Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот" (7 класс).
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Ковальчук Наталия Ярославовна

Методическая разработка. Урок русского языка по теме "деепричастный оборот" (7 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastnyy_oborot.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Тема: «Деепричастный оборот»

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте.

Задачи:

1. обучающие:

  • научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты  в предложении и выделять их запятыми.
  • использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;

2.  развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение друг к другу;
  • любовь к родному языку;  

4 мотивационные:

  • сформировать у детей интерес к изучению русского языка;

5. управленческие:

  • обеспечение четкой организации учебного занятия.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийная доска, набор карточек с заданиями, учебник,

закладки-шпаргалки с материалами по теме «Деепричастие», «Деепричастный оборот».

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления;

здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.

Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Средства обучения

Педагогические приемы

Ожидаемые умения

1.Органи-зация начала урока.

Здравствуйте, ребята.

 Тренинг  «Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения»  Э. Берн

Как избежать неприятных решений?

Важно ли настроение при работе? Что может помочь лучше и хорошо трудиться? (погода, желание, хорошее слово…)

(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

“Мы спокойны,

Мы внимательны,

Мы – само внимание!”

Сосредоточились, успокоились, настроились на работу

Слово учителя

Ритуал приветствия, аутотренинг (эмоциональный настрой на успешную работу

2. Определение темы и целей урока

Создать мотивацию у учащихся. Организовать работу учащихся

Тема нашего урока «Деепричастный оборот». Сегодня на занятии мы дадим понятие деепричастному обороту, научимся находить и правильно выделять его в предложении.

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Записывают тему урока.

доска, компьютер,

проектор, начало презентации  

3. Повторение пройденного материала

вспомнить отличия причастия и деепричастии, подготовить к восприятию новой темы.

Уметь формулировать правило.

Игра  «Четвёртый лишний». 

Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор.

1. Танцующая, читая, нарисовав, слушая;

 - Ребята, какое из них лишнее и почему?

- На какой вопрос отвечает причастие?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

- Что обозначает деепричастие?

Молодцы, вы отлично справились с заданием и готовы к изучению новой темы.

Читают поочерёдно предложенные слова. Находят лишнее и объясняют выбор.

презентация на экране, слово учителя

Лингвистическая разминка

(исключение лишнего)

умение разграничивать причастие и деепричастие, доказывать свою точку зрения.

4. Изучение нового материала

знакомство с понятием деепричастного оборота,

формирование навыка выделять деепричастный оборот в предложении.

При знакомстве с деепричастием, вам, я уверена, встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот.

Важно, что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, главное – правильно определить его границы.

Рассмотрим предложение:

Гусь улетел, заметив детей.

Перестроим предложение, мы видим, что деепричастный оборот выделяется запятыми, независимо от местоположения.

Гусь, заметив детей, улетел.

Заметив детей, гусь улетел.

2. Работа по образованию деепричастных оборотов (тренировочное упражнение).

Образуйте от данных глаголов деепричастия, добавьте к ним зависимые слова, чтобы получился деепричастный оборот.

Например: напевать – что делая? напевая (что?) весёлую песню

Глаголы для работы: танцевать, читать,

шагать

Молодцы, достаточно.

Что такое деепричастный оборот?

3. Составление предложений с деепричастными оборотами.

Придумайте предложение с одним из составленных вами деепричастных оборотов.

Запишите предложение и сделайте пунктуационный разбор. (работа выполняется в тетрадях и у доски )

Грамматическая основа? Находим основное действие, выраженное глаголом.

Задайте вопрос к деепричастию. Обозначьте его. Есть ли у деепричастия зависимые слова? Найдите их.

Обозначьте деепричастный оборот вертикальными линиями, выделите запятыми.

Слушают

Наблюдают

Составляют деепричастные обороты, образуя деепричастие от глагола.

Составляют разнообразные деепричастные обороты.

Отвечают на вопрос .

Записывают и разбирают предложение с деепричастным оборотом..

Доска, презентация на экране, слово учителя

наблюдение

Составление СЧ по образцу

Создание ситуации успеха

умение находить деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми.

5. Закрепление изученного

Научиться распознавать деепричастие и деепричастный оборот  в тексте. Определять их смысловую роль.

Работа с учебником

Откройте учебник, выполним упражнение № 497.

Работа с поэтическим отрывком

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ивана Бунина «В поезде». (1893 год)

Какая картина возникает в вашем воображении?

(создаётся впечатление, что, попав в сказочный лес, паровоз ожил или разбудил  всё вокруг: берёзовый лес, потом и поля, хутора, тополя).

Какое изобразительно-выразительное средство оживляет картину за окном?

Найдите в тексте глаголы с зависимыми от них деепричастиями и деепричастными оборотами.

Выпишите их. (работа в тетрадях и у доски)

Ребята, почему в таком маленьком отрывке так много деепричастий и глаголов?

Выразительно читают стихотворение, делятся созданными в воображении картинами.

олицетворения (берёз весёлый хоровод встречает поклоном;

дым плывёт, к земле беспомощно склоняясь, поля проходят мимо, хутора, тополя плывут.)

Учебник, презентация  на экране, слово учителя.

Мозговой штурм

Развитие речи через выразительное чтение и анализ поэтического отрывка.

Умение найти деепричастие в тексте, определить их смысловую роль.

6. Тематическая физкуотминутка

Снятие эмоционального и физического напряжения

Игра-задание

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот:

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.

Отдыхают, при этом хлопают, если слышат деепричастный оборот.

Слово учителя

умение отличать на слух деепричастный оборот от других словосочетаний.

7. Стадия осмысления

совершенствовать умение строить предложения, используя деепричастный оборот, выделять его в предложении

 «Конструктор» (работа с синтаксическими синонимами)

Предлагаю вам выступить в роли конструктора. Замените часть предложения деепричастным оборотом.

Запишите полученный вариант.

Воробей весело чирикает и прыгает по дорожке.

Тучи набирали силу и поднимались из-за леса.

 (В каждом предложении обозначьте грамматическую основу, деепричастный оборот.).

Молодцы, вы заменили предложенные мною предложения синтаксическими синонимами с деепричастными оборотами.

Ребята, какие предложения, на ваш взгляд, выразительнее: с деепричастным оборотом или без него. Почему?

 (Преимущества деепричастных оборотов в их краткости и динамичности. Делают речь более выразительной.).  Деепричастные оботоры чаще всего используются в художественном стиле

Конструируют предложения, заменяя часть предложения деепричастным оборотом.

 (В каждом предложении обозначают грамматическую основу, деепричастный оборот.)

Карточки, презентация, доска

использование деепричастных оборотов, выделение их в предложении.

8. Работа над развитием речи

умение употреблять деепричастные обороты в речи

Самостоятельно составьте предложение с деепричастным оборотом о работе вашего соседа по парте

Презентация на экране

9. Дом.  Задание Составьте и запишите 5 предложений с деепричастными оборотами на тему «Мой домашний питомец».

10. Подведение итогов, рефлексия, оценивание

Проверка усвоения материала

Вопросы:

- Что являлось целью нашего урока?

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?

- Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?

- Над чем следует поработать еще?

Отвечают на вопросы

ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...