Интегрированные уроки (2 урока) по русскому языку и рисованию в 5 классе Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

2 урока по русскому языку и рисованию, цель уроков -научить составлять устное высказывание, писать сочинение - описание по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_izo_i_russkomu_yazyku.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки разработаны учителями русского языка, литературы  и изо

 Калачевой А.В., Якимовой Е.В.

МБОУ Вершино-Шахтаминской СОШ Шелопугинского района,

Забайкальского края

                    Интегрированные уроки (2 урока) по русскому языку и рисованию в 5 классе

                                                           (11 февраля 2014 г.)

Тема урока: Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Цель

- научить составлять устное высказывание, писать сочинение - описание по картине

 Задачи:  

- научить анализированию выразительных изобразительных средств (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины, форму сложных предметов;

- расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами в этой области художника И.Т. Хруцкого;

 - закрепить знание в закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения;

- закрепить знания цветового контраста, теплого и холодного колорита;

- развивать зрительную память.

- научить использовать в сочинении художественный стиль речи

Оборудование:

       Мультимедиапроектор,  презентация картин Хруцкого, портрет художника, на доске записана тема урока, из толкового словаря выписаны значения слов «натюрморт», «орнамент», «композиция», «холст», «столешница».

                                     Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                                                                1-ый этап

Приветствие, проверка готовности к уроку

Готовность к уроку

                                                                              2-ый этап

Краткое слово учителя изо  о художнике, жанре натюрморта (приложение №1)

Просмотр презентации к уроку:  слайд №1-5

Портрет Хруцкого, «Натюрморт с птичкой», «Натюрморт с вазой», «Натюрморт со свечой», «Цветы и плоды»

Словарная работа

Объяснение слова «натюрморт». Учитель русского языка рассказывает о французском происхождении слова ( «натюр» - природа, «мортуэ» - мертвый) – мертвая природа

 

                                                                              3-ый этап

 Беседа и вопросы по картине.

-Нравится ли вам эта картина?

 уч-ся отвечают на  вопросы с помощью учителей

- Какие чувства она у вас вызывает?  

Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.

- Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы? 

  Букет цветов занимает центральную часть картины.

- Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи?

Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты и овощи. На картине   много фруктов, но  есть и овощи.

Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – мы еще раз убеждаемся в том, как щедра природа.

   В центре картины – красивый букет цветов. Он сразу бросается в глаза.

- Какие цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.

- С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать о цветах?

- С другой стороны букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки?

 Одноцветны ли они?

Розу любят очень многие. Выражение расцвела как роза подчеркивает красоту, преображение девушки. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие–нибудь сказки или легенды про него?

 приложение №2 (  легенда о нарциссе)

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник Иван Хруцкий?

Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.

- Как выглядят эти цветы?

С чем можно их сравнить?

 А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы им свойственны?

Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках. 

Попробуйте описать этот необычный цветок.

Посмотрите на самом верху букета ярко – синие васильки. Как они выглядят?

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?( Где растут в отличие от садовых?)

 Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки?

 На картине изображены колосья. Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их?

- На что они похожи?

Какие еще цветы мы с вами не заметили?

А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено?

Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент. Что означает слово орнамент?

Больше всего в этом букете пионов: бледно – розовые,  светло – желтые, белые и конечно красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело – желтых прожилок

Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые.

Роза бледно-розовая, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно – розовую бахрому. Это бахрома отделяет один лепесток розы от другого.

Роза очень красива, но у нее есть шипы, Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.

На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко – желтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый лепесток (они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.

Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – Даже цвет у некоторых их них нежно – сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым

Скорее  всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.

Рядом с гиацинтами нежно – фиолетовый ирис

Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка  сказать что – либо труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный, несимметричный

На тоненьких хрупких стебельках держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свою сердцевину солнцу

Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.

Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они легкие, воздушные. Кажется поднимутся и улетят

Они очень похожи на туго заплетенную косу.

 У самого края вазы незаметно примостились небесного цвета фиалки, внутри цветка, которых словно ободок желтого цвета.

Ваза, в которой стоят цветы, серебристо – медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева, Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных.  

Сразу бросаются в глаза ярко – желтые с бордовым и темно – красным оттенком персики, заботливо положенные кем – то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие – то листочки. Персики привлекают к себе внимание, они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе. 

Смородина блестящая, где – то красная, нежно – розовая, а где – то бежевая. 

Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.

 На тыкве лежит целая гроздь винограда. Он прозрачный, янтарного цвета. Со стола тоже свисает маленькая гроздь винограда, состоящая из четырех виноградинок.

 Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В  нем долька лимона.

О присутствии человека говорят и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик.

С натюрмортом

Словарная работа с учителем русского языка

Обращаемся к записи на доске:

Орнамент – это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.  А еще мы можем сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой, незамысловатый, но выполненный со вкусом узор.

Ну что ж мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу но ведь работа Ивана Хруцкого называется «Цветы и плоды».  

- А какие же плоды здесь изображены?

Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать.

 Как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета использует при этом Иван Хруцкий?

  С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым кверху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

 - Что изобразил рядом с тыквой художник? 

Каким наблюдательным и внимательным был художник! Он нарисовал даже мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. Ребята! А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка, и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета. Давайте подумаем, куда дальше отправится муха.

Вместе с учителем русского языка составляется устное сочинение миниатюра с использованием художественного стиля.

Приложение №3 (примерное сочинение, составленное самим учителем  или сочинение уч-ся)

 Какие еще фрукты изображены на картине?

А смотрите, в самом уголке картины художник изображает красно-желтое яблоко, на которое не сразу обращает внимание зритель, поскольку оно почти скрыто от наших глаз. Рядом с грушами лежит разрезанный лимон, правда, художник показывает, что он не совсем свежий: мякоть матово – желтого цвета, почти непрозрачная.

- Какие еще предметы здесь изображены?

Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека?

                 Итог 1-го урока

С каким жанром живописи мы сегодня  с вами работали?

                                                 2-ой урок                              4-ый этап

Учитель русского языка предлагает уч-ся познакомиться со словесным описанием картины «Цветы и плоды» искусствоведа

 Д. Н. Лебедевой.

1) О чем говорится в этом тексте? (Тема текста)

2) Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью?  

3) Что вы можете сказать о композиции текста, то есть о его построении (обратиться к словарным статьям на доске, объясняющим значение слова)? На сколько частей распадается этот текст? О чем говорится в каждой из частей?

Обратите внимание, что во второй части текста описание начинается с центрального предмета в композиции картины - это букет цветов.

 4) Какая часть речи преобладает в этом описании? Для этого попробуйте подсчитать, сколько здесь имен существительных, прилагательных, глаголов.

Какие части речи преобладают в тексте? Как вы думаете, почему автору понадобилось столько существительных и прилагательных?

5) К какому же типу речи мы можем отнести этот текст? Почему? 

В нем говорится о картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букеты цветов, корзинки с фруктами.

 Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю.

 

Текст распадается на две части. Этому соответствуют два абзаца: в первом речь идет о том, что натюрморты хорошо удаются. И. Хруцкому, во втором непосредственно описывается картина.

   

 

Имен существительных около 80, прилагательных - 26, глаголов - 14.В тексте преобладают существительные и прилагательные.

 

 Потому что автор ставит перед собой задачу описать картину, указав как можно больше признаков изображенных на ней предметов.

   

Это описание, поскольку в тексте дается описание картины И. Хруцкого «Цветы и плоды».При этом преобладают имена существительные и прилагательные.

                                                                              5-ый этап

Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Как вы понимаете выражение «услада для глаз»?

  Подберите однокоренные слова к слову «услада»

 

Рассмотреть слово композиция с точки зрения текста и рисунка (толкование слов на доске)

Композиция - соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур на картине художника.

Холст - картина, написанная масляными красками на ткани.

Столешница - верхняя поверхность стола.

 Найдите орфограммы в выписанных словах: роскошный, керамического, оживление 

 

 То, на что приятно смотреть.  

Сладкий, сладость. Значит, услада - это то, что «сладко» для глаз.

 

                                                                            6-ый этап

Написание сочинений.

Составление плана, систематизация рабочих материалов, создание черновика и его редактирование, написание сочинения в тетради по развитию речи.

Учитель предлагает учащимся  выполнить (по выбору) следующие задания:

1. Описать картину И. Хруцкого «Цветы и плоды», используя искусствоведческий текст. 2. Описать букет цветов, изображенный на картине И. Хруцкого, добавив к этому описанию свои мысли по поводу того, какими характерами обладали бы изображенные цветы, если бы они родились людьми. Название сочинения - «Характеры цветов».

3. Написать сочинение-сказку «Путешествие мухи», включив в него описание цветов и плодов.

Планы к сочинениям – приложение №5 

  Совместная работа уч-ся и учителя по составлению планов к выбранным темам сочинений.

Примерные планы к сочинениям – приложение №5

                                                                           7-ый этап

Рефлексия:

- с каким типом речи работали?

-Важно употребить описание при написании любого сочинения по данной картине!

-какие части речи помогают создать описание?

- какой стиль речи нужно употребить, если писать сочинение - фантазию о путешествии мухи?

                                                                             8-ый этап

Домашнее задание - творческое, а именно: написать сочинение – описание в тетради по развитию речи.

Выставление оценок учителями за 2 урока по рисованию и по русскому языку.

     Приложение №1 

   Иван Трофимович Хруцкий (1810 – 1888). Русский живописец, натюрморты которого отличает  иллюзорное изображение предметного мира.

  Мастером натюрморта был художник Иван Трофимович Хруцкий. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии (теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей.  

   В этом лицее был музей с картинной галереей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.

    Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успех в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки и у известного английского портретиста.  

   Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов.  

   Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание  с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды»,  написана в 1839 году.

       Приложение №2     Легенда о нарциссе

       Приложение №3

    Известно, что насекомые любят сладкое.  Есть даже поговорка «Слетелись как пчелы на мед». Мухи – не исключение. Одна такая сладкоежка, пролетая мимо распахнутых окон  дома,  уловила невероятный аромат. Любопытная от природы, муха не смогла устоять перед таким благоуханием и решила залететь и проверить, чем это так приятно пахнет.

Каково же было ее удивление, когда она увидела стол с огромным букетом цветов, а вокруг букета лежало множество спелых, сочных, нежных фруктов.

    На счастье, никого из людей не было поблизости. Не зная с чего начать, она облетела весь стол и начала пробовать все, тщательно обнюхивая и пробуя на вкус.

  Сначала  муха уселась на разрезанный сочный персик, но ее тоненькие ножки чуть не утонули в желто-оранжевой мякоти. Перелетев на нежно-розовую бахрому розы, она почистила ножки и продолжила путешествие по плодам. Тыква показалась мушке   огромной и невкусной, и поползав немного по ее необъятным просторам, она перебралась на ярко-желтый лимон. Но как только лизнула его, то сразу расхотела им лакомиться. Ведь лимон был таким кислым! Затем ее поманил своим спелым блестящим видом виноград.

    На груше медового цвета муху пригрело солнышком, которое уже начинало садиться. День близился к концу. Муха решила остаться в доме окончательно, а местом ночлега для себя она выбрала в букете цветов ярко-красный пион с мягкой бахромой. Забравшись поглубже в пушистые благоухающие нектаром лепестки, муха, сытая и довольная собой, забылась самым крепким сном до утра, мечтая о том, что завтра у нее будет такой же хороший и беззаботный день.

Приложение №4  

                 Описание картины «Цветы и плоды» искусствоведа Д. Н. Лебедевой.

Сочные, аппетитные, нежные плоды... Душистые, хрупкие, благоухающие цветы... Все это великолепно удавалось художнику И. Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы.

      В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба - переходят из картины в картину как их непременные «персонажи». Столь же любимым «героем» с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением собак, в котором стоят цветы. Стакан, наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона, подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветрившиеся края разделенного на половинки персика, засохшей лимонной кожуры.

                                                                                                     (И. Хруцкий: Альбом. – М., 2000.)

   Приложение №5  Примерные планы сочинений

   1. Описать картину И. Хруцкого «Цветы и плоды», используя искусствоведческий текст.

План:

 Композиционные части текста

Опорные слова

1. Натюрморты хорошо удаются. И. Хруцкому

-Сочные, аппетитные, нежные

-Душистые, хрупкие, благоухающие

2. Описание картины 

А) букет цветов (пионы, розы, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ирисы, колоски пшеницы)

б) фрукты, ягоды, плоды-------------------------

в) кувшин ------------------------------------------

Г) стакан

д) долька лимона--------------------------------

е) «услада для газ»

 - центр картины

- вокруг букета цветов в корзине, коробе

- рельефное изображение  животных

---

- усиливает ощущение присутствия человека

---

2. Описать букет цветов, изображенный на картине И. Хруцкого, добавив к этому описанию свои мысли по поводу того, какими характерами обладали бы изображенные цветы, если бы они родились людьми. Название сочинения - «Характеры цветов».

План:

Композиционные части текста

Опорные слова

1. Описание цветов 

а) букет цветов 

пионы----------------------------------

роза-----------------------------------

гиацинты ----------------------------

нарциссы----------------------------

ирисы  -------------------------------

васильки----------------------------

2. Вывод: цветы такие разные, но  едины в одном букете, им тесно, пионы тяжело наклонили свои густые «шапки», как бы не желая соседствовать с другими более простыми цветами; роза тоже одиноко выглядит среди всей этой массы, которую составляют более простые, миролюбивые, неприметные васильки и гиацинты

 

 Характеры цветов (курсором выделены слова, характеризющие людей)

--бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красного цвета, порой переходящего в бордовый, мохнатые, роскошные, царственные – главные в этом букете

-- нежно-розовая бахрома. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.  Роза очень красива, но у нее есть шипы. Гордый человек, умеющий защищаться

-- маленькая звездочка, тихий  и мирный, цвет их не яркий, а спокойный,  простота формы.

(вспомнить легенду) хрупкий, ранимый

-- необычный, несимметричный, красивый, но, возможно, неуклюжий

--тоненькие хрупкие стебельки держат маленькие округлые головки, похожие на шишки, лепестки, направлены  в разные стороны. Открывают свою сердцевину солнцу. Добродушные и приветливые,   легкие, воздушные. Растут в поле, не требовательны, просты

 

Людям не просто ужиться вместе, имея такие разные характеры.

 Гордые и неприступные не умеют или не желают находить общий язык с теми, кто на них не похож.

А добродушные и приветливые люди с открытой душой всегда тянутся и окружают себя подобными.

Легко ранимые люди чаще всего робкие

Нарцисс-самовлюбленный

     

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Сочинение-описание по картине  И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».Научить использовать в сочинении художественный стиль речи....

«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке

«Технологическая карта урока»         Тема урока:  Способы словообразования в русском языке ...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

презентация к интегрированному уроку Сочинение по картине Хруцкого"Цветы и плоды"

презентация предназначена для учащихся 5 класса для написания сочинения по картине Хруцкого "Цветы и плоды"...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды" 6 класс

Интерактивная презентация поможет качественно подготовиться к созданию сочинения-описания по картине Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды". В комментариях представлена ссылка на пр...

Сочинение -описание по картине И.Т.Хруцкого « Цветы и плоды»

Урок – путешествие в картинную галерею в 5 классе....