Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка (план-конспект) в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению".
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к изложению»

                            Тип урока – урок развития речи

    (материал рассчитан на 2 урока : первый урок – подготовка к изложению ,

    второй урок – написание изложения )

    Технологии- технология развивающего обучения

                           технология критического мышления через чтение и письмо

    Формы работы- индивидуальная

                                фронтальная

                                 парная

                                групповая

    Методы : проблемное обучение              

                     проблемный вопрос

                     проблемная ситуация

                     проблемный диалог

    Компетенции .

    Учебно- познавательная : планирование познавательной деятельности, действие по плану , переработка и использование информации для решения учебных задач.

    Информационная : извлечение и обработка информации , передача информации в указанной форме.

    Коммуникативная : устная коммуникация ( монолог , диалог ), письменная коммуникация ( чтение , создание текста ), продуктивная коммуникация  (работа в парах , групповая и др. )

    Задачи урока  :

    Личностные результаты :

    формирование положительной  мотивации к обучению,

    готовности свободного выражения мыслей

    Метапредметные :

    а ) познавательные УУД : закрепление  умения представлять информацию , развитие творческих способностей

    б) регулятивные УУД :  умение анализировать , обобщать информацию, строить текст

    в )коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем , одноклассниками , участвовать в общей беседе , соблюдать правила речевого поведения,планировать ситуации сотрудничества.

    Предметные :

      формирование навыка устной и письменной речи , отработка  навыка орфографической и пунктуационной зоркости.

    Предполагаемый результат - на втором уроке учащиеся   смогут написать изложение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

    Межпредметные связи – русский язык - литература 

    В 5 классе был проведён урок развития речи по теме « Подготовка к изложению» на материале текста  журналиста В. М.Пескова. Это был один из уроков в системе развития речи.

    Работая с текстом  упражнения ,учащиеся определяли стиль ,тип речи,основную мысль,выбирали нужное заглавие,составляли план,используя наводящие вопросы, анализировали авторскую позицию.

    Интересным моментом урока был рассказ  о журналисте В.М.Пескове,работа с раздаточным материалом по его статьям  и фотографиям, представление книг. Всё это способствовало выработке умения определять авторское отношение к описываемому.

    Данный приём является ценным,т.к. учит наблюдению над словом художественного произведения и готовит к глубокому анализу текста.

    Умению видеть главное в тексте способствуют такие вопросы: «Какими словами передаётся стремительность движения оленя ?» и др.

    Урок развития речи достиг своей цели.На каждый ответ учащиеся дают развёрнутый ответ,аргументируя свою позицию.Об этом свидетельствует и пересказ текста.

    В целях формирования навыка грамотного письма была проведена предупредительная работа по отработке орфографических и  пунктуационных  навыков.

    В течение всего урока велась работа по развитию речи,формированию навыка грамотного письма и воспитанию познавательного интереса.

               

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

          Тема урока : Подготовка к изложению

        Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному        

                  тексту         

                2.развивать навыки связной устной и письменной речи         

                3. способствовать формированию  читательского интереса , 

                         воспитывать любовь к природе

    1.Орг.момент.Целеполагание.

     -Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения .      Попытаемся сформулировать тему нашего урока.

    -Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.

    2. Мотивация к учебной деятельности

     Какие умения мы должны показать?

         -умение  пересказывать текст

                         определять основную мысль текста

                         выделять части

                         составлять план

                         излагать текст с использованием изобразительно- выразительных            средств

                        грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации

           и др.

              (используются групповые формы  работы)

         

    2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:

    - дать определение текста

    -назвать изученные стили речи

    -назвать известные  вам типы речи

     (используются  групповые формы работы)

    3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)

    Не спешил убегать.опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.

    (Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)

       

    4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.

                               /

                          Сливовый

             - Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.

        -Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.

         - Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.

    5.Работа с текстом

    Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.

       Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и  замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.

        Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.

      Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М.,  «Просвещение» , с.112,упр.243)

    -Доказать ,что это текст.

    -Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически  и объединены общей темой.

    -Определить стиль речи.

    -Стиль художественный.

    -Определить тип речи.

    -В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование

    -Выберите название , которое отражает основную мысль текста:

                          Встреча в лесу

                         Странная встреча в лесу.

    -Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».

    -Почему автор называет эту встречу странной?

    -Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.

    -Почему автор обращает внимание на появление сойки?

    -А это в лесу сигнал : опасность.

    -Какими словами показана стремительность движения оленя?

    -«сорвал с места  оленя», «мелькнуло тело оленя».

    6.Словарно- орфографическая работа.

     а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?

      б) Как вы понимаете слово неясность ?

    7.Наблюдение над выражением авторского отношения

    -Что вы можете сказать об авторе этого текста?

    -Автор любит природу,очень хорошо знает её.Это внимательный и наблюдательный человек.

    -В каком предложении описывается  состояние автора?

    -Я почти не дышал, не шевелился.

    - Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с

    оленем?

    8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.

    В.М.Песков – известный журналист , писатель , фотокорреспондент . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу  «В мире животных».

       С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы  его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.

    У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.

     Представление книг  В.М.Пескова .

                                                            Окно в природу. Книга 3       

    9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).

    -Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.

    (несколько минут даётся на уроке  для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.

    (Фотографии демонстрируются на доску ,  материал статей выборочно читается.

    10. Составление плана

    -Вопросы ,помогающие определить основную мысль каждой части:

              В чём странность встречи?

              Какой сигнал подала сойка?

             Что знал лес по этому крику?

    ( Используя эти вопросы, составляем план )

              План.

    1.Олень не спешил убегать.

    2.Сигнал опасности.

    3.Что-то случилось.

    11.Пересказ по плану.

     12. Рефлексия.

    Какое настроение у вас сейчас?

    Что интересного мы узнали о жизни дикой природы ?

    Где ваши знания пригодятся?

    Благодарю вас за урок и интересные ответы.

    1. Контроль знаний.

    Написание изложения. ( на втором уроке )

         ( Перед написанием изложения   устно  проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :

    1 вариант : найти в тексте сложные предложения , прочитать их и объяснить знаки препинания;

    2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами , прочитать их и объяснить знаки препинания ).

    14. Информация о домашнем задании.

      Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные  статьи из рубрики «Окно в природу» . На следующем  уроке  поделиться впечатлениями , используя  сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

    Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

    Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе

       Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отно...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

    Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

    Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).

    Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...