Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок, посвященный речевому этикету    5 класс

На тему «У меня зазвонил телефон» (правила общения по телефону).

Цель урока: познакомить с правилами общения по телефону, с формулами рече вого этикета, используемыми в данной си туации, и учить соблюдать их.

Оборудование урока: детские теле фонные аппараты; рисунки учащихся; плакаты: «Правила об щения», «Формулы телефонного этикета»; выставка книг по речевому этикету и куль туре общения.

                                              Ход урока.

Краткое вступительное слово учителя:

— Ребята, мы продолжаем постигать тай ны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы свя заны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене —везде происходит общение.

А для чего надо уметь общаться? Как  вы думаете? (Учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод.)

—        На предыдущих уроках мы узнали, что у общения есть свои правила. Выполнены  ли они в следующих ситуациях? (учитель читает отрывок из книги.)

У меня зазвонил телефон. Я снял трубку «Кто? — кратко и без предисловий громыхнуло оттуда.— С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав, как следует, брякнул первое, что обычно приходит  в голову при встрече или знакомстве. «Здрасьте,— сказал я. И добавил:— А вам кто нужен?» — «Что? — переспросила трубка в свою очередь оторопев от моей бестактности.- Куда я попал?» — «Здравствуйте, товарищ,- окончательно зарвавшись, сказал я.— А куда вы хотели попасть?» На другом конце в панике бросили  трубку.

—        Итак, почему не состоялся этот разговор? (Не были соблюдены правила речевого общения.)

Да, общение по телефону — это тоже искусство, которому надо учиться.

                           Объявление темы и целей урока:

—        Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах телефонного общения .3апишите  в тетради тему нашего занятия:  « У меня  зазвонил телефон...».

А сейчас проведем небольшой опрос.                          (1)

—        Поднимите руки, у кого дома есть телефон.

—        Часто ли вы пользуетесь им?

—        В каких ситуациях вы звоните по телефону?

—        Итак, телефон активно входит жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести  беседу по телефону? Этому мы будем  учиться сегодня.

Мы рассмотрим три главные ситуации : 1) вы собираетесь позвонить; 2) вы позвонили; 3) вам позвонили. Поговорим о том, как вы будете действовать в этих жизненных ситуациях, какие правила и формулы телефонного этикета станете использовать.

Следующий этап урока посвящается формированию новых знаний, умений и навыков, т. е. знакомству с правилами общения по телефону в различных ситуациях и формированию умения соблюдать правила телефонного разговора.

 Ситуация первая: «Вы собираетесь позвонить» (запись в тетради).

—        Есть такая популярная песенка: «Три минуты, три минуты. Это много или мало?» Именно три минуты узаконены как норма для телефонного разговора из автомата, и уважение к этим трем минутам начинается с обдумывания: звонить или не звонить.

Для телефона ли тот разговор, который вы собираетесь вести, требует ли дело срочного решения или может подождать до личной встречи, не поздно (или не рано) ли тревожить людей звонком? Итак, правило первое: «Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует» (учащиеся записывают правило в тетрадь).

Решение речевых задач, в ходе которых закрепляется первое правило.

—        Соблюдают ли это правило, с которым мы познакомились, герои рассказа Носова «Телефон»? Напомню сюжет: два мальчика купили в магазине игрушечные телефоны, по которым можно разговаривать, как по настоящим. И вот все сделано. Какой же разговор у них получился? Давайте по смотрим инсценировку, которую подгото вили ребята.

—        Алло!

—        Алло!                                                                           (2)

—        Давай разговаривать.

—        Давай. А о чем?

—        Ну о чем. О чем-нибудь.

—        Ну?

—        Что ну?

—        Чего же ты не разговариваешь?

—        А ты почему не разговариваешь?

—        Да я не знаю, о чем разговаривать!

Вывод учащихся: этот разговор был пус тым времяпрепровождением. Никогда не следует звонить друг другу без цели.

-— Но вот вы решились позвонить, считая, что разговор не терпит отлагательств. Но и сейчас не торопитесь поднять трубку. Есть еще одно правило, которое мы сейчас за пишем: «Продумай тон и содержание раз говора!» (Учащиеся записывают второе пра вило.)

Ситуация вторая: «Вы позвонили».

—        Наконец вы набираете номер, и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие правила речевого общения надо соблюдать при этом?»

Учащиеся за писывают в тетради правило: «Разговари вай кратко, вежливо и только по делу».

—        А что значит вежливо? Это значит:

—        надо поздороваться;

1 — обратиться к человеку по имени;

—        представиться самому.

—        Еще одно правило вы, я думаю, на зовете сами, посмотрев на эти шутливые рисунки. (На одном рисунке девочка сидит на телефоне, на другом она же висит на нем.)

—        Что изображено на них? Что значат выражения висеть на телефоне, сесть на телефон? (Разговаривать часто и подолгу.)

—        Так о каком же правиле надо помнить, разговаривая по телефону?

Учащиеся формулируют и записывают правило: «Нельзя без нужды часто и подолгу разговаривать по телефону»,

—        Хорошо. Правило мы записали, запом нили. Но надо знать еще и формулы теле фонного этикета, т. е. «вежливые» слова. Давайте повторим их.                (3)

1.        Формулы приветствия:

Здравствуй (-те)!

Добрый вечер (день, утро).

Привет!

2.        Формулы прощания:

До свидания!

Прощай!

До встречи!

Пока!

Привет!

3.        Ответ снявшего трубку:

Алло!

Я слушаю.

Я у телефона...

—        Важно не только знать правила и фор мулы телефонного этикета, но и уметь правильно использовать их.

Далее проводится практическое занятие, цель которого — учиться строить разговор по телефону в соответствии с правилами телефонного этикета.

—        Вначале — орфоэпическая пятиминут ка. Прочитайте вслух слова, написанные на доске: звонит, позвонит, перезвонит. (Обычно все ребята читают эти слова с ударением, падающим на корень)

—        Запомните, во всех этих глаголах уда рение падает на окончание. Повторим хором эти слова...

Решение ситуативных задач.

Задача № 1.

 Девочка звонит заболевшей подруге.

Как построить разговор в данной ситуации?

Первую задачу класс решает коллективно:

—        С чего надо начать разговор? (Поздоро ваться, назвать по имени.)

—        Какие варианты приветствия будем исполь зовать в этой ситуации? (Здравствуй! Привет! Добрый день!)

—        Надо ли себя назвать? (Надо.)                                                               (4)

—        О чем девочка должна спросить в первую очередь? (О здоровье подруги.)

—        Хорошо. А сейчас представьте, пожалуйста, свой вариант разговора. (Класс слушает 2—3 диалога и решает, что было удачно в данном разговоре, что не понравилось.)

Задача № 2. Девочка звонит заболевшей подруге. Но к телефону подходит ее мама.

—        Как может девочка обратиться к. ней?

—        С чего начать разговор?

—        Можно ли, здороваясь, использовать слово привет?

—        Как лучше выразить свою просьбу?

Задание: составьте свой вариант диалога с ма мой подруги.

Задача № 3. Девочка звонит своей подруге, но ошиблась номером. Как быть в таком случае? Послушайте три варианта разговора. Какой из них вежливый?

—        Алло. Позовите, пожалуйста, Таню.

—        Здесь такой нет.

1)        — Извините, а какой это номер?

2)        — Это 1—58—17?

3)        — Извините. Это номер 1—58—17?

(Третий вариант самый правильный: во-первых, человек извинился, во-вторых, назвал тот номер телефона, который ему нужен, а не стал спрашивать номер телефона у человека, с которым его по ошибке соединили.)

—        Итак, решая данные задачи, мы по вторили правила и формулы телефонного этикета. А сейчас попытайтесь с учетом изученного построить свой разговор по теле фону.

—        Позвоните друг другу на уроке. Ситуативные задачи придумайте сами. (Для выполнения ролевого задания используются детские телефонные аппараты.)

Ребята слушают и анализируют диалоги товарищей. Основные критерии оценки: содержательность  разговора, лаконизм, вежливость, отчетливость произношения.

Ситуация третья: «Вам звонят»

—        Я предлагаю вам ряд задач, вы сможете их решить, значит, вы знаете  правила общения в ситуации «Вам звонят».                                             (5)

Задача № 1. Позвонили и попросили, позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?

Учащиеся: Хорошо. Сейчас. Одну минуту! Подождите, пожалуйста. Постараюсь. Извините,  но он будет позже. Что передать? Позвоните  позднее, его нет дома.

Задача № 2. Кто-то позвонил, но не назвался. Ваши действия в этой ситуации?

Задача № 3. Кто-то позвонил, но ошибся номером. Как вы поступите?

—        Ребята, наш урок подходит к концу. Телефонных разговоров множество, и ли все их можно предугадать, от ошибок предостеречь. Помните, пожалуйста,  главное: беседа по телефону должна  быть вежливой и доброжелательной содержательной и краткой.

  1. В жизни бывают ситуации, когда необходимо зайти в гости без приглашения. Вы зашли к товарищу за книгой и застали его семью за столом, обедающими. Составьте диалог, как должны вести себя гость и хозяин в этой ситуации.
  2. У вас праздник, и вы пригласили гостей. Один гость пришел первым, другие еще не подошли. Как должны вести себя гость и хозяин? Разыграйте ситуацию.
  3. В день рождения друзья пришли поздравить тебя. На столе – угощение. Но вдруг твой лучший друг нечаянно разбил красивую чашку из сервиза. Все расстроились. Как ты поступишь и что скажешь огорченному товарищу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Констпект урока русского языка в 6 классе  в соответсвии с требованиями ФГОС ООО  на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс...