Главные вкладки

    Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Боталова Зоя Викторовна

    Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пермский край, Пермский район, д. Скобелевка, МОУ Хохловская ООШ

    Учитель русского языка и литературы: Боталова Зоя Викторовна

    Урок развития речи в 5 классе

    Тема. Сочинение-описание картины И. И. Шишкина "Корабельная роща"

    (упр. 233, учебник для 5 кл. под ред. М. М. Разумовской)

    Урок по ТРКМ.

    Цели: развитие речи, творческого воображения.

    Задачи:

    1. продолжить работу по развитию речи учащихся; продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению.

    2. развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом.

    3. воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, нас окружающим, к природе.

    Ход урока:

    I. Организационный момент, определение целей и задач урока.

    Приём "Мозговой штурм".

    Прослушивание музыки.

    Какие образы возникли? Ваше впечатление? (Образ природы)

    А как ещё можно изобразить природу, какими средствами? (красками, словом).

    II. Переход к теме урока, плану урока.

    Какова тема урока? Цели? ЦП - для чего?

    Подготовка к сочинению-описанию картины И. И. Шишкина "Корабельная роща".

    Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Запишем на доске (В корзине), озвучим.

    Приём "Корзина идей" (парами).

    III. Работа над репродукцией картины Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща».

    Чтобы выполнить поставленные задачи, нужно подготовить рабочие материалы, которые мы оформим в виде таблицы на карточках.

    Приём "Концептуальная таблица" (Работа в парах)

    Описание картины И. И. Шишкина "Корабельная роща"

    Изучаемое явление (понятин)

    Личные наблюдения

    Текст

    1Автор

    2Картина

    2Деревья

    2Небо

    2Настроение

    2Идея

    3Мои впечатления

    (Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.

    Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос).

    1. Сообщение об авторе картины, запись в таблице основных понятий.

    2. Сообщение о картине. Словарная работа:  корабельные - словарь. Рассмотрите внимательно репродукцию и скажите, как вы понимаете название картины.

    3. Знакомство с репродукцией.

     Беседа по вопросам.

    - Расскажите, что вы видите на этой картине. перечисляют, запись в таблице.

    - Какие цвета преобладают на этой картине и почему?

    - Какое впечатление осталось у вас после просмотра этой картины?

    А сейчас предлагаю познакомится с текстом-описанием картины и заполнить вторую часть таблицы. (Упражнение).

    IV. Работа над планом сочинения – описания.

    Композиция сочинения-описания.

    Любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:

    1. Вступление.
    2. Основную часть.
    3. Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?)  (Каковы они по размеру?)

    Сопоставим с таблицей и планом. Работа в парах

    План сочинения-описания.

    1. Вступление. И. И. Шишкин – известный русский живописец.

    2. Основная часть. Описание картины И. И. Шишкина «Корабельная роща» (1898г.)

    • Низ картины (земля, вода, фон).
    • Средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, - описание этого центра.
    • Верх картины (фон, небо).

    3. Заключение. Моё отношение к картине.

    Композиция картины – это расположение предметов на плоскости холста. Художник располагает линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать произведение цельным и выразительным.
    Как писать сочинение по картине?

    Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

    Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть (о ней рассказано выше) и выводы.  Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему? Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

    V. Возвращение к "Корзине идей" Всё ли мы выполнили?

    VI. Заключение. Итоги урока. Домашнее задание.

    Сегодня на уроке:

    Понял...

    Научился...

    Было легко...

    Было трудно...

    Было открытием...

    Не понял...

    На следующем уроке...

    Д/з: § 31, упр. 233, написать сочинение на черновике по составленному плану, используя рабочие материалы таблицы. Или свой план и свои рабочие материалы на черновике.

    Спасибо за урок.

    Приложения

    Сбор рабочего материала

    Иван Иванович Шишкин (1832 -1989 гг.) – один из крупнейших мастеров пейзажной живописи, воспевающий величие и красоту родной земли, её лесов и полей.

    Наибольшей известностью пользуются картины И. И. Шишкина: «Рубка леса», «Рожь», «Лесные дали». Блестящим итогом пути Ивана Шишкина в искусстве стала картина "Корабельная роща". которая считается одной из вершин творчества художника.

    Полотно "Корабельная роща" было написано художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская Корабельная роща близ Елабуги". В основу произведения легли этюды, сделанные близ города Елабуга, в прикамских лесах.

    Карточки

    Описание картины И. И. Шишкина "Корабельная роща"

    Изучаемое явление (понятие)

    Личные наблюдения

    Текст

    Описание картины И. И. Шишкина "Корабельная роща"

    Изучаемое явление (понятие)

    Личные наблюдения

    Текст

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (Из Интернета)

    Корабельный лес.

    Корабельный лес.

    — До половины нынешнего столетия суда строились исключительно из дерева. Лес, употреблявшийся для этой цели, должен был удовлетворять, кроме обыкновенных требований строевого леса (см.), еще и особенным условиям постройки судов — по форме, прочности, весу и упругости (последние два условия касаются мачтовых деревьев). Эти условия относятся главным образом к деревьям, идущим на главные части корпуса судна: набор, поперечный и продольный, обшивку, палубные настилки и рангоут. Породы деревьев, служившие для последних целей, следующие: дуб, тик, сосна и лиственница. Те же деревья употребляются и при постройке железных судов, хотя в гораздо меньшем количестве. На мелкие поделки и внутреннее устройство судна идут, как в деревянных, так и в железных судах: ясень, ель, красное дерево, акация, баккаут и проч. 

    Дуб. — В кораблестроении употребляется преимущественно дуб, растущий в западных губерниях и дуб итальянский (адриатический). Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д.; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсывокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний). 

    Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах), юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его — подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней. 

    Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб), внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п. 

    Лиственница растет в северной полосе России. Крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п. 

    Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д. 

    Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево). Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров. 

    Акация — растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки. 

    Ясень — растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы), на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.); на каютные и столярные работы. Остальные породы деревьев при кораблестроении редко употреблялись, особенно для главных частей судна: На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнообразные породы (орех, липа, карельская береза, птичий глаз [сахарный клен], палисандр и т. д.). Ср. "Мачтовое искусство" (1861, СПб., гл. VII); Окунев, "Кораблестроение" (1867, ч. II); Tredgold's, "Elementary principles of carpentry" (1856); Ляслет, "Лес и строевое дерево". (перевод с англ., СПб. 1878). 

    Корабельный, корабельная, корабельное. Прил. к корабль в 1 знач. Корабельные снасти. Корабельный мастер. Корабельная верфь. Корабельный лес - высокие прямые деревья, употр. для постройки кораблей.

    • КОРАБЕЛЬНЫЙ ЛЕС — лес, употребляемый на постройку деревянных судов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь
    • Корабельный лес — До половины нынешнего столетия суда строились исключительно из дерева. Лес, употреблявшийся для этой цели, должен был удовлетворять, кроме обыкновенных требований строевого леса (см.), еще и особенным условиям постройки судов по форме, прочности …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи учащихся (сочинения – описания по наблюдениям)

    “Учиться писать приходится всю жизнь. Перестал учиться – и быстро разучишься”. В.Г. Короленко В данном сборнике представлены разработки уроков  подготовки к сочинениям- описаниям  по на...

    конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

    Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

    Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

    Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

    Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"

    Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"...

    Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса

    Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...

    Интегрированные уроки (2 урока) по русскому языку и рисованию в 5 классе Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

    2 урока по русскому языку и рисованию, цель уроков -научить составлять устное высказывание, писать сочинение - описание по картине....