодрым просыпается путешественник разбуженный утренними голосами птиц пролетевших над нашей палаткой.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2. Работа у доски. Расставьте знаки препинания.

      

 Нахохлившись отдыхают птицы иные хлопая крыльями и осыпая иней клюют почки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 3. Индивидуальная работа. Расставьте знаки препинания.

     

Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 4. Расставьте знаки препинания.

     

  Вперив в речную глубь острый взгляд глаз птица примечала даже самое малое движение в реке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с.Покровка Разуваева Анастасия Николаевна

Слайд 2

Деепричастие Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Слайд 3

Деепричастия, деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от их места в предложении: Мальчик , испугавшись, вскрикнул. Выйдя на мороз, он поежился.

Слайд 4

При однородных деепричастиях, деепричастных оборотах запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения вообще: Посмеиваясь и лихо подмигивая , Юра закрыл дверь. Живу и радуясь, и горюя. Он молчал , злясь, но труся.

Слайд 5

Не обособляются деепричастия, деепричастные обороты: Соединительные союзом и: а) со сказуемым; б) с необособленным обстоятельством. Она презирала его и принимая его ухаживания. Он стоял неподвижно и глядя куда-то вдаль.

Слайд 6

Не обособляются деепричастия, деепричастные обороты: Теряющие значение добавочного действия и приобретающие значение признака действия (что сближает их с наречиями): а) ставшие фразеологическими оборотами (засучив рукава, сломя голову, не смыкая глаз, раскрыв рот и т.п. – кроме фразеологических вводных словосочетаний, отделяемых запятой: иначе говоря, судя по всему и т.п.) Петя работал спустя рукава (очень плохо). (Но: засучив рукава, он мыл руки в тазу). Собственно говоря, где птички?

Слайд 7

Не обособляются деепричастия, деепричастные обороты: Деепричастие, имеющее в качестве зависимого слова который в составе определительного придаточного предложения, от этого предложения запятой не отделяется. Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невеселое прошлое.

Слайд 8

Надо отличать от деепричастий образованных от них: а) наречия: стоя, сидя, лежа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись… Одинаковые по виду деепричастия сохраняют значение добавочного действия – благодаря образованию деепричастного оборота, связанности с другими деепричастиями; Целый час он ехал стоя. Я справлюсь с этим шутя ( = легко). Стоя на вершине, он смотрел вниз. Всю дорогу , шутя и болтая, он не закрывал рта.

Слайд 9

Надо отличать от деепричастий образованных от них: б ) предлоги : начиная с, исходя из; «деепричастную» часть их можно опустить. Дождь льет начиная с утра (льет с утра).

Слайд 10

Домашнее задание Составьте предложения с фразеологизмами: засучив рукава, не покладая рук, сломя голову, не солоно хлебавши .

Слайд 11

Информационные ресурсы: Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку М., «Просвещение», 1997 г. http://uroki-russkogo-yazyka.ru/obosoblennye-chleny-predlozheniya/obosoblennye-obstoyatelstva.html http://guildi.ru/referaty_po_yazykovedeniyu/referat_obstoyatelstvo_kak_obosoblennyj.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами"

Урок для обучающихся 8-го класса с углубленным изучением русского языка....

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

Урок русского языка "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием."

Цели урока:Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных  обстоятельствах, развития орга...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....