Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цыдыпова Юлия Валерьевна

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного урока показано, как реализуется концепция здоровьесберегающей технологии при использовании элементов игры. Форма урока: путешествие. Приведен самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 5, общеобразовательный.

Программно-методическое обеспечение: Русский язык. Программы для 5 – 9 классов. Авт. – сост. В.В.Бабайцева и др., Москва, Просвещение, 2002.

Учитель Цыдыпова Юлия Валерьевна, МОУ СОШ № 43 г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема урока: « Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: путешествие.

Цели урока:

Образовательная.

  • Познакомить с орфограммой «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
  • Вырабатывать умение находить условия выбора данной орфограммы.
  • Вырабатывать умение графически обозначать орфограмму «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
  • Повторить правописание приставок, на  З-, С-,  и приставок, которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.

Воспитательная.

 Воспитывать интерес к русскому языку путем вовлечения в творческий поиск и решения проблемы.

Развивающая.

 Развивать речь, образное мышление, логику, орфографическую зоркость

Оборудование:

– учебники:

 Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9кл. – М.: Дрофа, 2003;

 Русский язык: Практика 5кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. Под ред.  А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2003.

– карточки  для каждого ученика (см. приложение);

проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по самой загадочной стране и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Мы отправимся в страну Языкознания. Это государство находится на материке, который своими очертаниями напоминает две буквы. Какие? Догадались, почему? (правильно русский язык). (СЛАЙД 1)

Отправимся мы с вами на пиратском корабле, ориентироваться будем по карте, на которой уже проложен маршрут (СЛАЙД 1).

2. Проверка усвоения орфограммы «Правописание приставок».

Отплывает наш корабль от острова приставок, но чтобы корабль отчалил, нужно выполнить задание: правильно написать слова  с приставками.

Вначале вспомним теорию: откройте теоретические учебники на стр.          

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слова для диктовки: отбросить сомнения, бескрайнее небо, добежать до школы, сделать уроки, размечтаться о весне, предложить версию.

 Двое за доской, остальные в тетрадях. Проверка.

Внимание, ребята! Корабль отплывает.

3. Постановка проблемы. Объявление темы, цели урока.

Но что это? Первое препятствие на нашем пути – рифы. (СЛАЙД 2). Посмотрите, дети. На рифах – схема. Попробуйте сами объяснить, что это за схема. Какое название вы бы дали этой схеме? «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный». Это и будет темой нашего урока − путешествия. Сегодня во время урока мы с вами закрепим написание слов с этой орфограммой, выполняя различные задания.

4. Объяснение нового материала.

Давайте проверим, правильно ли мы с вами разобрались со схемой – откройте теоретические учебники (чтение теории).

 Наблюдение за орфограммой, беседа с классом по вопросам:

– В каком месте слова возникает орфограмма?

– На какой звук оканчивается приставка?

– С какого звука начинается исходное слово?

– Как выделяется орфограмма?

5. Закрепление нового материала.

Теперь мы можем двигаться дальше. Курс на материк. Высаживаемся на берег. Что же видим? Пиратский флаг. (СЛАЙД 3). К нему что-то прикреплено. (Откройте учебники, найдите упражнение № 677, выполните его правильно, и тогда вы сможете двигаться дальше.)

Ребята, мы можем двигаться дальше. Наверное, вы устали. Давайте сядем. А пока отдыхаем, посмотрим вокруг в подзорную трубу. На столах у вас картинки с изображением подзорной трубы. Переверните. На карточке задание. Прочитайте и помогите пирату выполнить его.

Пират подобрал группы  слов с орфограммой «Буква Ы после приставок на согласный». Правильно ли он это сделал и почему?

  1. Подыграть, подыскать, подышать, подытожить.

     2. Розыгрыш, розыск, розы.         (СЛАЙД 4).

Пора, ребята! Мы с вами дошли до сундука с сокровищами. Откроем его? Выполнение задания. (СЛАЙД 5). По цепочке, записывая слова и объясняя орфограмму: подыскать, сверхинтересный, предыдущий, межинститутский, розыск, отыграться, неинтересный, безынициативный.

6. Проверка усвоения нового материала.

Смотрите, ребята, летит спутник пирата - попугай. Куда же он нас ведет? К воротам крепости. (СЛАЙД 6). Ворота крепости откроются только для того, кто правильно выполнит задание.

На столах листочки с цифрами. Напротив каждой цифры нужно поставить только ту букву, которая пишется после приставки на согласный Ы или И.

  1. И       (СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ)
  2. Ы       (РОЗЫГРЫШ)
  3. Ы       (ПОДЫСКИВАТЬ)
  4. И       (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ)
  5. Ы      (ПРЕДЫДУЩИЙ)

Взаимопроверка,  самооценка (СЛАЙД 7).

6. Подведение итогов урока. 

Ребята, пора возвращаться из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями. Какую орфограмму мы изучили? Проговорите правило еще раз.

7. Задание на дом (СЛАЙД 8). (§53, упражнение 680); выставление оценок за урок.


Приложение

(СЛАЙД 1)

(СЛАЙД 2)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Тип урока: изучение нового материала.

Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом мне классе. К тому же на этом уроке я показывала, как реализуется концепция здоровьесберегающей технологии при использовании элементов игры. Поэтому я выбрала форму урока: путешествие. Цели урока были поставлены следующие:

Образовательная.

  • Познакомить с орфограммой «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
  • Вырабатывать умение находить условия выбора данной орфограммы.
  • Вырабатывать умение графически обозначать орфограмму «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
  • Повторить правописание приставок, на  З-, С-,  и приставок, которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.

Воспитательная.

 Воспитывать интерес к русскому языку путем вовлечения в творческий поиск и решения проблемы.

Развивающая.

 Развивать речь, образное мышление, логику, орфографическую зоркость

Я считаю, что поставленные цели были успешно реализованы на уроке за счет общей канвы урока-путешествия, т.е. урок цели достиг.

На уроке были использованы все группы методов: словесные (слово учителя, беседа), наглядные (урок был проведен с использованием мультимедиа) и практические (работа детей осуществлялась с помощью этой группы методов).

Также использовались фронтальная (опрос, самостоятельная работа учащихся) и индивидуальная формы обучения.

Очень рационально, на мой взгляд, было использовано время, отведенное на все этапы урока. Логичны были и связки между этими этапами (были сделаны выводы по каждому этапу, не было резких переходов и заминок).

На этапе проверки был организован контроль усвоения знаний и умений учащихся в виде теста с последующей самопроверкой.

Форма урока путешествия соблюдалась также на этапе дачи домашнего задания. Учащиеся получили д/з на «карте сокровищ».

На уроке была комфортная для работы психологическая атмосфера, учащиеся работали в нормальном темпе, со стороны учителя не было агрессии и недовольства. Соблюдались также параметры здоровьезбережения (смена видов деятельности).

Я считаю, что урок удался и дети подготовлены для следующего урока – урока обобщения знаний, выработки умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Буквы Ы и И после Ц" ( 5 класс)

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора И-Ы в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях....

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса.       ...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...

Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы орган...