Главные вкладки

    Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Ханбикова Лейсан Камиловна
    Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»

    ( 7  класс)

    Цели урока:

     а) образовательные:

    1. познакомить с правилом правописания о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, сформировать умение выбирать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
    2. повторить теоретические сведения о наречии, правописание не и ни в наречиях;
    3. развитие речи: работа над орфоэпическими нормами, обогащение словарного запаса, работа над словом, элементы анализа стихотворного текста; составление собственного текста;

    б) развивающие: развивать речь, мышление, творческое воображение, фантазию, познавательную активность;

    в) воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

    Оборудование: портрет   И. Бунина, стихотворение И. Бунина "Северная береза", репродукции картин с изображением берез, схемы - таблицы, атрибуты магистра, фишки для учета знаний.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1. На свете существует много разных музеев, и сегодня я приглашаю вас в один из них - Музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты:  части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Сегодня мы с вами будем сотрудниками музея, работать будем в зале, посвященном одной части речи, а  какой именно, поможет отгадать загадка.

    Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия, ни чисел,
    (
    позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

    - К какой части речи относятся эти слова? (наречие)

    Итак, мы с вами - сотрудники музея, работающие в зале « Наречие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям о наречии и его правописании. Многое об этой части речи нам уже известно, но некоторые секреты правописания нам еще предстоит раскрыть.

    Прочитайте тему урока, записанную на доске: « Буквы о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-» и постарайтесь сформулировать цели урока.

    Работая в нашем музее, мы не только познакомимся с новым правилом и научимся применять его на письме, но и повторим теоретические сведения о наречии, правописание не - ни в наречиях, т. к. экскурсоводы должны быть готовы не только ответить на любые вопросы посетителей, но быть грамотными, правильно и красиво говорить.

    II. А начнем мы нашу работу с поэтической речевой разминки.

    Послушайте стихотворение И. Бунина « Северная береза» и подумайте, о чем оно, какова тема стихотворения.

    И. Бунин

    Северная береза

    Над озером, над заводью лесной-

    Нарядная зеленая береза.

    « О, девушки! Как холодно весной:   жалобно

    Я вся дрожу от ветра и мороза! »

    То дождь, то град, то снег, как белый пух,

    То солнце, блеск, лазурь и водопады...

    «О, девушки! Как весел лес и луг!             радость

    Как радостны весенние наряды! »

     Опять, опять нахмурилось, опять.

    Мелькает снег и бор гудит сурово..,       опасения

    « Я вся дрожу. Но только б не измять

    Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

    • О чем этот текст? (о северной природе весной, о погоде, об ощущениях березы)
    • Можем ли мы всё это назвать темой стихотворения? (да)
    • Отражена ли она в заглавии? (да)
    • Докажите свой ответ словами из текста (северная погода весной обманчива и переменчива)
    • Каким художественным приёмом пользуется автор, чтобы сблизить мир природы и мир человека? (олицетворение)
    • Найдите в тексте олицетворение.
    • Как меняется интонация в зависимости от состояния окружающего мира березы?

    *Прочитайте стихотворение выразительно вслух.

    III. Повторение ранее изученного.

    1) Выпишите из этого стихотворения наречия и докажите, что это наречия.

    • Экскурсоводы должны быть  готовы к разным вопросам посетителей,  поэтому повторим, что называется наречием.
    • Давайте спросим у хранителя музея, что нового он узнал об истории происхождения слова « наречие » (Представить хранителя музея.)

    ( Слово « наречие » существовало еще в древнерусском языке. Что же оно означает? В слове можно выделить корень -реч-. В древнерусском языке слово « речь » имело различные значения, одно из которых было названием части речи - «глаголют», связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Др. римляне эту часть речи называли «приглаголием».)

    2) Переходим в следующий зал: «Правописание наречий», где нас ждут частицы и приставки не и ни.

     Экскурсоводом в этом зале будет...

    * Записать, объяснить не и ни в наречиях.

    Никак не ожидал приезда гостей; торопиться некуда, яблоку негде упасть, ничуть не растерявшись, никогда не улыбался, не терпел никакого обмана, никто никогда не видел.

    Вывод о написании не - ни в наречиях.

    IV. Изучение нового материала.

    Наречие - очень интересная часть речи. Правописание наречий очень часто вызывает затруднения. Одно из ошибкоопасных мест в наречиях - конец наречий. В безударном положении у нас смешиваются звуки, у наречий смешиваются на конце о и а. Как же быть? Многие делают ошибки в словах слева, направо. Почему? Безударное положение. Помогут разобраться в этом приставки. Какие это приставки? Ученые давно заметили, что наречия, образованные от прилагательных с приставками в-, на-, за- дружат с -о

    заново

    начисто                         

    влево,

    а вот приставки из-, до-, с- дружат с -а

    издалека

    досыта, слева

     А мне моя учительница, когда я училась в школе, дала такую подсказку:

    занавеска - это дружит с о

    из досок - это дружит с а

    Запомнили?

    Эта закономерность действует только на наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом. Посмотрите на схему и сделайте вывод: во всех ли наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс а:

    Досрочно         досрочный

    дотемна          темный.

    V. Закрепление.

    1. А теперь потренируемся и выполним упражнение. Поможет нам экскурсовод....

    *Замените словосочетания одним наречием:

    • идти в правую сторону ( вправо);
    • упасть как мертвый (замертво);
    • растереть до белого цвета (добела);
    • рубить с помощью плеча (сплеча);
    • закрыть с помощью глухого (наглухо);
    • знаем с давних пор (издавна);
    • расстаться на долгое время (надолго);
    • переписать окончательно (набело;но:добела)

    *Обратите внимание на произношение наречий надолго, набело, но: добела.

    1. Посмотрите на текст стихотворения «Северная береза », найдите слово на наше правило и объясните

    Вывод.

    1. Наш друг - магистр узнал, что в 7б есть знатоки наречий, и хочет с вами сразиться. Предлагает вам состязание.

     

    На листочках записать по порядку суффиксы наречий.

    123                  1 издавна          7 досуха              13 дотемна

    а аа             2 слева                8 дочиста            14 докрасна

    а о о           3 снова                9 справа              15 сначала

    ааа              4 досыта             10 начисто

    оо а        5 влево           11 затемно

    а аа         6 направо                12 надолго
     

    Соедините попорядку буквы а. Что получилось?
    Поздравляю! Сам магистр поставил вам 5!

    1. В нашем музее есть интересное наречие дотла. Что обозначает это наречие и
      какова его историческая основа? Давайте об этом спросим хранителя нашего музея. (В древнерусском языке существовало слово тло- «дно; основание», наречие «дотла» образовалось от родительного падежа ед. числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло).
    • С каким глаголом чаще всего употребляется это наречие? (сгореть)
    1. Работа над предложением.

    Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя. («Золотые россыпи слов», сост. И.Тумаркин)

    Бесполезно,сначала - что нужно помнить, разбирая наречие по составу?

    (нар. – неизм.   нет  ) 

    1. Творческая работа.

    « Я чувствую, что я ...» (рассказ - фантазия),

    Все дети, да и многие взрослые, любят фантазировать. (Фантазия - от греческого слова, означающего «творческое воображение, мечта, выдумка») Давайте сейчас пофантазируем. Представьте, что вы превратились в дом, зеркало, мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер, (выберите по своему усмотрению).

    Превратившись в столь неожиданный предмет, что вы чувствуете, ощущаете? Каковы будут ваши действия? Постарайтесь свои мысли записать в виде маленького рассказа или стихотворения.

    Дети работают 5 мин., затем читают свои работы.

     Посмотрим, что же ощутила ваша сверстница, превратившись в солнце.

    Моя мечта — стать солнцем хоть на час,

    Огромным раскаленным шаром.

    На всю Вселенную пусть мой звучит рассказ.

    Источник я тепла, на небе я недаром.

    Танцуют хоровод вокруг меня

    Планеты кругленькие, девять их по счету.

    Их всех люблю я, но одна Земля

    Окружена особенной заботой.

    Я грею птиц, животных и людей.

    От зимней спячки я бужу природу.

    И нет в ней лучше новостей,

    Чем новость про хорошую погоду.

    И улыбаюсь я земле издалека.

    Подмигиваю, щекочу лучами,

    От них искрится и блестит река,

    Туман рассеивается мигом над полями.

    Свечу я всюду и свечу всегда.

    На зависть сестрам - звездам удаленным.

    Но... сон прошел, растаяла мечта

    И улетела в небеса со звоном.

    • Свои творческие работы вы оформите и мы лучшие оставим в качестве экспонатов в нашем музее.

    VII. Итог урока.

    Итак, наша работа в музее русского языка сегодня закончена.

    • Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, чему научились? Что повторили, закрепили.
    • Оценивание (подсчет фишек).

    VIII. Д/з.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

    Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

    Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"

    Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...

    Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

    Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

    Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

    Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

    На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

    Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

    Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....