Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Гусева Влада Александровна

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.

Цели урока:

 - подготовка к написанию  домашнего сочинения- рассуждения, подготовка к ЕГЭ;

-развитие речи и аналитических способностей учащихся;

- воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас, воспитание  патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Приуральская СОШ» , Кувандыкский район ,Оренбургская область

Конспект урока русского языка в 10 классе

Учитель: Гусева В.А.

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.

Цели урока:

 - подготовка к написанию  домашнего сочинения- рассуждения, подготовка к ЕГЭ;

-развитие речи и аналитических способностей учащихся;

- воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас, воспитание  патриотизма.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал .

Ход урока.

1.Оргмомент (Слайд 1)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок, и мы приветствуем наших гостей и желаем всем плодотворной работы.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности.

Однажды, просматривая страничку в интернете, прочитала:

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

 «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3,5 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в «С»! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему  не могу!»

 Вот такие проблемы волную ваших сверстников  А вас?. …Да, ребята, часть «С» сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Это часть, которая «подарит» вам хорошие баллы на экзамене (23б).

 3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

 «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни  один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а  «вы знаете куда держите путь?» Давайте вспомним задание части «С»? ( Слайд2)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа,  написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую -  « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

   Готовясь  к части «С» ЕГЭ мы можем определить тему урока. Назовите ее … Добавим - по тексту Л. Н. Андреева. Запишите тему урока : «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

4 .Формулирование учащимися цели урока.

Мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали цель урока…. (Цель урока – подготовка к написанию  домашнего сочинения- рассуждения;

формирование умения анализировать содержание текста и создавать свой текст на основе прочитанного). 

5.Чтение текста  мальчиком (текст распечатан для каждого). Ученик подготовлен ( или читает учитель).

  (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

    – (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

    (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

       – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

    (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

        (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!  ( По Л.Н. Андрееву)

6. Подготовка к сочинению- рассуждению. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте .Общий анализ текста.Фронтальная работа

Перед тем, как разбираться в прочитанном, напомните:

-Что такое текст?.

Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Определите стиль текста (художественный)…  Типы речи (повествование и рассуждение)…

-Определите тему текста (размышления героев о войне и радостях мирной жизни); О чем текст? ....

- Кто главные герои в тексте?( два брата)

2. Повторение структуры сочинения- рассуждения.(слайд 3)

Чтение информации. 1) Вступление (может быть). Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):

• первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики;

• второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.

6) Итоговый вывод (заключение)

3.Работа над композицией и содержанием сочинения

1)Формулировка проблемы( К1-1б)

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? ( Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос : над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

Групповая работа (группы равнозначны по уровню подготовки).

Задание группам мальчиков и девочек . (2 группы)

  1. Подумайте в группе над проблемами текста, сформулируйте их. Определите самую главную, на ваш взгляд..
  2. Чтение проблем текста. Определение главной проблемы.  Формулирование проблемы  (слайд4,5) 

№4 Назывные предложения.(вступление) В виде вопроса

(проблема и есть вопрос)- 1 группа .2. Сочетанием слова проблема с именем существительным в Р.п.  ( проблема чего?) - 2 группа

  • №5 Клише: В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на проблему (чего?);
  •  Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Чтение вариантов. Обсуждение лучшего.

2.Составление комментария проблемы.(К2-2б)

-«Комментарий проблемы…  Перескажи своими словами часть текста - и все!»  - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная, философская ,экологическая…)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что война в мире в последнее время  является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ  и телевидении)

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого и почему особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

-Для чего он это делает?

-Каково авторское отношение к проблеме?

Задание группам (слайд6 )

1) Текстуальный - объяснение структуры

текста, следование за автором в раскрытии проблемы.-1-2группа

2) Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу) . 

(Слайды 7,8)

№7Текстуальный:

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о

/повествует о ... / приводит факты…, говорит о взаимоотношениях…

NN показывает, что ....

• Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что

№8 Концепционный:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.

• Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. ..

• Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...

Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: .....

Задание группам: Пишем  сегодня текстуальный комментарий.

Чтение вариантов групп.

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –…

3-4). Формулировка авторской позиции и своего мнения .(К3-1б)

Слово учителя: «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка: Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? («Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?»)

(слайды 9,10,11,12)Задание: написать вариант  выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.

№9 Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?- 1 группа

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев.- 2 группа 

№10 Авторская позиция выражена через:1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения (Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста))-

1 группа

  • 2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит…(Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…). 
  • №11 3) )обращение к авторским аргументам. (Писатель (публицист) через слова героя приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…)- 1 группа
  • 4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи (Писатель словами героя завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что

№12.Рекомендации: позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать ее;

  • при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик»

-Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение. (слайд14)

№13. 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).

2) Я согласен с автором  данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).

                      Несогласие с автором:

 Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной

проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).

Чтение вариантов текста. Обсуждение лучшего.

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5). Аргументация собственного мнения.(К4-3б)

Слово учителя: «Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента,  доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Работа со слайдами (слайды15,16,17):

№14.Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе:

1. жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций;

2.читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической ,научно-популярной литературы и складывается из сострадания  к героям, наблюдения над их поведением и поступками.

А)Задание группам:  привести литературный аргумент, используя клише или свою формулировку.

№15 Литературный  аргумент: В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ... Главную героиню(героя) этого произведения  отличает ...-1 группа

• Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения) .В этом произведении…-2 группа

Реализация индивидуального домашнего задания  по карточкам:

 Тетради с домашним упражнением сдают на проверку.

 Задание по карточкам: прочитать текст, быть готовым аргументировать по проблеме…

Карточка№1 -статья Л. Н. Толстого «Одумайтесь!». Выступление ученицы- аргументация. Выступление ученика после домашней  работы со словарем и интернет - ресурсами.  (пацифизм- пацифист)

Карточка №2- литературно- краеведческий материал ( военные письма  земляков с В.О.в. (по книге «Помнит мир спасенный», к 60-летию победы Сост.  оренбургский писатель Г.Ф. Хомутов).

Выступление ученика- аргументация.

Обсуждение и добавление  аргументов.(А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М. Шолохов «Судьба человека», А.Некрасов – стихи, Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир» и т .п.)

Б)Составление аргументов из жизни в группе, используем клише:

  • №16.Аргумент из жизни: Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...-1 группа
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ..-2 группа

Чтение вариантов, созданных в группах.( Ситуация в мире. Семейное  горе в годы войны).

Обсуждение фильма «Страсти по Чапаю» режиссера Сергея Щербина.  Проблемная ситуация: воевать или  не воевать? 

Анализ цитат из фильма:

«Своих бьют! Им приказали – они и бьют»

«-Навоевались. По домам. Эта война всем поперек горла встала!

-Так немец к тебе домой и придет!»

«Вы стреляете друг друга, а кто землю пахать будет?!»

Выводы о жестокости войны. Оформление аргумента.

Слайд №17 .Учитель: « Следует помнить…1.Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не дает основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части «С» эксперты засчитывают его как аргумент, основанный на жизненном опыте.

2.В аргументах. даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений.3.Каждый аргумент пишем с новой строки!»

  Учитель: Верная аргументация добавит вам 3 балла. Отсутствие аргумента из жизни-2 балла, аргумент из жизненного опыта даст 1 балл. Об этом помним!

6) Заключение: (слайд18)

Задание группам:  суммировать итоги размышлений.

№18 . (В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну …)

2) дать оценку сказанному, четко высказать свое мнение (Все вышесказанное позволяет сделать вывод:…)   - 1группа

3)сделать прогноз каких-то событий или

явлений, высказать предположение. (Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте …)

4)закончить сочинение призывом к действию, пожеланием (В заключение хочется сказать, что  каждый из нас должен…)—2 группа. Или свой вариант.

Чтение заключений групп.

7.Поведение итогов урока

   Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

 Рефлексия : что было легко делать, над чем предстоит работать?.... Какая часть сочинения самая проблемная? Сделайте  каждый свои выводы.

8.Оценивание: Оцените работу другой группы. ..Свою работу... Комментарий и оценка учителя. Окончательный результат работы  будет после  написания и проверки сочинения.

9.Заключительное слово

    Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз .

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту Л. Андреева. ( слайд19) .  Спасибо  за внимание! (слайд20). 

Приложение №1

Индивидуальное  домашнее задание по карточке: прочитать статью, подумать какую проблему (ы) поднимает автор, как аргументирует позицию.

Л.Н.Толстой «Одумайтесь!» ( Статья напечатана в 1904г.)

      Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь,  опять всеобщее одурение, озверение людей.

Люди, десятками тысяч верст отделенные друг от друга, сотни тысяч таких людей, с одной стороны буддисты, закон которых запрещает убийство не только людей, но животных, с другой стороны христиане, исповедующие закон братства и любви, как дикие звери, на суше и на море ищут друг друга, чтобы убить, замучить, искалечить самым жестоким образом.

Что же это такое? Во сне это или наяву? Совершается что-то такое, чего не должно, не может быть,— хочется верить, что это сон, и проснуться.

Но нет, это не сон, а ужасная действительность.  Но как могут так называемые просвещенные люди проповедовать войну, содействовать ей, участвовать в ней, и, что ужаснее всего, не подвергаясь опасностям войны, возбуждать к ней, посылать на нее своих несчастных, обманутых братьев? Ведь не могут же эти так называемые просвещенные люди, не говоря уже о христианском законе, если они признают себя его исповедниками, не знать всего того, что писалось, пишется, говорилось и говорится о жестокости, ненужности, бессмысленности войны. Ведь потому они и считаются просвещенными людьми, что они знают все это. Большинство из них сами писали или говорили об этом. Не говоря уже о вызвавшей всеобщее восхваление Гаагской конференции, о всех книгах, брошюрах, газетных статьях, речах, трактующих о возможности разрешения международных недоразумений международными судилищами, все просвещенные люди не могут не знать того, что всеобщие вооружения государств друг перед другом неизбежно должны привести их к бесконечным войнам или к всеобщему банкротству, или к тому и другому вместе; не могут не знать, что кроме безумной, бесцельной траты миллиардов рублей, т. е. трудов людских на приготовления к войнам, в самых войнах гибнут миллионы самых энергических, сильных людей в лучшую для производительного труда пору их жизни (войны прошлого столетия погубили 14 000000 людей).Все так называемые просвещенные люди знают все это. И вдруг начинается война, и все это мгновенно забывается, и те самые люди, которые вчера еще доказывали жестокость, ненужность, безумие войн, нынче думают, говорят, пишут только о том, как бы побить как можно больше людей, разорить и уничтожить как можно больше произведений труда людей, и как бы как можно сильнее разжечь страсти человеконенавистничества в тех мирных, безобидных, трудолюбивых людях, которые своими трудами кормят, одевают, содержат тех самых мнимо-просвещенных людей, заставляющих их совершать эти страшные, противные их совести, благу и вере дела.

Совершается что-то непонятное и невозможное по своей жестокости, лживости и глупости. И не говоря уже о военных, по своей профессии готовящихся к убийству, толпы так называемых просвещенных людей, ничем и никем к этому не побуждаемых, как профессора, земские деятели, студенты, дворяне, купцы, выражают самые враждебные, презрительные чувства к японцам, англичанам, американцам, к которым они вчера еще были доброжелательны или равнодушны, и без всякой надобности выражают самые подлые, рабские чувства перед царем, к которому они, по меньшей мере, совершенно равнодушны, уверяя его в своей беспредельной любви и готовности жертвовать для него своими жизнями.

Богачи жертвуют ничтожные доли своих безнравственно нажитых богатств на дело убийства или на устройство помощи в деле убийства, и бедняки, с которых правительство собирает ежегодно два миллиарда, считают нужным делать то же самое, отдавая правительству и свои гроши. Правительство возбуждает и поощряет толпы праздных гуляк, которые, расхаживая с портретом царя по улицам, поют, кричат «ура» и под видом патриотизма делают всякого рода бесчинства. И по всей России, от дворца до последнего села, пастыри церкви, называющей себя христианской, призывают того Бога, который велел любить врагов, Бога – Любовь на помощь делу дьявола, на помощь человекоубийству.

    Точно как будто не было ни Вольтера, ни Монтеня, ни Паскаля, ни Свифта, ни Канта, ни Спинозы, ни сотен других писателей, с большой силой обличавших бессмысленность, безнравственность, дикость, и, главное, точно как будто не было Христа и его проповеди о братстве людей и любви к Богу и людям.

Вспомнишь все это и посмотришь вокруг себя на то, что делается теперь, и испытываешь ужас уже не перед ужасами войны, а перед тем, что ужаснее всех ужасов, - перед сознанием бессилия человеческого разума.

… все эти славянские напыщенные, бессмысленные и кощунственные молитвы, про произнесение которых в разных городах газеты сообщают, как про важную новость, все эти шествия, требования гимна, крики «ура», вся эта ужасная, отчаянная не боящаяся обличения, потому что всеобщая, газетная ложь, все это одурение и озверение, в котором находится теперь русское общество и которое передается понемногу и массам, - все это теперь признак сознания преступности того ужасного дела, которое делается.

Пропасть, к которой мы  идем, уже становится видна нам, и самые простые, не философствующие, неученые люди не могут не видеть того, что все больше и больше вооружаясь друг против друга и истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему не можем прийти, как только к уничтожению друг друга.

         Мы разогнались к пропасти и не можем остановиться и летим в нее.

…война ведется теми, которые затеяли ее, так дурно, так небрежно: все так не предвидено, не приготовлено, что, как и говорит одна газета,  главный шанс успеха

России в том, что у нее неистощимый человеческий материал. На это и рассчитывают те, которые посылают на смерть десятки тысяч русских людей.

       Пешая саранча переходит реки так, что нижние слои тонут до тех пор, пока из потонувших образуется мост, по которому пройдут верхние. Так распоряжаются теперь и с русским народом.

      И вот первый нижний слой уж начинает топиться, показывая путь другим тысячам, которые все так же погибнут.

     Ведь так естественно, зная все это, сказать: « Да идите вы, те, кто затеял это дело, все вы, кому нужна война и кто оправдывает ее, идите вы под японские пули и мины, а мы не пойдем, потому что нам не только не нужно этого, но мы не можем понять, зачем это кому-нибудь может быть нужно».

Приложение №2

Индивидуальное задание на дом: определить лексическое  значение слов «пацифизм»,  «пацифист» в интернете и толковому словарю С.И.Ожегова.

Справочный материал для учителя:

Пацифизм- политика отказа от всяких войн (по толковому словарю С.Ожегова)

Пацифист- сторонник пацифизма (по толковому словарю С.Ожегова)

Пацифист-приверженец или представитель пацифизма; тот, кто осуждает любые войны и выступает за их прекращение и предотвращение (Викисловарь)

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.

Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности (Википедия)

Известные пацифисты:

Приложение№3

Памятка

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание текстуального комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чем заостряет внимание?

• Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

• Как выражено отношение автора к изображаемому?

 • Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Приложение №4

Текст для учеников

  (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

    – (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

    (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

       – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

    (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

        (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!  ( По Л.Н. Андрееву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)

Урок - практикум. «Подготовка к  написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Урок по подготовке к сочинению-рассуждению по тексту Ф.Искандера в 11-м классе.

Урок по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ по тексту Ф.Искандера из рассказа " Авторитет". На уроке подробно рассматривается проблема отцов и детей на основе прочитанного текста....

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Конспект урока в 8 классе «Сочинение-рассуждение. Виды аргументации».

Тема: «Сочинение-рассуждение. Виды аргументации».Класс: 8....