Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ханбикова Лейсан Камиловна
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»

( 7  класс)

Цели урока:

 а) образовательные:

  1. познакомить с правилом правописания о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, сформировать умение выбирать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
  2. повторить теоретические сведения о наречии, правописание не и ни в наречиях;
  3. развитие речи: работа над орфоэпическими нормами, обогащение словарного запаса, работа над словом, элементы анализа стихотворного текста; составление собственного текста;

б) развивающие: развивать речь, мышление, творческое воображение, фантазию, познавательную активность;

в) воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Оборудование: портрет   И. Бунина, стихотворение И. Бунина "Северная береза", репродукции картин с изображением берез, схемы - таблицы, атрибуты магистра, фишки для учета знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. На свете существует много разных музеев, и сегодня я приглашаю вас в один из них - Музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты:  части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Сегодня мы с вами будем сотрудниками музея, работать будем в зале, посвященном одной части речи, а  какой именно, поможет отгадать загадка.

Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия, ни чисел,
(
позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

- К какой части речи относятся эти слова? (наречие)

Итак, мы с вами - сотрудники музея, работающие в зале « Наречие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям о наречии и его правописании. Многое об этой части речи нам уже известно, но некоторые секреты правописания нам еще предстоит раскрыть.

Прочитайте тему урока, записанную на доске: « Буквы о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-» и постарайтесь сформулировать цели урока.

Работая в нашем музее, мы не только познакомимся с новым правилом и научимся применять его на письме, но и повторим теоретические сведения о наречии, правописание не - ни в наречиях, т. к. экскурсоводы должны быть готовы не только ответить на любые вопросы посетителей, но быть грамотными, правильно и красиво говорить.

II. А начнем мы нашу работу с поэтической речевой разминки.

Послушайте стихотворение И. Бунина « Северная береза» и подумайте, о чем оно, какова тема стихотворения.

И. Бунин

Северная береза

Над озером, над заводью лесной-

Нарядная зеленая береза.

« О, девушки! Как холодно весной:   жалобно

Я вся дрожу от ветра и мороза! »

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады...

«О, девушки! Как весел лес и луг!             радость

Как радостны весенние наряды! »

 Опять, опять нахмурилось, опять.

Мелькает снег и бор гудит сурово..,       опасения

« Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

  • О чем этот текст? (о северной природе весной, о погоде, об ощущениях березы)
  • Можем ли мы всё это назвать темой стихотворения? (да)
  • Отражена ли она в заглавии? (да)
  • Докажите свой ответ словами из текста (северная погода весной обманчива и переменчива)
  • Каким художественным приёмом пользуется автор, чтобы сблизить мир природы и мир человека? (олицетворение)
  • Найдите в тексте олицетворение.
  • Как меняется интонация в зависимости от состояния окружающего мира березы?

*Прочитайте стихотворение выразительно вслух.

III. Повторение ранее изученного.

1) Выпишите из этого стихотворения наречия и докажите, что это наречия.

  • Экскурсоводы должны быть  готовы к разным вопросам посетителей,  поэтому повторим, что называется наречием.
  • Давайте спросим у хранителя музея, что нового он узнал об истории происхождения слова « наречие » (Представить хранителя музея.)

( Слово « наречие » существовало еще в древнерусском языке. Что же оно означает? В слове можно выделить корень -реч-. В древнерусском языке слово « речь » имело различные значения, одно из которых было названием части речи - «глаголют», связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Др. римляне эту часть речи называли «приглаголием».)

2) Переходим в следующий зал: «Правописание наречий», где нас ждут частицы и приставки не и ни.

 Экскурсоводом в этом зале будет...

* Записать, объяснить не и ни в наречиях.

Никак не ожидал приезда гостей; торопиться некуда, яблоку негде упасть, ничуть не растерявшись, никогда не улыбался, не терпел никакого обмана, никто никогда не видел.

Вывод о написании не - ни в наречиях.

IV. Изучение нового материала.

Наречие - очень интересная часть речи. Правописание наречий очень часто вызывает затруднения. Одно из ошибкоопасных мест в наречиях - конец наречий. В безударном положении у нас смешиваются звуки, у наречий смешиваются на конце о и а. Как же быть? Многие делают ошибки в словах слева, направо. Почему? Безударное положение. Помогут разобраться в этом приставки. Какие это приставки? Ученые давно заметили, что наречия, образованные от прилагательных с приставками в-, на-, за- дружат с -о

заново

начисто                         

влево,

а вот приставки из-, до-, с- дружат с -а

издалека

досыта, слева

 А мне моя учительница, когда я училась в школе, дала такую подсказку:

занавеска - это дружит с о

из досок - это дружит с а

Запомнили?

Эта закономерность действует только на наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом. Посмотрите на схему и сделайте вывод: во всех ли наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс а:

Досрочно         досрочный

дотемна          темный.

V. Закрепление.

  1. А теперь потренируемся и выполним упражнение. Поможет нам экскурсовод....

*Замените словосочетания одним наречием:

  • идти в правую сторону ( вправо);
  • упасть как мертвый (замертво);
  • растереть до белого цвета (добела);
  • рубить с помощью плеча (сплеча);
  • закрыть с помощью глухого (наглухо);
  • знаем с давних пор (издавна);
  • расстаться на долгое время (надолго);
  • переписать окончательно (набело;но:добела)

*Обратите внимание на произношение наречий надолго, набело, но: добела.

  1. Посмотрите на текст стихотворения «Северная береза », найдите слово на наше правило и объясните

Вывод.

  1. Наш друг - магистр узнал, что в 7б есть знатоки наречий, и хочет с вами сразиться. Предлагает вам состязание.

 

На листочках записать по порядку суффиксы наречий.

123                  1 издавна          7 досуха              13 дотемна

а аа             2 слева                8 дочиста            14 докрасна

а о о           3 снова                9 справа              15 сначала

ааа              4 досыта             10 начисто

оо а        5 влево           11 затемно

а аа         6 направо                12 надолго
 

Соедините попорядку буквы а. Что получилось?
Поздравляю! Сам магистр поставил вам 5!

  1. В нашем музее есть интересное наречие дотла. Что обозначает это наречие и
    какова его историческая основа? Давайте об этом спросим хранителя нашего музея. (В древнерусском языке существовало слово тло- «дно; основание», наречие «дотла» образовалось от родительного падежа ед. числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло).
  • С каким глаголом чаще всего употребляется это наречие? (сгореть)
  1. Работа над предложением.

Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя. («Золотые россыпи слов», сост. И.Тумаркин)

Бесполезно,сначала - что нужно помнить, разбирая наречие по составу?

(нар. – неизм.   нет  ) 

  1. Творческая работа.

« Я чувствую, что я ...» (рассказ - фантазия),

Все дети, да и многие взрослые, любят фантазировать. (Фантазия - от греческого слова, означающего «творческое воображение, мечта, выдумка») Давайте сейчас пофантазируем. Представьте, что вы превратились в дом, зеркало, мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер, (выберите по своему усмотрению).

Превратившись в столь неожиданный предмет, что вы чувствуете, ощущаете? Каковы будут ваши действия? Постарайтесь свои мысли записать в виде маленького рассказа или стихотворения.

Дети работают 5 мин., затем читают свои работы.

 Посмотрим, что же ощутила ваша сверстница, превратившись в солнце.

Моя мечта — стать солнцем хоть на час,

Огромным раскаленным шаром.

На всю Вселенную пусть мой звучит рассказ.

Источник я тепла, на небе я недаром.

Танцуют хоровод вокруг меня

Планеты кругленькие, девять их по счету.

Их всех люблю я, но одна Земля

Окружена особенной заботой.

Я грею птиц, животных и людей.

От зимней спячки я бужу природу.

И нет в ней лучше новостей,

Чем новость про хорошую погоду.

И улыбаюсь я земле издалека.

Подмигиваю, щекочу лучами,

От них искрится и блестит река,

Туман рассеивается мигом над полями.

Свечу я всюду и свечу всегда.

На зависть сестрам - звездам удаленным.

Но... сон прошел, растаяла мечта

И улетела в небеса со звоном.

  • Свои творческие работы вы оформите и мы лучшие оставим в качестве экспонатов в нашем музее.

VII. Итог урока.

Итак, наша работа в музее русского языка сегодня закончена.

  • Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, чему научились? Что повторили, закрепили.
  • Оценивание (подсчет фишек).

VIII. Д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....

Урок русского языка по теме "Буквы о – е после шипящих на конце наречий"

Цели урока: знакомство с правилом написания букв о – е после шипящих на  конце наречий; формирование умения выделять данную орфограмму; совершенствовать навыки морфологического и...

Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы орган...