Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

 Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении  темы «Употребление деепричастий в речи». Эта тема является сложной для усвоения учащимися. Знания по этому разделу проверяются как на ГИА в 9 классе, так и на ЕГЭ в 11 классе.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Приложения

Разноуровневые задания по теме «Образование деепричастий»

1 уровень

Оглядываться (деепричастие несов. в.)  -__________________

Распечатать (деепричастие сов. в.) - __________________

Сверкать (деепричастие несов. в.) -_______________

Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________

Спешить (деепричастие несов. в.)  -______________

Остановить (деепричастие сов. в.) -______________

Купить (деепричастие сов. в.) -____________

Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________

2 уровень

Вытирать –______________

Вытереть –______________

Шить –____________

    Давать –_____________

Дать –______________

 Кричать –___________

 Крикнуть –______________

Резать –______________

Плыть –______________

Теоретический материал

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом - сказуемым.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы
 настоящего времени глагола при помощи суффикса -а (-я).
После шипящих употребляется суффикс
 -а, а в остальных случаях — -я.

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

  1. от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:
    бить ― бьют, рвать — рвут, шить — шьют, жечь — жгут и др.
    Исключение:
    мчаться — мчатся — мчась;
  2. от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь — берегут, мочь — могут и др.;
  3. от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать — пишут, хлестать — хлещут и др.;

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом - сказуемым.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или основы прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов
 -в, -вши, (после гласного) –ши(после согласного).  От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь). 

Групповая работа

Задания  группе № 1: найти деепричастия и задать к ним вопросы (подумайте, от каких слов вы их будете задавать)

Картина Н.Н.Дубовского «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море еще неподвижно, но легкий  ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича,  носятся чайки над безбрежной водяной гладью.  Художник постарался передать нам свое настроение, используя  не звуки, а краски.

Домашнее задание:

Тест

Выполните задания с выбором ответа.

1)  А 10  Укажите правильную морфологическую характеристику слова забыв в предложении

Красота-то какая! – воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.

1) причастие                                   3) глагол

2) деепричастие                             4)   наречие

2)  А 3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) обоих космонавтов                                 3) в две тысячи одиннадцатом году

2) не пророняя ни слова                             4) их работа

    3)   А 20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сад (1) всё больше редея (2) и (3) переходя в настоящий луг (4) спускался к реке.

1) 1,2                          2) 1,4                        3) 1,2,3,4                           4) 3,4        

4)   А 17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) В мечтах он открывал ещё (не)исследованные планеты.

2) (Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.

3) Он постоял,  (не)решаясь двигаться дальше.

4) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

5) А 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая за Землёй из космоса,

1)наша голубая планета  была прекрасной.

2) космонавт любовался её красотой.

3) краски родной планеты обрадовали Гагарина.

4) космонавта охватило волнение.

В данных примерах приведены предложения с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Проанализируйте ошибки, исправьте их.

  1. Назвавшись именем Тани, Зою долго пытали фашистские варвары.
  2. Прочитав роман Л.Н. Толстого, наибольшее впечатление на меня произвел образ князя А.Болконского.
  3. Читая роман, душа наша наполняется негодованием и жалостью.
  4. Раскольников думает, что, убив старуху, жизнь его станет лучше.
  5. Рассмотрев два эти произведения, есть в них нечто общее - прежде всего судьба простого русского человека.
  6. Я с детства любил стихи Пушкина, но, проработав два года в школе, он стал самым любимым моим поэтом.
  7. Жалобно заржав, бабушка встала крестом перед конем.
  8. Сделавшись светской дамой, Онегин в нее влюбился.
  9. Наполеон думал, что, пройдя через границу России, ему преподнесут ключи от столицы.
  10. Насыпав попу в тесто махорки, Павла выгнали из школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Роль деепричастий в речи"

Цель урока "Роль деепричастий в речи"- выявление выразительных возможностей деепричастий. Данный урок является связующим между  уроками о правильном употреблении деепричастий и уроками ...