Урок развития речи в 11 классе "Подготовка к сочинению ЕГЭ по тексту художественного стиля"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
на данном уроке дается алгоритм написания эссе по русскому языку на примере художественного текста В.Крупина "Сбрось мешок". Указаны деятельность учителя и учеников, дается много разных форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект урока
Тема: « Красота в крупинке» (подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля)
Программа: Н.Г. Гольцова. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы (Базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык.10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Класс: 11а
Тема урока: «Красота в крупинке» (подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля).
Цели урока:
Обучающие:
- усвоение технологии написания сочинения-рассуждения;
- систематизация основных теоретических сведений о сочинении-рассуждении;
- через создание словаря исследование культурных знаков русской литературы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- работа над нормами русского литературного языка.
Развивающие:
- нравственное и психологическое развитие личности учащихся через анализ авторского текста;
- расширение читательского кругозора через анализ авторских текстов и подбор аргументов из произведений;
- ориентироваться в информационном и культурном пространстве;
- формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Воспитательные:
- духовно-нравственное воспитание;
- воспитание социально значимых черт личности учащихся: толерантности, умения работать в группе;
- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре.
- пробудить в детях чувство принадлежности к своему народу, учить опираться на опыт старших поколений.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской деятельности.
Методические приемы:
- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),
- написание лирической миниатюры и сочинения-рассуждения по тексту
В. Крупина «Сбрось мешок»;
- составление кластера со словом «Красота».
Методы обучения:
- эвристический метод (аналитическая беседа, фронтальный опрос);
- исследовательский метод (кластер, подбор синонимов, антонимов, пословиц и поговорок, подготовительная работа для составления словаря).
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация к уроку (иллюстративный материал: фотографии Ф. Кривина, В. Крупина; картина Н.Н. Дубовского «Радуга», структура сочинения-рассуждения), компьютер, мультимедиа - проектор, интерактивная доска, тексты сказки Ф. Кривина «Волк на елке», миниатюры В. Крупина «Сбрось мешок», раздаточный материал (памятка «Пишем сочинение-рассуждение»).
Планируемый результат: подготовка к написанию (черновой вариант сочинения-рассуждения), подбор литературных аргументов.
Хронометраж 2 уроков
(урок рассчитан на 90 минут)
Этап урока | Время |
1.Организационный момент. | 1 мин. |
2. Проверка домашнего задания. | 3 мин. |
2. Сообщение цели урока. | 1 мин. |
3. Работа по анализу текста Ф. Кривина «Волк на елке». | 10 мин. |
4. Миниатюра «Что такое красота» | 10 мин. |
5. «Мозговой штурм». | 10 мин. |
6. Работа по анализу текста В. Крупина «Сбрось мешок». | 10 мин. |
7. Работа с афоризмами о красоте | 5 мин. |
8. Практическая работа. Сочинение по тексту В. Крупина | 30 мин. |
9.Тестирование по тексту «Сбрось мешок». | 10 мин. |
10. Подведение итогов урока, выставление оценок. | 1 мин. |
11. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению. | 1 мин. |
Ход урока
Этапы урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
| Обеспечение подготовки к учебной деятельности. | Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность в ходе урока. |
2. Проверка домашнего задания. Литературные аргументы по теме «Проблема сохранения русского языка». | Контроль качества выполнения. | Самоконтроль, берут на заметку удачные аргументы по данной проблеме. |
3. Сообщение цели урока. - Сегодня на уроке мы напишем (черновик) сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля, а закончите работу дома. | Обеспечение принятия учебной цели учащимися и положительной мотивации на работу. Учитель не сообщает тему урока, чтобы учащиеся могли самостоятельно определить проблему текста и сформулировать тему урока. | Знакомство с целями урока, осознание их необходимости, планирование своей деятельности, проявление чувства ответственности. Определение учащимися проблемы урока через анализ эпиграфа. |
4. Чтение текста Ф. Кривина «Волк на елке». Работа по анализу текста. Вопросы: 1. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. 2. Какие образы показаны в сказке? 3. Традиционное ли изображение Волка в тексте? 4. Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? Аргументируйте свой ответ (Текст о воздействии красоты на человека) 5. Как вы определили, что текст о роли красоты, ведь в тексте не употребляется это слово? 7. Какие лексические и синтаксические средства помогают передать авторскую позицию? 8. Какова роль красоты в данном тексте? Вы совершенно точно сформулировали тему урока, я образно назвала его «Красота в крупинке». Объясните смысл образного названия. | Диагностика усвоения содержания текста. Фронтальный опрос. Через анализ текста Ф. Кривина формулируем тему урока. | Демонстрация уровня усвоения содержания сказки. Ответы учащихся: Стиль текста – художественный; изображение Волка не традиционно, так как это не злой хищник, забывает об инстинктах, способен чувствовать красоту. Учащиеся выделили повторы: елки-палки (в первом случае это жаргонизм, выражение недовольства, во втором - выражение радости, восхищения, удивления). Синтаксические средства: тире, многоточие. Роль красоты: - Волк нашел родственную душу (не чувствовал одиночества, сидят вместе с Зайцем, забыв об инстинктах); - Смена мировоззрения («не в зайцах счастье»); - Способен воспринимать красоту («внутри что-то переворачивается»). Учащиеся формулируют тему урока «Роль красоты в жизни людей». |
5. Творческая работа по развитию речи в группах: - Написание лирической миниатюры «Что такое красота?»; - Какие ассоциации возникают со словом «Красота»? Составить кластер. - - Подберите пословицы и поговорки со словом «Красота». | Обеспечение смены вида деятельности. Обеспечение возможности самореализации индивидуальности учащихся, развитие внимания к слову. Использование межпредметных связей. Дифференцированный подход. | Умение работать в группах. Работа с разными видами словарей: синонимов, антонимов, словообразовательным, толковыми, словарем крылатых выражений. Развитие творческих исследовательских, творческих способностей, смекалки, инициативы. Расширение кругозора, словарного запаса, образного и критического мышления. Кластер со словом «Красота»: чудо, любовь, природа, счастье, восхищение, искусство, внутренний мир человека, душа, гармония, творчество. Пословицы со словом «красота»: - Не ищи красоты, а ищи доброты. - Красота приглядится, ум пригодится. - Снаружи красота, внутри пустота. - Красота до вечера, а доброта навек. - Красота без разума пуста. - Не родись красивым, а родись счастливым. |
6. «Мозговой штурм». Согласны ли вы со словами Сократа: «Красота – это королева, которая правит очень недолго». | Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать аргументированные высказывания на поставленный вопрос. Развитие монологической речи учащихся. | Умение работать в группе. Развитие творческого мышления, инициативы. Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора. |
7.Обращение к лирической миниатюре В. Крупина «Сбрось мешок». Сегодня мы познакомимся с миниатюрой "Сбрось мешок!" Миниатюра - это маленькое произведение. Тургенев, Пришвин, Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами. Беседа по содержанию текста: - От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? - Что можно сказать о речи героини? - Слова какого стиля часто встречаются в тексте? Приведите примеры разговорных, просторечных слов. - А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью? - Что заставило девушку сбросить мешок? - Почему у крестьянина родился этот поэтический образ? - Как называется этот художественный прием? - А какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передает восхищение, удивление? - Как подействовала красота на девочку? - Что автор подразумевал под призывом "Сбрось мешок"? (смысл заголовка) | Фронтальный опрос учащихся по анализу текста. | Развитие творческого мышления, инициативы. Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора. Учащиеся отвечают на вопросы по анализу миниатюры В. Крупина: - Повествование ведется от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность. - Речь героини простая, безыскусная, живая. - Просторечные слова: обомлела, ровно, хлоп. - Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, народ наш. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности. - Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь? - Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня. - Метафора. -Воссияло - устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию. - Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище. Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится. - Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком. |
8. Работа с афоризмами русских писателей, публицистов, педагогов о красоте. - Какие высказывания лучше отражают тему урока? - Какие из них можно использовать в качестве эпиграфа к уроку? - «Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоём сердце расцветёт благородство». (В.А. Сухомлинский) - «Не всякая правда - красота, но всякая красота – правда». (К. С. Станиславский) - «Легкой поступью приходит к нам красота. Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим собственным законам». (И. Ильин) - «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». (М. Глинка) - «Красота спасет мир» ( Ф. М. Достоевский) | Обеспечение смены вида деятельности. Работа с афоризмами мотивирует учащихся к самостоятельной работе: подбор аргументов для сочинения и словаря. | Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора. Использование учащимися афоризмов в качестве аргументов в сочинениях и при выполнении проектного домашнего задания: создание 1 страницы «Красота» лингвокультуроведческого словаря. Учащиеся выделили высказывания В.А. Сухомлинского, И. Ильина. |
9. Повторение структуры сочинения-рассуждения и написание работы (черновик). 1. Пишем вступление (зачин) сочинения. -Давайте вспомним формы зачинов (вступлений). Формы зачинов: - Лирическое размышление - Рассуждение о заглавии - Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста - Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста - Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста - Описательное утверждение. Грамматические средства оформления зачинов: - Назывное предложение или ряд назывных предложений; - Риторический вопрос; - Цепочка вопросительных предложений; - Вопросно-ответное единство. Цитата 2. Формулируем проблему. - Какой вопрос можно задать к прочитанному тексту? - Перечитаем первый, пятый и шестой абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему. Рассуждение в художественном стиле. 3.Переходим к комментарию. - Перечитаем центральные абзацы текста, проследим за ходом мыслей автора. Попробуем понять: как приходит автор к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? - Подчеркнём ключевые слова и фразы. 4. Формулируем позицию автора. - Перечитайте поставленный вопрос. - Найдите ответ на него в тексте. - Запишите позицию автора. 5. Выражаем своё отношение к проблеме. - Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на поставленный вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. 6. Приводим аргументы. - Попытаемся доказать, что от умения замечать красоту мира и душа красивей становится. - Находим примеры, подтверждающие это. - Необходимо привести 2 аргумента. В качестве аргумента можно использовать пословицы, афоризмы о красоте. 7. Работаем над заключением. - Перечитываем всё, что у нас получилось. - Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу. | Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать текст на основе данного, используя презентацию «Пишем сочинение-рассуждение». Обеспечение возможности самореализации индивидуальности учащихся, развитие внимания к слову. Дифференцирован ный подход. Использование межпредметных связей (литература, живопись, музыка, русский язык, история, краеведение). | Работа в группах. По тексту В. Крупина «Сбрось мешок» создание учащимися черновика сочинения-рассуждения. Последовательная работа над каждой частью сочинения под руководством учителя. Работа с памяткой «Пишем сочинение-рассуждение». Каждая группа формулирует свой вид вступления (зачина). Формулируем проблему. Ответы учащихся: - Что даёт человеку умение замечать красоту природы? - Чем глубже способность человека замечать прекрасное, тем богаче становится его жизнь. - Автор размышляет о людях, умеющих подмечать в обычном что-то яркое, интересное, захватывающее душу. Ключевые слова: «…посмотри-ка какая красота». «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Радуга во все небо. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало; не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала. Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать». Комментарий учащихся: В.Н. Крупин рассказывает нам о людях, способных даже во время тяжелого труда замечать красоту природы. Отец часто отвлекал внимание дочери от работы, чтобы девочка не осталась равнодушна к красоте. Сбросить мешок заставил сначала интерес, а затем непередаваемое восхищение, которое пережила героиня. Учащиеся формулируют позицию автора: В.Н. Крупин считает, что умение видеть красоту природы дает человеку ощущение счастья. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее, чище. Учащиеся формулируют свою позицию: В.Н. Крупин словами героини говорит: «Ты красоту запомни!» И с этим нельзя не согласиться. Красота окружающей природы, которую люди порой не замечают, помогает человеку забыть и усталость, и трудности, и горести. Каждая группа подбирает свои аргументы. Учащиеся пишут заключение: «Сбрось мешок!» В. Крупина – яркий, образный, ёмкий, метафорический ответ на вопрос о том, что дает человеку умение замечать прекрасное в природе. Мешок – символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. Но каждый способен сбросить его. Автор просто и ненавязчиво указывает один из путей духовного обогащения. |
10. Тестирование учащихся по миниатюре В.Крупина «Сбрось мешок» | Контроль усвоения материала | |
11. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению. | Обеспечение закрепления учебного материала на уроке. | Возможность оценить уровень усвоения материала для его дальнейшего использования на уроках. |
12. Подведение итогов урока. Выставление оценок. | Объективная оценка знаний. | Убеждение в достижении поставленных целей, испытание чувства успеха. |
Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку развития речи по теме "Как связать предложения в тексте?"
Испольвана программа Notebook10....
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
Презентация "Сочинение - рассуждение по тексту художественного стиля"
Презентация разработана для подготовки учащихся к написанию сочинения по тексту художественного стиля (ЕГЭ часть С по русскому языку)....
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Урок развития речи в 8 классе. Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
Тема Сочинение публицистического стиля в жанре репортажаЦель: познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре...