Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Морозова Елена Вячеславовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Буквы з и с на конце приставок

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- образовательные: определить способ действия при выборе з-с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова; отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня; развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас; совершенствовать орфографические умения;

- развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, орфографическую зоркость; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развивать творческие, речевые способности;

- формировать логические умения;

- развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развивать умение формулировать проблему;

- развивать умение групповой и парной работы.

- воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, воспитывать интерес и уважение к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову.

Материальное оснащение:

Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор

Используемая литература:

Наименование

Авторы

Издательство, год издания

Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных  учреждений.

Ладыженская Т.А.,

Баранов М.Л. и др.

М.: Просвещение, 2015г

Русский язык. Программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 кл.

Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. и др.

М.: Просвещение, 2011 г.

Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,

Тростенцова Л.А.

М.: Просвещение, 2012 г.

Русский язык. 5 класс.

Дидактические материалы.

Тростенцова Л.А., Стракевич М.М.

М.: Просвещение, 2013г.

Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.

Егорова Н.В.

М.: Вако, 2013г.

 Используемые  ресурсы  в сети Интернет:

http:// lib.podelise.ru/docs/976/index-12103.html   

http:// russian-lang.ucoz.ru/publ/uroki_russkog...jazyka/5klass/bykvy  z I s v pristavkakh/5-1-0-46

Дата проведения занятия: 26.01.2016


Этап урока

Цели и задачи

этапа

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Способ

достижения

(виды заданий и упражнений)

Организационный

Создать доброжела-тельную атмосферу. Создать ситуацию успеха.

Создать условия для возникнове-ния   у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Положительное отношение к учебной деятельности

коммуникативные: слушать и слышать; психологический, эмоциональный настрой

Приветствие учащихся.

Запись даты в тетрадях

Опрос учащихся по заданному материалу

Актуализиро-вать

знания детей по теме  «Приставка», спланировать дальнейшую деятельность

Стремление к речевому самосовершен-ствованию, пополнение словарного запаса

коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

регулятивные: проводить самопроверку

познавательные: составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи

-Ребята, давайте вспомним, что такое приставка?

 - С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок, мы знакомы.

-Приведите примеры слов с этой орфограммой.

Проверка домашнего задания (упр.436)

Изучение нового учебного материала

Создать проблемную ситуацию, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. Повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.

Проговари-вать и закреплять новые знания; выявить пробелы в первичном осмыслении изученного материала. Развивать умения применять новые знания.

Смыслообразо-вание. Привить интерес к предмету; установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений

регулятивные: целеполагание

-А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости.

Игра (по цепочке): 
Дом - том, балка - палка...

- Сравните два словосочетания:

Бездумный поступок-бессердечный человек

-Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки.

-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило

-Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

 - А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и-с?

-Откройте учебник  и прочитайте правило. Верно ли вы его сформулировали?

Творческий диктант.

Замените существительное с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на з (с).

Ребёнок без забот (беззаботный)
Небо без звёзд (беззвёздное)
Вход без платы
...

– С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные?

– От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок?

Физминутка.   Учитель произносит слова. Если приставка оканчивается на-з, дети встают. Если на букву-с, сидят на месте

Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться…

Закрепление учебного материала

Закрепить полученные знания,

проверить умение  работать с информацией; организовать выполнение задания с взаимопроверкой; зафиксиро-вать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Развивать творческие способности, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдатель-ность, самоопределе-ние. Умение выражать свои мысли.  

регулятивные: умение самостоятельно обобщить и сделать вывод;

осуществлять самоконтроль и самооценку

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение слушать других и уважать чужое мнение; умение работать в группе; проводить взаимопроверку

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение

 -Давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з и с на конце приставок.

В этом нам поможет стихотворение:

Пусть никто никогда не забудет,
Что 
з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на 
здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание –
нет в них содержания.

- Что нового вы узнали из этого стихотворения?

Самостоятельная работа.     Выполнение тестового задания. (Слайд)

1) бе ..мерно 2)и..пользовать 3) во..поминание                   4) ра ..жигать 5) ни..падать 6) бе ..ценный 7) бе…звездный 8) в ..бираться 9) бе..численные 10) ра…смешить

- Оцените свою деятельность: +-уверен, ?-сомневаюсь, - - трудно

- Теперь оцените работу своего соседа

Работа в группах (Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т. Н. Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”)
В…дохнула глубоко, ра…крыла балконную дверь, и…гиб пальцев , ра...ставила ноги, словно в…летающая ввысь.

-Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с?

- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

Задание на дом

Обобщить, сделать выводы;

обеспечить  понимание обучающими-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуаль-  ное развитие

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке

1)п.84, упр.445

2) Выписать из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 5 предложений, в которых встречаются слова с приставками, оканчивающимися на з-с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Конспект урока. Ich gehe in die Schule, um zu lernen. Придаточные предложения цели. 6 класс немецкий язык

Конспект урока. Ich gehe in die Schule, um zu lernen. Придаточные предложения цели. 6 класс  немецкий язык. Закрепление лексических навыков по теме «Школа» («Die Schule») и грамматичес...

Урок по теме "Правописание З-С на конце приставок" (5 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу.Преемственность в изучении учебного материала осу...

Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса.       ...