1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Тостоганова Ирина Валерьевна

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"

2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тостоганова И. В. [219-635-645]

Урок  развития речи в 5-6 классе на основе краеведческого материала.

Сочинение- миниатюра « Астры».

Образовательные цели: 1) развитие образного мышления  и  речи учащихся; 2) формирование индивидуального видения окружающего мира в музыкальных, живописных, словесных картинах; 3) ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные , обозначающие цвет, форму, а также слова, выражающие оценку; 4) воспитывать чувство прекрасного, развивать чувства патриотизма и гордости за свой город.  

Оборудование урока: 1) презентация « АСТРЫ»; 2) раздаточный материал: стихи об астрах; лист с таблицей для оформления рабочих записей к сочинению- миниатюре; 3) репродукции картин местной художницы Н. А. Криван (г. Наро-Фоминск Московская обл.); 4) аудиозапись:  Э. Артемьев «Цветы» из кинофильма «Через тернии к звездам».

Ход урока:

1.Подготовка к восприятию учебного материала.

Мы все очень разные, но мы учимся вместе, поэтому я предлагаю вам помочь мне сочинить урок. Тему нашего урока вы определите из речевой разминки и поймете, что ваше творческое домашнее задание было неслучайно.

2.Речевая разминка.(слайд № 1)

Балерина вышла:

Юбочка пышна,

Сборки да оборки,

Складки да подкладки.

А имя у артистки-

Небесной прописки. (Интернет, без автора)

Учитель.   Догадались, какой предмет «спрятался» в загадке? (астра)

                  Какие слова, выражения помогают «отыскать» его?

Прочтите ещё раз загадку вслух и выделите эти слова голосом (2-3 ученика выразительно читают загадку).

Как вы понимаете выражение «небесной прописки»? (1учащийся определяет лексическое значение слова «астра») – появляется слайд №2.

Словарь С.И. Ожегова:

Астра – от греч. звезда. Осеннее садовое травянистое растение с цветками различной окраски, без запаха. (слайд №2).

3. Работа по теме.

Под музыку Э.Артемьева «Цветы» слайды №3-7 фотографии с изображение астр.

Учитель. Спасибо вам за помощь. Я рада, что дома вы хорошо потрудились и нашли лексическое толкование слова «астра». Благодаря выполнению домашнего творческого задания вы легко поможете мне продолжить урок.

Ведь именно цветок астры и будет в центре нашего внимания. Мы будем описывать этот цветок и создадим сочинение- миниатюру  на основе своих наблюдений (слайд №8- тема урока).- (Слайд  №9: Вспомним! Сочинение-миниатюра – это…).

Вам сегодня предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы ,как художники, должны суметь увидеть в простом цветке что-то удивительное, необычное. А это непросто, так как вам понадобится и фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто, поэтому будем учиться. Без помощников нам не обойтись. Я предлагаю вам обратиться за помощью к нашей землячке, художнице Н. А. Криван. Отправимся на заочную экскурсию в галерею города Наро- Фоминска. ( слайд №10 – фильм- интервью с художницей,          5 мин.. Из фильма узнаем биографию, основную тематику картин – цветы( любимые – астры), остановимся на 4 картинах с астрами).

4.Работа по картине Н. А. Криван «Астры» (слайд №11 – изображение картины).

Учитель:

Мне хочется обратить ваше внимание на одну картину Н. А. Криван. Давайте посмотрим на это полотно глазами художника и оформим свои наблюдения в виде таблицы.

Итак, астры. Посмотрите, ведь нет ни одного одинакового цветка.

На что прежде всего мы обращаем внимание? (на цвет)

Какие цветовые решения использует художница?

Орфографическая работа у доски:

заполнение 1 колонки таблицы, которую можно обозначить «Цвет» или «Цветовые слова».

(1 ученик, другие предлагают слова для записи);

также заполняем 2 колонку таблицы и обозначаем её « Форма».

Учитель:

Итак, как настоящие художники мы смогли увидеть всю красоту цветка астры.

- Детально ли художница выписывает астру? (нет)

Вы правы, Н. А. Криван стремится передать нам своё впечатление от всех цветов, от всего букета.

Я снова прошу вашей помощи. В творческом  домашнем  задании вам нужно было подобрать стихотворные строчки об этих цветах. (Приложение 1)

-Обратите внимание, как  описывают астру поэты? Что подмечают?

Орфографическая работа у доски:

Заполнение 3 колонки таблицы « Впечатления.» (1 ученик)

- И вновь звучит музыка Э.Артемьева «Цветы» и повтор слайдов №3-7 и 11.

Как вы думаете, помогла ли музыка нам лучше увидеть цветок астры?

Какое настроение смогла передать? ( умиротворение, буйство цвета, грусть уходящей осени).

 Пришло время вновь встретиться с художницей и услышать, что она скажет о своих астрах (слайд №12- фильм-интервью 2. 3мин)

-Вы, конечно, услышали такие слова, как «ностальгия», «аристократизм». А знаете ли вы, что они обозначают? (слайд №13- лексическое значение этих слов)

Послушайте,  как интересно: с одной стороны исключительный цветок астры, а с другой – тоска.

В своем интервью Н. А. Криван сказала, что где-то услышала : астры - это последняя улыбка осени. (слайд № 14)

Я думаю , мы можем сказать тоже самое об астрах этой художницы.

5. Написание сочинения- миниатюры.

На основе собранных материалов создаём миниатюру об этих удивительных цветах. У каждого будут свои астры. Возможно, кто-то напишет несколько стихотворных строк.

Название своей работе придумайте сами.

(работать можно под музыку 5-7 мин.)

6. Чтение работ учащимися (5 мин.)

Приложение 2  - лучшие сочинения.

7. Подведение итогов:

Благодаря вашей помощи у нас получился очень плодотворный урок. А последние дни осени наполнились цветочной улыбкой астр.

Примечание. Учебное содержание данного урока непосредственно связано с одним художником города Наро-Фоминска Московской области. Руководствуясь предлагаемым образцом, учитель сможет подготовить урок на любом краеведческом материале.

Приложение 1.

Еще астры цветут в нашем саду,

Лиловые, белые,

Я пойду, посмотрю,

Я трону бабочку оцепенелую…

                             (А. Розенбаум)

А крупные яркие астры

В осенней сухой тишине

Так пестры и разномастны,

Что видны и при луне…

                                    (Н. Асеев)

«Хватит» - и земные звезды погаснут.

Осень над парком тенистым... Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодневшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

                         (Н. М. Верзилин)

В небе осени синь, в облаках белизна алебастра;

Незаметно к зиме изумрудные дни подошли.

А в саду золотом раскрываются пестрые астры,

Разгораются астры – осенние звезды земли.

                 (Н. Спирина «Осень»)

Астры осенние, грусти цветы,

Тихи, задумчивы ваши кусты;

Тихо качаетесь, грустно склоняетесь

Осенью поздней к земле...

Солнышко яркое вас не пригреет,

Осень печальная – ваша весна,

Глядя на вас, моё сердце сжимается,

Грустью объята душа.

Сад весь осыпался, все отцвело...

Листья увядшие вдаль разнесло...

Лишь одинокие астры осенние

Ждут понапрасну весны.

       (С. Грей. – Н. Харито «Астры осенние»)

Кому – дукаты и пиастры

Наполняют музыкой карман,

А мне – согреют сердце астры -

Лилово-дымчатый туман.

Они, безумством не тревожа

Цветут у лета на краю.

Их непричесанность похожа

На неприкаянность мою.

                        (И. Левинзон)

Приложение 2.

Здравствуй, милый мой цветок,

Астра – гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединенье.

Улыбнется ветерок

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Весело ласкает

                 (Калинина Кристина)

В скучном осеннем саду

Несколько астр я найду.

Как же они хороши!

Это цветы для души.

Пусть не красивее розы,

Пусть не душистей мимозы.

В вазу поставлю я их,

\чтоб радовать близких моих.

                  (Нефедов Федор)



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе.

Фольклорный праздник : «...Суть и душа земли родной – её обычай , песня, слово».

Цели :

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделу.

Развитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материалом.

Воспитать у детей интерес к литературе, любовь к русскому устному народному творчеству. Чувство патриотизма и национальной гордости, желание сотрудничать.

Учитель и ученики одеты в русские народные костюмы. 

Ход урока.

Звучит русская народная музыка ,исполняется хоровод

Учитель : Фольклор – исток всей литературы. И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.

Всему меняться суждено                               Суть и душа земли родной

В природе , в жизни , в человеке,                 Её обычай , песня , слово.

Но что-то быть должно одно,                        Характера первооснова,

Что не меняется вовеки.                                 Она не может быть иной!

Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.  Так и мы собрались, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки, которые и помогут нам вспомнить жанры устного народного творчества. Мы начинаем! Добро пожаловать!

Ученики в костюмах скоморохов.

1-й скоморох: 

Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж вас мы поджидаем,
Без вас речей не начинаем.
Для каждого найдется глоток водицы из колодца.

2-й скоморох: 

Подарки есть на всякий вкус:
Кому – сказка, кому – быль,
Кому песенка в прикус.
И хлеб-соль, как в старину…
С хлебушком да солью
Всякая шутка хороша.

1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидел скоморошка.

Два ученика разыгрывают потешку.

- Я парень Федул!
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зачинить можно?
- Можно, да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался. (
Мальчики уходят)

Входят две девочки.

- Смех потешки услыхали – сразу к вам мы прибежали.
- Где потешки поют – там весело живут. Правда?
- Правда! Неразлучные девчушки,
Мы живём в лесной избушке.
Избушка на кочке, блинами оббита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом – пироги с творогом.
- А ещё покажем в лицах
Вам весёлы небылицы.
Что Марфута для Петра
Наварила, напекла.
- 92 блина, 2 корыта киселя,
5 пирогов – не нашла едоков!
- Сел комарик на дубочек,
На еловый, на пенёчек.
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек – спрятался!

Выходят скоморохи.

1-й скоморох: 

Слышите, кто-то стучится?!
Это небылицы в лицах.
Те, что сидят в теремах да светлица,
Щелкают орешки да твердят насмешки!

2-й скоморох: Смотрим небылицы в лицах.

Дети разыгрывают небылицы.

-Доченька, сходи за водицей на речку!
- Живот болит.
- Раз мать велит, надо идти.
- Доченька, дров принеси!
- В избе тепло, на печи в шубе согреться можно!

Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
- Чем бороду красил?
- Я не краской, не помадкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!

Как у нашего Федула
Ветром крышу чуть не сдуло,
И коровы, и быки разинули кадыки,
Утки в дудки, тараканы в барабаны

А со мной вот что приключилось.
Пошёл я на лыко гору драть.
Увидел: на утках озеро плавает.
Я бросил три палки: одну еловую,
Другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не бросил.
Бросил берёзовую – перебросил.

Коза в синем сарафане,
Во льняных штанах,
В шерстяных чулках,
Вол и пляшет, и ногой машет.
Журавли пошли плясать.
Долги ноги выставлять.

Эх! Это что! Вот со мной-то случай был.
Летит пуля, жужжит.
Я вбок – она за мной.
Я в другой – она за мной.
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб.
Я цап рукой. А это жук!

Учитель: Спасибо, ребята! Мы с вами увидели и услышали народные потешки и небылицы. Продолжаем наш праздник.

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,

У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный, в те далекие года

Проводились викторины, те «что, где, когда».

Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.

А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом?

Ответы учеников.

Учитель: Конечно же, это загадки. А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове?

Ответы учеников.

Учитель: Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки. Участники праздника загадывают загадки:

1. Что есть у всех? (Имя)
2. Сидит баба на юру, ноги свесила в реку. (Мельница)
3. Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)
4. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
5. Голубой платок,
Красный колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Солнце и небо)
6. Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
7.Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)

8.Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)

9.Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).

10.Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка).

Учитель : Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?

Ответы учеников.

Учитель: Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.

Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?

А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?

Ответы учеников. (народ мудр, зорок, замечает неприметное и т.д.)

Учитель: Но русский народ мудр не только в составлении загадок. Нам достаточно будет посмотреть на народные названия месяцев года, чтобы убедиться в справедливости этих слов.

Учитель: Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?

Скороговорки.

Учитель: Конечно, скороговорки. А почему именно такое название этого жанра?

ответы

Учитель: Хочу вам сказать, что исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии». Как бы вы объяснили это?

А теперь давайте посоревнуемся в произношении скороговорок.

Конкурс «Скороговорки».

Учитель: У кого-то из вас может возникнуть вопрос, для чего нужны скороговорки, какой от них толк. Попробуйте дать ответ на эти вопросы.

Ответы.

Учитель: В скороговорках, как вы заметили, нет абсурда, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.

Так проходит час за часом, работа за разговором спорится, но устают сидеть молодые без движения, хочется им немного размяться. И тут на помощь приходят частушки и забавы.

Частушек пелось очень много, они откликались на многие события личной жизни.

Праздник будем продолжать.
И попросим мы девчушек
Нам частушки рассказать.

Ребята поют частушки

Приходите Вы в наш класс,
Встретим Вас частушками.
Чаю с клюквою поставим
И накормим плюшками

Ой, девчонки-красавицы,
Разрешите начинать,
Разрешите для начала
Всем Вам здравствуйте сказать

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат

А наш Гришка ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям на показ.

На сцене установлена скамья. На ней 3 девочки, исполняющие роль сказительниц. Звучат русские докучные сказки.

1. Жили-были два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
2. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
3. – Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Рассказчик. Как понимать слово докучные? Докучать (кому, чему) — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца.

Ведущий-комментатор. Но мы остановим наших сказительниц. Хватит толковать, пора другую сказку начинать.

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Так А.С.Пушкин говорил о сказках. Все знают, что сюжетами для его сказок, стали народные сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна.

Социально-бытовые сказки нас поучают и веселят.

Инсценировка стилизованной сказки “Курочка-Ряба”.

Учащиеся играют деда и бабу.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курица-пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое!

Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит, как жар.
Не случился бы пожар!

Дед: Ох, горит, слепит глаза. Чудеса-то!

Баба: Чудеса…Ты в сундук запри его!

Раздается стук

Баба: Нету дома никого!
Ишь соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Дед: Надо дверь бы на засов,
Да спустить скорее псов!

Баба: В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко и продам!
Как дадут мне 100 рублей –
Накуплю я соболей,
Разных юбок 10 штук.
До краёв набью сундук!

Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Тащишь в избу разный хлам.
Нет уж. Если мы богаты –
Возведу себе палаты
И беседки по углам…

Баба: Что ты, старый не блажи.
Ни к чёму нам етажи!
А за эти за беседки
Засмеют меня соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да, уймись: упала скалка,
Чугуны гремят в печи,
Лучше, дед, ты не кричи!

Дед: Я хозяин или нет?!
Сейчас дам тебе ответ!

Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и… разбилось.
И скорлупки нет следа,
Подевалось всё куда?

Дед и баба горюют.

Дед: Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда!

Баба: И шубейку справить можно,
И подправить можно дом.

Дед: Только то, видать, надёжно,
Что дается нам трудом.
Открывай старуха дверь –
Что нам прятаться теперь


Учитель: Отдохнули, душеньку потешили. На посиделках велись и серьезные разговоры о житье-бытье, о погоде и урожае, родителях и родственниках, да еще и о приметах различных. Возможно, именно в эти минуты и рождался кладезь народной мудрости – пословицы.

Как вы понимаете высказывание «Кладезь народной мудрости». Что собой представляет кладезь?

Кладезь – вместилище. Пословица не просто изречение, это мнение народа, народная оценка жизни.

Входят скоморохи:

1-й скоморох:

Всем спасибо за вниманье,
За задор, весёлый смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех!

2-й скоморох:

Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"

Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса

Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...

урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"

Материал содержит разработку урока и презентацию...