Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Савина Екатерина Владимировна

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Савина Екатерина Владимировна

Учитель русского языка и  литературы

 АОУСОШ  №4 муниципального образования Динской район

Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-исследование.

Метод: эвристический, объяснительно – иллюстративный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.

УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.

Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • использование ЭОР;
  • листы самоконтроля;
  • карточки.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  • Физ. минутка.
  • Закрепление изученного материала.
  • Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  • Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Используемые Интернет-ресурсы:

http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

http://www.fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.html

http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html

http://www.fcior.edu.ru/card/12627/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k1.html

http://www.fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html

http://fotki.yandex.ru/users/ludmila-kis/view/45905/?page=1

Картинка  с сайта Uniform shirt

Фонограмма

Архив звуковых эффектов композитора Алексея Паркова http://parkov3.narod.ru/

Технологическая карта конструирования урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

3 слайд

Проверка домашнего задания.

4-5 слайд

5 минут

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Актуализация знаний учащихся о правописании гласных и согласных в приставках.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.

- Так в чем заключается секрет успеха?

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

- Что было задано на дом?

- Есть вопросы по домашнему заданию?

Самостоятельно проверяем упражнение.  Фиксируем ошибки в листок самоконтроля.

- Рассказать правило о «Правописании гласных и согласных в приставках».

- Обратимся к Любознайке для повторения правила.

- Почему правило называется именно так?

- Молодцы!

Ребята читают выражения снизу вверх.

Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»

Выучить правило «Правописание гласных и согласных в приставках».

Выполнить упр. № 422 (5-6 предложение)

Ребята прослушивают Правило постоянного большинства.

Выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, обеспечивающих самоопределение человека (Л).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Самоконтроль(Р).

Использование ЭОР.

 http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Повторение изученного материала.

6-7 слайд

2.Постановка проблемного вопроса.

8-11 слайд

10 минут

Построение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Работа над текстом.

Работа в парах.

Работа в группах.

Мини – исследование.

- Ребята, перед вами (на доске) слова:

зачерпнул, взял, поставил, увидел, прорубил, слез.

- Какой частью речи являются данные слова? Почему?

- Что вы можете сказать об их грамматическом значении?

- Ребята, перед вами карточка. Можно то, что в ней представлено, назвать текстом? Почему?

- Вставьте глаголы (с доски) так, чтобы получился текст.

- Проверка.

- Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении. Составить схему.

- Найдите среди этих глаголов слова с приставками. Обозначьте их.

- Что вы можете сказать об их правописании?

- Из какой сказки взят этот отрывок?

- Почему она так называется? Кто знает, что было дальше?

1 задание:

- Составьте ромашки из звуков (звонкие и глухие). Кто быстрее? Вывод.

2 задание:

- В каждом из указанных слов выделите приставку и подчеркните её конечную согласную:

    воскликнуть – возгорание,

    расписать – разбить,

    беспомощный – безвкусный,

    исписать – изложить,

    всплеск – взлом.

- Сформулируйте вопрос к задаче.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Какова основная цель урока?

- В рабочих тетрадях записываем дату, классная работа и тему урока.

- Это глаголы, т.к. обозначают действия предмета.

- Это глаголы с нулевым окончанием, обозначающие 3-е лицо единственного числа мужского рода прошедшего времени.

- Нет. Слова не связаны по смыслу.

Ребята читают получившиеся у них предложения.

Ученик выполняет у доски.

Это одновариантные приставки: гласные и согласные в них пишутся независимо от произношения: зачерпнул, прорубил, поставил; слез – приставки з не бывает!

“По щучьему велению...”.

Изловчился Емеля и ухватил щуку. А она просит его человеческим голосом отпустить ее, говорит, что исполнит все его желания, надо только сказать: “По щучьему велению, по моему хотению...”

9 слайд. Ребята составляют ромашки. Делают выводы.

- Парные звонкие и глухие согласные, сонорные и звуки, которые всегда глухие.

11 слайд

-Почему в одних приставках на конце пишется з, а в других с?

- Правописание приставок на –з и –с.

- Понять, когда в приставках на –з и –с пишутся буквы з и с.

Запись в рабочую тетрадь.

Целеполагание (П).

 Планирование учебного сотрудничества (К).

Умение выражать смысл ситуации различными средствами: рисунками, символами, схемами, знаками (П).

Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К).

   

Саморегуляция, самостоятельная постановка учащимися учебных задач и целей (Р).

Индукция (проблемный вопрос) (Р).

    Обеспечение восприятия темы (П).

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

 III.  Усвоение нового материала, первичное закрепление.

Словарная работа.

15 слайд.

5 минут

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правила «Правописание приставок на –з и –с».

- Обратимся к Любознайке.

- Выполнить задание, записать предложение в рабочих тетрадях. Выделить приставки, подчеркнуть согласную на конце приставок.

- Когда же мы пишем в приставках –з, а когда –с.

- Прослушаем правило Любознайки: «Правило возмутившихся и восставших».

Записать в тетрадь для правил. Начертить схему.

- Любознайка предлагает вам выполнить задание.

- Записываем слова в словарик.

Здесь, здание, здоровье.

Записывают предложение в тетрадь.

Один ученик выполняет на компьютере.

- Перед глухими согласными пишем –с, перед звонкими –з.

Обдумывание ответа.

Один ученик работает за компьютером.

Ребята записывают слова в словарь.

Здесь, здание, здоровье.

Использование ЭОР.

 http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html

Поиск информации, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

    Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

IV. Физминутка.

12-14 слайд

1 минута

Разминка для глаз.

Картинка  с сайта Uniform shirt

Фонограмма

Архив звуковых эффектов композитора Алексея Паркова http://parkov3.narod.ru/

V.  Закрепление изученного материала.

  1. Подготовка к ЕГЭ.

16-19 слайд

  1. Задания по вариантам.

20-21 слайд

15 минут

Овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям, выполнение аналитико-синтетических упражнений.

- Выполните задания. Правильные варианты записать в тетрадь.

- Вставить пропущенные буквы.

- Ребята, кто считает  это задание простым для себя, выполняет более сложное.

(Приложение)

Записывают в рабочую тетрадь правильные ответы. Сверяют ответы, фиксируют в листок самоконтроля.

Вставляют пропущенные буквы. Проверяют. Сигналят ошибки, фиксируют в листок самоконтроля.

Ученики выбирают задания.

http://www.fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.htm 

Самоконтроль.

Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П)

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

22 слайд

2-3 минуты

Выявление затруднений учащихся по изученной теме с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Заполнение листов самоконтроля.

    Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

- Достигли ли вы поставленных перед собой целей?

- Что вам в этом помогло?

- Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?

Первичный контроль знаний.

http://www.fcior.edu.ru/card/12627/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k1.html

    Итоговый самоконтроль.    Контроль и оценка процесса результатов деятельности (П).

    Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неупеха в УД (Л).

VII Домашнее задание.

23 слайд

1-2 минуты

Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках по изученной теме.

- Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обученности.

Записывают домашнее задание.

    Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам (Р).

Параграф 83, упражнение 426 или 427 по выбору, словарные слова.

ЭОР  Тест на определение уровня обученности по теме "Буквы з и с на конце приставок".

http://www.fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html

Список использованной литературы

1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2007

2. Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2007

3. Г.И.Блинов, В.А.Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1992.

Используемые Интернет-ресурсы:

http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

http://www.fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.html

http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html

http://www.fcior.edu.ru/card/12627/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k1.html

http://www.fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html

http://fotki.yandex.ru/users/ludmila-kis/view/45905/?page=1

Картинка  с сайта Uniform shirt

Фонограмма

Архив звуковых эффектов композитора Алексея Паркова http://parkov3.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС НЕ с наречиями(7 класс)

методическая разработка по русскому языку НЕ с наречиями для 7 класса....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...