Методическая разработка урока русского языка (план-конспект) в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к изложению»

                        Тип урока – урок развития речи

(материал рассчитан на 2 урока : первый урок – подготовка к изложению ,

второй урок – написание изложения )

Технологии- технология развивающего обучения

                       технология критического мышления через чтение и письмо

Формы работы- индивидуальная

                            фронтальная

                             парная

                            групповая

Методы : проблемное обучение              

                 проблемный вопрос

                 проблемная ситуация

                 проблемный диалог

Компетенции .

Учебно- познавательная : планирование познавательной деятельности, действие по плану , переработка и использование информации для решения учебных задач.

Информационная : извлечение и обработка информации , передача информации в указанной форме.

Коммуникативная : устная коммуникация ( монолог , диалог ), письменная коммуникация ( чтение , создание текста ), продуктивная коммуникация  (работа в парах , групповая и др. )

Задачи урока  :

Личностные результаты :

формирование положительной  мотивации к обучению,

готовности свободного выражения мыслей

Метапредметные :

а ) познавательные УУД : закрепление  умения представлять информацию , развитие творческих способностей

б) регулятивные УУД :  умение анализировать , обобщать информацию, строить текст

в )коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем , одноклассниками , участвовать в общей беседе , соблюдать правила речевого поведения,планировать ситуации сотрудничества.

Предметные :

  формирование навыка устной и письменной речи , отработка  навыка орфографической и пунктуационной зоркости.

Предполагаемый результат - на втором уроке учащиеся   смогут написать изложение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

Межпредметные связи – русский язык - литература 

В 5 классе был проведён урок развития речи по теме « Подготовка к изложению» на материале текста  журналиста В. М.Пескова. Это был один из уроков в системе развития речи.

Работая с текстом  упражнения ,учащиеся определяли стиль ,тип речи,основную мысль,выбирали нужное заглавие,составляли план,используя наводящие вопросы, анализировали авторскую позицию.

Интересным моментом урока был рассказ  о журналисте В.М.Пескове,работа с раздаточным материалом по его статьям  и фотографиям, представление книг. Всё это способствовало выработке умения определять авторское отношение к описываемому.

Данный приём является ценным,т.к. учит наблюдению над словом художественного произведения и готовит к глубокому анализу текста.

Умению видеть главное в тексте способствуют такие вопросы: «Какими словами передаётся стремительность движения оленя ?» и др.

Урок развития речи достиг своей цели.На каждый ответ учащиеся дают развёрнутый ответ,аргументируя свою позицию.Об этом свидетельствует и пересказ текста.

В целях формирования навыка грамотного письма была проведена предупредительная работа по отработке орфографических и  пунктуационных  навыков.

В течение всего урока велась работа по развитию речи,формированию навыка грамотного письма и воспитанию познавательного интереса.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема урока : Подготовка к изложению

    Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному        

              тексту         

            2.развивать навыки связной устной и письменной речи         

            3. способствовать формированию  читательского интереса , 

                     воспитывать любовь к природе

1.Орг.момент.Целеполагание.

 -Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения .      Попытаемся сформулировать тему нашего урока.

-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.

2. Мотивация к учебной деятельности

 Какие умения мы должны показать?

     -умение  пересказывать текст

                     определять основную мысль текста

                     выделять части

                     составлять план

                     излагать текст с использованием изобразительно- выразительных            средств

                    грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации

       и др.

          (используются групповые формы  работы)

     

2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:

- дать определение текста

-назвать изученные стили речи

-назвать известные  вам типы речи

 (используются  групповые формы работы)

3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)

Не спешил убегать.опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.

(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)

   

4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.

                           /

                      Сливовый

         - Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.

    -Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.

     - Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.

5.Работа с текстом

Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.

   Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и  замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.

    Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.

  Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М.,  «Просвещение» , с.112,упр.243)

-Доказать ,что это текст.

-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически  и объединены общей темой.

-Определить стиль речи.

-Стиль художественный.

-Определить тип речи.

-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование

-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:

                      Встреча в лесу

                     Странная встреча в лесу.

-Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».

-Почему автор называет эту встречу странной?

-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.

-Почему автор обращает внимание на появление сойки?

-А это в лесу сигнал : опасность.

-Какими словами показана стремительность движения оленя?

-«сорвал с места  оленя», «мелькнуло тело оленя».

6.Словарно- орфографическая работа.

 а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?

  б) Как вы понимаете слово неясность ?

7.Наблюдение над выражением авторского отношения

-Что вы можете сказать об авторе этого текста?

-Автор любит природу,очень хорошо знает её.Это внимательный и наблюдательный человек.

-В каком предложении описывается  состояние автора?

-Я почти не дышал, не шевелился.

- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с

оленем?

8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.

В.М.Песков – известный журналист , писатель , фотокорреспондент . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу  «В мире животных».

   С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы  его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.

У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.

 Представление книг  В.М.Пескова .

                                                        Окно в природу. Книга 3       

9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).

-Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.

(несколько минут даётся на уроке  для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.

(Фотографии демонстрируются на доску ,  материал статей выборочно читается.

10. Составление плана

-Вопросы ,помогающие определить основную мысль каждой части:

          В чём странность встречи?

          Какой сигнал подала сойка?

         Что знал лес по этому крику?

( Используя эти вопросы, составляем план )

          План.

1.Олень не спешил убегать.

2.Сигнал опасности.

3.Что-то случилось.

11.Пересказ по плану.

 12. Рефлексия.

Какое настроение у вас сейчас?

Что интересного мы узнали о жизни дикой природы ?

Где ваши знания пригодятся?

Благодарю вас за урок и интересные ответы.

  1. Контроль знаний.

Написание изложения. ( на втором уроке )

     ( Перед написанием изложения   устно  проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :

1 вариант : найти в тексте сложные предложения , прочитать их и объяснить знаки препинания;

2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами , прочитать их и объяснить знаки препинания ).

14. Информация о домашнем задании.

  Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные  статьи из рубрики «Окно в природу» . На следующем  уроке  поделиться впечатлениями , используя  сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе

   Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отно...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).

Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...

Методическая разработка урока русского языка «Основные условия эффективной коммуникации» (10 класс)

Методическая разработка урока «Основные условия эффективной коммуникации»Учебный предметрусский языкКласс10Тема урокаОсновные условия эффективной коммуникацииТип урокаКомбинированныйУМКУМК...

Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот" (7 класс).

Методическая разработка. Урок русского языка по теме "деепричастный оборот" (7 класс)....