Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Юсупов Алмаз Илдарович

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы организуется закрепление материала. В дальнейший урок проводится самостоятельная работа с последующей самопроверкой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_a._i._yusupov.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)

Цель урока: познакомиться с правилами правописания букв З и С на конце приставок, научиться правильно писать слова с приставками на З и С, закрепить новый материал.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-исследование.

Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцева. Москва, «Просвещение», 2023 г.

УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение», 2023 г.

Задачи урока: развить навык формулировки определений понятий; совершенствовать орфографические знания и умения.

Планируемые результаты: знать правило написания З и С на конце приставок и уметь использовать его на практике; правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение нового правила и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепления полученного материала.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Рад всех видеть! Желаю вам плодотворной работы и успеха в освоении нового материала. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

Опрос знаний по изученному материалу на прошлом уроке.

Учитель: Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Ученики: Правописание гласных и согласных в приставках)

Учитель: Что мы выяснили из этой темы? (Ученики: Буквы на месте гласных и согласных в приставках, кроме приставок на –з (-с), пишутся одинаково независимо от произношения)

Учитель: Какие примеры вы можете привести? (Ученики: Запахнуть – запах; подпись – подозвать; сделать; стереть – смыть; надпись – надрезать; надорвать)

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы отлично усвоили материал прошлого урока. Молодцы! А теперь запишите под диктовку следующие слова и подумайте, какие приставки мы должны в этих словах?

_жечь

_бежать

_петь

_делать

Ученики: в слове «спеть» мы слышим в приставке звук «с», а в остальном звук «з».

Учитель: Верно, слышится звук «з», но если мы так пишем, это будет неправильно. Исходя из проблемной ситуации, попробуйте сформулировать нашу сегодняшнюю тему.

Ученики: Буквы З и С на конце приставок

  1. Усвоение нового правила и первичное закрепление.

Учитель: Вернемся к перечисленным ранее словам.

Сжечь

Сбежать

Спеть

Сделать

Во всех словах будет писаться буква «с», а не «з». Почему же так? Ребята, дело в том, что приставки –з в русском языке не существует. Пожалуйста, запомните это правило! Это то, что касается приставок, состоящих из одной буквы. Попробуйте сами сформулировать это правило.

Ученики: Одиночной приставки –з не бывает. В таком случае нужно всегда писать приставку –с.

Учитель: Молодцы! Но есть приставки, которые оканчиваются на букву –з или на букву –с. Например:

Раз – рас

Без – бес

Из – ис

В каком же случае мы пишем букву –з, а в каком –с? Давайте посмотрим! Обратимся к правилу в учебнике на странице 203 и прочитаем его.

В приставках на –з (-с) перед буквами, обозначающими звонкие согласные, пишется з, а перед буквами, обозначающими глухие, – с.

Пользуясь этим правилом, объясните правописание следующих слов:

Разбить

Бездомный

Избегать

Расшатать

Беспокойный

Исправить

Ученики: В словах «разбить», «бездомный», «избегать» пишется буква з, так как рядом стоит звонкий согласный, а в словах «расшатать», «беспокойный» и «исправить» пишется с, потому что за приставкой следует глухой согласный.

Учитель: Отлично!

  1. Физ. минутка.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Закрепление полученного материала. Работа у доски.

Учитель: Ребята, запишите в тетрадях упражнение 431. Внимательно прочитайте задание. Что нужно сделать?

Ученики: Записать слова в две колонки: 1) с буквой з на конце приставки; 2) с буквой с на конце приставки.

Вздыхать, разглядеть, исправить, расцвет, разбег, безбрежный, вскарабкаться, беспомощный, расположиться, возглас, изморозь, беспредельный, расправить, рассердить, распечатать, бесцельный, чрезмерный, рассмотреть, рассвет, расписание.

Продолжение работы.

Учитель: Теперь я продиктую вам слова. Вы должны будете выполнить следующее: первый вариант записывает слова, в которых приставка оканчивается на букву з, а второй вариант фиксирует слова, приставка в которых заканчивается на с.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

Вздыхать

Исправить

Разглядеть вскарабкаться

Безбрежный

Изморозь

Чрезмерный

  1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового вы сегодня узнали?

В каких случаях мы пишем на конце приставки букву з, а в каких с?

Было ли вам трудно?

Было ли вам интересно?

  1. Домашнее задание:

Выполнить упражнение 433. Выучить правило написания буквы з и с на конце приставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса.       ...

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...

Тест по теме «Буквы З и С на конце приставок» за 5 класс.

Тест для 5 класса по правописанию приставок на З и С...

Урок по теме "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе....

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....