Методическая разработка урока русского языка (план-конспект) в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к изложению»
Тип урока – урок развития речи
(материал рассчитан на 2 урока : первый урок – подготовка к изложению ,
второй урок – написание изложения )
Технологии- технология развивающего обучения
технология критического мышления через чтение и письмо
Формы работы- индивидуальная
фронтальная
парная
групповая
Методы : проблемное обучение
проблемный вопрос
проблемная ситуация
проблемный диалог
Компетенции .
Учебно- познавательная : планирование познавательной деятельности, действие по плану , переработка и использование информации для решения учебных задач.
Информационная : извлечение и обработка информации , передача информации в указанной форме.
Коммуникативная : устная коммуникация ( монолог , диалог ), письменная коммуникация ( чтение , создание текста ), продуктивная коммуникация (работа в парах , групповая и др. )
Задачи урока :
Личностные результаты :
формирование положительной мотивации к обучению,
готовности свободного выражения мыслей
Метапредметные :
а ) познавательные УУД : закрепление умения представлять информацию , развитие творческих способностей
б) регулятивные УУД : умение анализировать , обобщать информацию, строить текст
в )коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем , одноклассниками , участвовать в общей беседе , соблюдать правила речевого поведения,планировать ситуации сотрудничества.
Предметные :
формирование навыка устной и письменной речи , отработка навыка орфографической и пунктуационной зоркости.
Предполагаемый результат - на втором уроке учащиеся смогут написать изложение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
Межпредметные связи – русский язык - литература
В 5 классе был проведён урок развития речи по теме « Подготовка к изложению» на материале текста журналиста В. М.Пескова. Это был один из уроков в системе развития речи.
Работая с текстом упражнения ,учащиеся определяли стиль ,тип речи,основную мысль,выбирали нужное заглавие,составляли план,используя наводящие вопросы, анализировали авторскую позицию.
Интересным моментом урока был рассказ о журналисте В.М.Пескове,работа с раздаточным материалом по его статьям и фотографиям, представление книг. Всё это способствовало выработке умения определять авторское отношение к описываемому.
Данный приём является ценным,т.к. учит наблюдению над словом художественного произведения и готовит к глубокому анализу текста.
Умению видеть главное в тексте способствуют такие вопросы: «Какими словами передаётся стремительность движения оленя ?» и др.
Урок развития речи достиг своей цели.На каждый ответ учащиеся дают развёрнутый ответ,аргументируя свою позицию.Об этом свидетельствует и пересказ текста.
В целях формирования навыка грамотного письма была проведена предупредительная работа по отработке орфографических и пунктуационных навыков.
В течение всего урока велась работа по развитию речи,формированию навыка грамотного письма и воспитанию познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Подготовка к изложению
Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному
тексту
2.развивать навыки связной устной и письменной речи
3. способствовать формированию читательского интереса ,
воспитывать любовь к природе
1.Орг.момент.Целеполагание.
-Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения . Попытаемся сформулировать тему нашего урока.
-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.
2. Мотивация к учебной деятельности
Какие умения мы должны показать?
-умение пересказывать текст
определять основную мысль текста
выделять части
составлять план
излагать текст с использованием изобразительно- выразительных средств
грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации
и др.
(используются групповые формы работы)
2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:
- дать определение текста
-назвать изученные стили речи
-назвать известные вам типы речи
(используются групповые формы работы)
3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)
Не спешил убегать.опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.
(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)
4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.
/
Сливовый
- Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.
-Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.
- Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.
5.Работа с текстом
Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.
Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.
Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М., «Просвещение» , с.112,упр.243)
-Доказать ,что это текст.
-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой.
-Определить стиль речи.
-Стиль художественный.
-Определить тип речи.
-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование
-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:
Встреча в лесу
Странная встреча в лесу.
-Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».
-Почему автор называет эту встречу странной?
-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.
-Почему автор обращает внимание на появление сойки?
-А это в лесу сигнал : опасность.
-Какими словами показана стремительность движения оленя?
-«сорвал с места оленя», «мелькнуло тело оленя».
6.Словарно- орфографическая работа.
а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?
б) Как вы понимаете слово неясность ?
7.Наблюдение над выражением авторского отношения
-Что вы можете сказать об авторе этого текста?
-Автор любит природу,очень хорошо знает её.Это внимательный и наблюдательный человек.
-В каком предложении описывается состояние автора?
-Я почти не дышал, не шевелился.
- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с
оленем?
8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.
В.М.Песков – известный журналист , писатель , фотокорреспондент . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу «В мире животных».
С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.
У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.
Представление книг В.М.Пескова .
9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).
-Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.
(несколько минут даётся на уроке для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.
(Фотографии демонстрируются на доску , материал статей выборочно читается.
10. Составление плана
-Вопросы ,помогающие определить основную мысль каждой части:
В чём странность встречи?
Какой сигнал подала сойка?
Что знал лес по этому крику?
( Используя эти вопросы, составляем план )
План.
1.Олень не спешил убегать.
2.Сигнал опасности.
3.Что-то случилось.
11.Пересказ по плану.
12. Рефлексия.
Какое настроение у вас сейчас?
Что интересного мы узнали о жизни дикой природы ?
Где ваши знания пригодятся?
Благодарю вас за урок и интересные ответы.
- Контроль знаний.
Написание изложения. ( на втором уроке )
( Перед написанием изложения устно проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :
1 вариант : найти в тексте сложные предложения , прочитать их и объяснить знаки препинания;
2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами , прочитать их и объяснить знаки препинания ).
14. Информация о домашнем задании.
Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные статьи из рубрики «Окно в природу» . На следующем уроке поделиться впечатлениями , используя сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-78106-1493999422.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410656-1393236767.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423268-1395495339.jpg)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе
Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе. На фоне отобранного дидактического материала у учащихся воспитывается уважительное отно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/05/picture-222745-1433491022.jpg)
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)
Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-773222-1458965683.jpg)
Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1309006-1612044877.jpg)
Методическая разработка урока русского языка «Основные условия эффективной коммуникации» (10 класс)
Методическая разработка урока «Основные условия эффективной коммуникации»Учебный предметрусский языкКласс10Тема урокаОсновные условия эффективной коммуникацииТип урокаКомбинированныйУМКУМК...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-970522-1675004999.jpg)
Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот" (7 класс).
Методическая разработка. Урок русского языка по теме "деепричастный оборот" (7 класс)....