Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Кузьменко Ольга Васильевна

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "С чего начинается Родина?"».

Цели урока:

Продолжить работу по формированию орфографической, пунктуационной грамотности учащихся.

Провести комплексный анализ фрагмента текста художественного произведения (лексический, фонетический, морфологический, синтаксический уровни) и доказать, что разные уровни системы языка «работают» в комплексе над созданием художественного образа, участвуют в передаче смысла содержания текста.

Совершенствовать умения учащихся по написанию сочинений-рецензий на предложенный текст, в связи с чем повторить основные речеведческие понятия и художественно-выразительные средства языка.

Пробудить у учащихся потенциал языкового творчества, поиск собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств.

Расширить сведения учащихся о личности писателя 2 половины XX века В.А. Солоухине и его творчестве.

Воспитывать патриотические чувства.

Развивать критическое мышление.

Ход урока

 Организационный момент

                                             Эпиграф:

Куда ни вёл бы путь неблизкий,

К какому б дальнему огню,

Я в сердце образ материнский,

Я образ Родины храню.

В.А. Солоухин

Вступительное слово учителя:

 С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро –как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема? (ответы учащихся) Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о родном крае.

Беседа.

- Ребята, а что для вас означает понятие Родины? (ответы учащихся) - Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое, слово Родина многозначно. Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Необходимо  найти в словаре толкование слова «родина».

Родина, -ы,ж 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

- Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со слово «родина» (ответы учащихся) - Родина! Что может быть дороже?

Подберите однокоренные слова к слову родина. Ответы учащихся.

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…(В.Степаненко)

Работа с текстом.

Задание: прочитать текст, объяснить выделенные орфограммы (текст роздан каждому учащемуся на листочках)

Чтение стихотворения.К.Симонов «Родина»

Послушайте стихотворение К.Симонова «Родина» (стихотворение читает наизусть заранее подготовившийся учащийся)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты объездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родится,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Вопрос: - О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мне бы хотелось, чтобы и наша школьная березовая алея, наши березки стали для вас родными.

Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждения. 

1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

2. Обоснование – аргументы, доводы, доказательства, примеры.

3. Вывод.

- Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о нашем родном крае? Каков наш край? (ответы учащихся)

Тезисы: Наш родной край самый прекрасный. Мы здесь родились, поэтому всегда будем любить нашу малую родину. Мы можем гордиться нашим родным краем. Нам есть что беречь. Родина начинается с …

Согласны вы с этими утверждениями?

- Какие факты приведем в качестве обоснований? К каким источникам мы можем обратиться?

Ребята, сегодня мы с вами увидели какая она, наша малая родина. - А вы любите родной край? - За что? - Что значит «любить свою родину»? - Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше? Об этом поразмышляем в последней части сочинения.

Теперь обратимся к пословицам – источнику народной мудрости. Объясним значение пословиц из словаря В.И.Даля, запишем их в тетрадь. Можно использовать пословицы в качестве эпиграфа к сочинению.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Где кто родится, там и пригодится. Всякому мила своя сторона. Без корня и полынь не растет. На родной стороне и камешек знаком.

Итоги урока. Слово учителя. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Учитель читает стихотворение

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, холмы там зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее,

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило,

Там дни, как молнии, летят,

И нет тоски унылой,

Там наше счастие живет,

Там можно жизнью наслаждаться!

А завершением нашего урока будет песня “С чего начинается Родина? на слова В.Баснера , музыка М.Матусовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)

Урок - практикум. «Подготовка к  написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...