Урок развития речи в 11 классе "Подготовка к сочинению ЕГЭ по тексту художественного стиля"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Маркина Наталья Васильевна

на данном уроке дается алгоритм написания эссе по русскому языку на примере художественного текста В.Крупина "Сбрось мешок". Указаны деятельность учителя и учеников, дается много разных форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект урока

Тема: « Красота в крупинке» (подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля)

Программа: Н.Г. Гольцова. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы (Базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.

Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык.10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

Класс: 11а

Тема урока: «Красота в крупинке» (подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля).

Цели урока:

Обучающие:

-  усвоение технологии написания сочинения-рассуждения;

- систематизация основных теоретических сведений о сочинении-рассуждении;

- через создание словаря исследование культурных знаков русской литературы;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- работа над нормами русского литературного языка.

 Развивающие:

- нравственное и психологическое развитие личности учащихся через анализ авторского текста;

- расширение читательского кругозора через анализ авторских текстов и подбор аргументов из произведений;

- ориентироваться в информационном и культурном пространстве;

- формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.

Воспитательные:

- духовно-нравственное воспитание;

- воспитание социально значимых черт личности учащихся: толерантности, умения работать в группе;

- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре.

- пробудить в детях чувство принадлежности к своему народу, учить опираться на опыт старших поколений.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской деятельности.

Методические приемы:

- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),

- написание лирической миниатюры и сочинения-рассуждения по тексту

В. Крупина «Сбрось мешок»;

- составление кластера со словом «Красота».

Методы обучения:

- эвристический метод (аналитическая беседа, фронтальный опрос);

- исследовательский метод (кластер, подбор синонимов, антонимов, пословиц и поговорок, подготовительная работа для составления словаря).

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация к уроку (иллюстративный материал: фотографии Ф. Кривина, В. Крупина; картина Н.Н. Дубовского «Радуга», структура сочинения-рассуждения), компьютер, мультимедиа - проектор, интерактивная доска, тексты сказки Ф. Кривина «Волк на елке», миниатюры В. Крупина «Сбрось мешок», раздаточный материал (памятка «Пишем сочинение-рассуждение»).

Планируемый результат: подготовка к написанию (черновой вариант сочинения-рассуждения), подбор литературных аргументов.

Хронометраж 2 уроков

(урок рассчитан на 90 минут)

Этап урока

Время

1.Организационный момент.

1 мин.

2. Проверка домашнего задания.

3 мин.

2. Сообщение цели урока.

1 мин.

3. Работа по анализу текста Ф. Кривина «Волк на елке».

10 мин.

4. Миниатюра «Что такое красота»

10 мин.

5. «Мозговой штурм».

10 мин.

6. Работа по анализу текста В. Крупина «Сбрось мешок».

10 мин.

7. Работа с афоризмами о красоте

5 мин.

8. Практическая работа. Сочинение по тексту В. Крупина

30 мин.

9.Тестирование по тексту «Сбрось мешок».

10 мин.

10. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1 мин.

11. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

1 мин.

Ход урока

Этапы урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1.Организационный момент. Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

       

Обеспечение подготовки к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность в ходе урока.

2. Проверка домашнего задания. Литературные аргументы по теме «Проблема сохранения  русского языка».

Контроль качества выполнения.

Самоконтроль, берут на заметку удачные аргументы по данной проблеме.

3. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы  напишем (черновик) сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля, а закончите работу дома.

Обеспечение принятия учебной цели учащимися и положительной мотивации на работу. Учитель не сообщает тему урока, чтобы учащиеся могли самостоятельно определить проблему текста и сформулировать тему урока.

Знакомство с целями урока, осознание их необходимости, планирование своей деятельности, проявление чувства ответственности. Определение учащимися проблемы урока через анализ эпиграфа.

4. Чтение текста Ф. Кривина «Волк на елке». Работа по анализу текста.

Вопросы:

1. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие образы показаны в сказке?

3. Традиционное ли изображение Волка в тексте?

4. Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? Аргументируйте свой ответ (Текст о воздействии красоты на человека)

5. Как вы определили, что текст о роли красоты, ведь в тексте не употребляется это слово?

7. Какие лексические и синтаксические средства помогают передать авторскую позицию?

8. Какова роль красоты в данном тексте?

Вы совершенно точно сформулировали  тему урока,  я образно  назвала его «Красота в крупинке». Объясните смысл образного названия.

Диагностика усвоения содержания текста. Фронтальный опрос.

Через анализ текста Ф. Кривина формулируем тему урока.

Демонстрация уровня усвоения содержания сказки.  

Ответы учащихся:

Стиль текста – художественный; изображение Волка не традиционно, так как это не злой хищник, забывает об инстинктах, способен чувствовать красоту.

Учащиеся выделили повторы: елки-палки (в первом случае это жаргонизм, выражение недовольства, во втором - выражение радости, восхищения, удивления).

Синтаксические средства: тире, многоточие.

Роль красоты:

- Волк нашел родственную душу (не чувствовал одиночества, сидят вместе с Зайцем, забыв об инстинктах);

- Смена мировоззрения («не в зайцах счастье»);

- Способен воспринимать красоту («внутри что-то переворачивается»).

 Учащиеся формулируют тему урока «Роль красоты в жизни людей».

5. Творческая работа по развитию речи в группах:

- Написание лирической миниатюры «Что такое красота?»;

- Какие ассоциации возникают со словом «Красота»? Составить кластер.

-

-  Подберите пословицы и поговорки со словом «Красота».

Обеспечение смены вида деятельности.

Обеспечение возможности самореализации индивидуальности учащихся, развитие внимания к слову.

Использование межпредметных связей. Дифференцированный подход.

Умение работать в группах. Работа с разными видами словарей: синонимов, антонимов, словообразовательным, толковыми, словарем крылатых выражений. Развитие творческих исследовательских, творческих способностей, смекалки, инициативы. Расширение кругозора, словарного запаса, образного и критического мышления.

Кластер со словом «Красота»: чудо, любовь, природа, счастье,  восхищение, искусство, внутренний мир человека, душа, гармония, творчество.

Пословицы со словом «красота»:

- Не ищи красоты, а ищи доброты.

- Красота приглядится, ум пригодится.

- Снаружи красота, внутри пустота.

- Красота до вечера, а доброта навек.

- Красота без разума пуста.

- Не родись красивым, а родись счастливым.

6. «Мозговой штурм». 

Согласны ли вы со словами Сократа: «Красота – это королева, которая правит очень недолго».

Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать аргументированные высказывания на поставленный вопрос. Развитие монологической речи учащихся.

Умение работать в группе. Развитие творческого мышления, инициативы. Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора.

7.Обращение к лирической миниатюре В. Крупина «Сбрось мешок».

Сегодня мы познакомимся с миниатюрой "Сбрось мешок!" Миниатюра - это маленькое произведение.

Тургенев, Пришвин, Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами.

Беседа по содержанию текста:

- От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?

- Что можно сказать о речи героини? - Слова какого стиля часто встречаются в тексте? Приведите примеры разговорных, просторечных слов.

- А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью?

- Что заставило девушку сбросить мешок?

- Почему у крестьянина родился этот поэтический образ?

- Как называется этот художественный прием?

- А какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передает восхищение, удивление?

- Как подействовала красота на девочку?

- Что автор подразумевал под призывом "Сбрось мешок"? (смысл заголовка)

Фронтальный опрос учащихся по анализу текста.

Развитие творческого мышления, инициативы. Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора.

 Учащиеся отвечают на вопросы по анализу миниатюры В. Крупина:

- Повествование ведется от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность.

- Речь героини простая, безыскусная, живая.

- Просторечные слова: обомлела, ровно, хлоп.

- Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, народ наш. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности.

- Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?

- Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня.

- Метафора.

-Воссияло - устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.

- Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище. Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится.

- Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком.

8. Работа с афоризмами русских писателей, публицистов, педагогов о красоте.

- Какие высказывания лучше отражают тему урока?

- Какие из них можно использовать в качестве эпиграфа к уроку? 

- «Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в  твоём сердце  расцветёт благородство».

(В.А. Сухомлинский) 

- «Не всякая правда - красота, но всякая красота – правда».

(К. С. Станиславский)

- «Легкой поступью приходит к нам красота. Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим собственным законам». (И. Ильин)

- «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой».

(М. Глинка)

- «Красота спасет мир»

( Ф. М. Достоевский)

Обеспечение смены вида деятельности.

Работа с афоризмами мотивирует учащихся к самостоятельной работе: подбор аргументов для сочинения и словаря.

Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора.

Использование учащимися  афоризмов в качестве аргументов в сочинениях и при выполнении проектного домашнего задания: создание 1 страницы «Красота» лингвокультуроведческого словаря.

Учащиеся выделили высказывания

В.А.  Сухомлинского,  

И. Ильина.

9. Повторение  структуры сочинения-рассуждения и написание работы (черновик).

1. Пишем вступление (зачин) сочинения.

-Давайте вспомним  формы зачинов (вступлений).

Формы зачинов:

- Лирическое размышление

- Рассуждение о заглавии

- Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

- Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста

- Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

- Описательное утверждение.

Грамматические средства оформления зачинов:

- Назывное предложение или ряд назывных предложений;

- Риторический вопрос;

- Цепочка вопросительных предложений;

- Вопросно-ответное единство.        Цитата

2. Формулируем проблему.

- Какой вопрос можно задать к прочитанному тексту?

- Перечитаем первый, пятый и шестой абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему.

Рассуждение в художественном стиле.

3.Переходим к комментарию.

- Перечитаем центральные абзацы текста, проследим за ходом мыслей автора. Попробуем понять: как приходит автор к поставленному вопросу, что наводит его на размышления?

- Подчеркнём ключевые слова и фразы.

4. Формулируем позицию автора.

- Перечитайте поставленный вопрос.

- Найдите ответ на него в тексте.

- Запишите позицию автора.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

- Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на поставленный вопрос! Даже соглашаясь с автором,  сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.

6. Приводим аргументы.

- Попытаемся доказать, что от умения замечать красоту  мира и душа красивей становится.

- Находим примеры, подтверждающие это.

-  Необходимо привести 2 аргумента. В качестве аргумента можно использовать пословицы, афоризмы  о красоте.

7. Работаем над заключением.

- Перечитываем всё, что у нас получилось.

- Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать текст на основе данного, используя презентацию «Пишем сочинение-рассуждение».

Обеспечение возможности самореализации индивидуальности учащихся, развитие внимания к слову.

Дифференцирован

ный подход. Использование межпредметных связей (литература, живопись, музыка, русский язык, история, краеведение).

Работа в группах. По тексту В. Крупина «Сбрось мешок» создание учащимися черновика сочинения-рассуждения. Последовательная работа над каждой частью сочинения под руководством учителя. Работа с памяткой «Пишем сочинение-рассуждение».

Каждая группа формулирует свой вид вступления (зачина).

Формулируем проблему.

Ответы учащихся:

- Что даёт человеку умение замечать красоту природы?

- Чем глубже способность человека замечать прекрасное, тем богаче становится его жизнь.

- Автор размышляет о людях, умеющих подмечать в обычном что-то яркое, интересное, захватывающее душу.

Ключевые слова:

«…посмотри-ка какая красота». «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь.

Радуга во все небо. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало; не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.  Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

Комментарий учащихся:

В.Н. Крупин рассказывает нам о людях, способных даже во время тяжелого труда  замечать красоту природы.  Отец часто отвлекал внимание дочери от работы, чтобы девочка не осталась равнодушна к красоте.

       Сбросить мешок заставил сначала интерес, а затем непередаваемое восхищение,  которое пережила героиня.

Учащиеся формулируют позицию автора:

      В.Н. Крупин считает, что умение видеть красоту природы дает человеку ощущение счастья. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее, чище.

Учащиеся формулируют свою позицию:

В.Н. Крупин  словами  героини  говорит: «Ты красоту запомни!» И с этим нельзя не согласиться. Красота окружающей природы, которую люди порой не замечают, помогает человеку забыть и усталость, и трудности, и горести.

Каждая группа подбирает свои аргументы.

Учащиеся пишут заключение:

      «Сбрось мешок!» В. Крупина – яркий, образный, ёмкий, метафорический ответ на вопрос о том, что дает человеку умение замечать прекрасное в природе. Мешок – символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. Но каждый способен сбросить его. Автор просто и ненавязчиво указывает один из путей духовного обогащения.  

10.  Тестирование учащихся по миниатюре В.Крупина «Сбрось мешок»

Контроль усвоения материала

11. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Обеспечение закрепления учебного материала на уроке.

Возможность оценить уровень усвоения материала для его дальнейшего использования на уроках.

12. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Объективная оценка знаний.

Убеждение в достижении поставленных целей, испытание чувства успеха.

                           Памятка «Пишем сочинение-рассуждение» 

Структура сочинения, речевые клише

Каждая часть – отдельный абзац!

1. Вступление

-Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

-Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

-Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

-В центре внимания автора (находятся)...

-Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

-  вопросно-ответное единство

-  цепочка вопросительных предложений.

-  назывное предложение

 - риторический вопрос

-  цитата

-   парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

 - Касается ..  проблемы.

- Уделяет внимание ... проблеме.

- Над какой-л. проблемой думать, работать.

- Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

- Автор затрагивает проблему...

- Много места уделено проблеме...

- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

- Автор очень эмоционально отстаивает идею...

- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

- Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

3. Комментарий

(характеристика + актуальность проблемы) 

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая,  первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная;  социальная, философская,  национальная,   политическая, идеологическая, международная…)

  1. Насколько проблема  злободневна?
  2. Что делает её злободневной?
  3. Традиционна ли эта проблема или нова?
  4. Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
  5. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
  6. Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
  7. Кому приходилось обращаться к  данной проблеме?

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема   актуальна, поскольку   о ней пишут в газетах, говорят  на телевидении,  её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

4. Авторская позиция -  это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Автор образно представляет  суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

 Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет  читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

Автор передаёт  глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий,  обобщений, размышлений и т.п.);

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Автор недвусмысленно   подчеркивает   свое   негативное  (положительное) отношение к ...;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает  остроту поставленной проблемы;

Автор убеждает  читателя в правоте своей позиции;

Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

В словах автора звучит    мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Автор пытается понять, почему ...;

Автор усиливает  положительное (или отрицательное)  отношение читателя  к  чему-либо;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Автор позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к  жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

5-6. Моя позиция +аргументы

Как выразить собственное мнение по  выявленной проблеме

Позиция согласия/несогласия

За

Против

особенно близка мне мысль автора о… ;

- мне близка позиция автора по отношению к … ;

согласен с автором в том, что… ;

вполне согласен с мыслями автора о… ;

- нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

автор прав, утверждая, что…

- осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

- мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

- мысли автора о… близки мне, однако… ;

- позволю себе не согласиться с автором в том, что…

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

- Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

- В отличие от автора, я считаю, что...

- Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

- Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

- На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

- Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

- К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении  к изображаемому

 

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями),  собеседником  – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

а) логические доказательства, доводы;

б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

 1) Пример из художественной, публицистической или научной  литературы  

2)   Пример из художественной, публицистической или научной  литературы   или  аргумент с опорой    на  знания,  жизненный опыт 

7. Заключение

- В заключение хотелось бы отметить...

- Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

- На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

- Таким образом, нельзя не согласиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Презентация "Сочинение - рассуждение по тексту художественного стиля"

Презентация разработана для подготовки учащихся к написанию сочинения по тексту художественного стиля (ЕГЭ часть С по русскому языку)....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Урок развития речи в 8 классе. Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа

Тема Сочинение публицистического стиля в жанре  репортажаЦель:   познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре...