Сочинение -описание по картине И.Т.Хруцкого « Цветы и плоды»
методическая разработка (5 класс)

Урок – путешествие в картинную галерею в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_s_prezentatsiey.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение -  описание по картине     И.Т.Хруцкого « Цветы и плоды»

                             Учитель : Хрестина Е.Л.

                                             ЕСОШ № 1

Цели урока:

  • подготовить учащихся к сочинению по воображению на основе описания натюрморта;
  • рассмотреть картину И.Хруцкого "Цветы и плоды";
  • пробудить интерес к искусству, формировать эстетический вкус учащихся;
  • закрепить понятие об описании, как типе речи;
  • ввести в активный словарь учащихся слова "натюрморт", "орнамент", "колорит", а также имена прилагательные, обозначающие цвет, форму и выражающие оценку.

Задачи урока:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • обогащать лексикон учеников;
  • осуществить межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Оформление: выставка детских рисунков;

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук с программным обеспечением Smart , экран, компьютерные колонки, карточки с текстами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в картинную галерею, где вы  научитесь чувствовать и ценить красоту, понимать картины художников и описывать их. И я уверенна, что результатом нашего путешествия станут интересные творческие работы. Мы входим в первый зал и видим: ( ученики демонстрируют рисунки, на которых изображён пейзаж). Ученица читает стихотворение, дающее характеристику данному жанру живописи.

    Переходим в следующий зал. Здесь мы знакомимся с портретом. Ученица читает стихотворение, дающее характеристику данному жанру .

    А теперь мы посетим зал, где вы увидите натюрморты ( на доске представлены работы учащихся в этом жанре ).

    Ученица читает стихотворение о натюрморте. Ребята выбирают лучшую работу, и победитель награждается медалью.

     Учитель: Мастером этого жанра живописи является Иван Хруцкий. Сочные, аппетитные, нежные плоды, душистые, хрупкие, благоухающие цветы - все это великолепно удавалось художнику. Почти все картины Хруцкого являются натюрмортами. И некоторые из них, вы сможете их увидеть прямо сейчас ( демонстрируются натюрморты).

    Учитель: а теперь мы познакомимся с биографией живописца ( работают в парах по карточкам). Ученик рассказывает о художнике.

     Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, удостоен большой серебряной медали "за написание с натуры плодов и цветов".

Эта картина называется "Цветы и плоды".

      Беседа по картине.

- Нравится вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых сочных персиков или желтую грушу; а еще хочется понюхать этот прекрасный букет, чтобы насладиться ароматами цветов)

- Всем понятно, почему в названии картины звучит слово "цветы". Букет цветов занимает центральную её часть. Но почему дальше в названии стоит слово "плоды"? Почему не "фрукты" или "овощи"? (Потому что плоды - это общее название, это фрукты и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи и ягоды)

- Посмотрите ребята, сколько плодов на столе. Вот как щедра наша природа!

- В центре картины красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу привлекает наше внимание.

Какие же цветы его составляют? Посмотрите, каких цветов больше? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые и, конечно, ярко-красного цвета, порой преходящего в бордовый.)

- С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше представить пионы? (Мохнатые, даже немного кучерявые лепестки этих цветов напоминают меховую шапку. Кажется, наденешь такой головной убор холодной зимой, и мороз не страшен.)

- Посмотрите, в центре букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать об этом цветке? Какого цвета у нее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза розового цвета, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы бахрому нежно-розового цвета)

- Цветок розы любят очень многие. Даже в литературных произведениях часто пишут "расцвела как роза", подчеркивая этим красоту, преображение человека. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? (Роза очень красивая, но у нее есть шипы, поэтому скорее всего это был бы гордый человек)

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды о нем? (Существует легенда о юноше, который очень любил себя и был превращен в цветок)

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник? (На картине изображено два нарцисса, они ярко желтого цвета. Их лепестки едва не светятся. Художник изобразил этот цветок очень хрупким и ранимым.)

- Посмотрите, прямо над нарциссами совершенно другие цветы - это гиацинты. Как они выглядят и с чем их можно сравнить? (Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепесточков, похожих на маленьких звездочек. Даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся бледно-белым, только вот не хватает им еще одного лепестка - пятого.)

- А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характеры были бы им свойственны? (Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, а спокойный.)

- Найдите на картине цветы, выполненные в синих и голубых оттенках. (Рядом с гиацинтами мы видим нежно-фиолетовый ирис.)

- Попробуйте описать этот необычный цветок. (Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом, они очень необычные, продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. На каждом лепестке видны прожилки)

- Какие слова можно подобрать для сравнения с этим необычным цветком. (Он чем то похож на бант: с одной стороны вытянутый, а с другой пышный)

- Посмотрите, на самом верху букета ярко-синие васильки, охарактеризуйте эти цветочки. (На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие кругловатые головки, похожие на шишки.)

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? (Это полевые цветы)

- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки? (Они были бы добродушными и приветливыми людьми, потому что они легкие и воздушные)

- Какие еще цветочки мы с вами не заметили? (У самого края вазы незаметно примостились небесного цвета фиалки)

А теперь давайте запишем названия цветов и их признаки. Работа выполняется коллективно.

- Ребята, а вы рассмотрели, в чем стоят цветы? Что изображено на этой вазе, опишите ее? (Ваза в которой стоят цветы - серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены собаки, у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент)

- А вы знаете, что означает слово орнамент? (Орнамент - узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов и архитектурных сооружений) Подберите к нему синоним. (Узор)

- Запишите в ваш словарный список новое слово.

- Подберите прилагательное к слову орнамент (необычный, оригинальный, красивый)

- Итак, мы с вами рассмотрели каждый цветочек на картине и вазу. Но ведь работа И. Хруцкого называется "Цветы и плоды". Какие же плоды здесь изображены? Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Конечно, это персики, насыщенно-желтого, преходящего в бежевый, а иногда и в темно-красный цвет. Они выглядят очень сочными. Персики кто-то заботливо положил в плетеное лукошко на специально постеленные для них листочки. А разломленный на две половины персик выглядит очень аппетитно)

- Посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует художник (Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где то бежевая. Ягодки смородины напоминают бусы)

- С другой стороны букета лежит желтая тыква. Что вы можете сказать о ней? (Она громадных размеров. Тыква словно поделена на продолговатые дольки)

- Что изобразил рядом с тыквой художник? (Сочные груши. Их всего пять, но видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так мухаползет по одной из груш)

- Каким внимательным к любым движениям природы был художник Иван Хруцкий! Он даже заметил мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. А ведь для мухи это настоящее путешествие. Обратите внимание, какая маленькая мушка и какими большими должны казаться ее фрукты. А тыква для насекомого просто другая планета.

- Давайте подумаем, куда дальше совершит свое путешествие муха.

-И последнее, каким изобразил художник виноград? (Прозрачный, янтарного цвета)

Теперь давайте запишем, что мы с вами увидели.

Что же говорит в этом натюрморте о присутствии человека? (Долька лимонов в стакане, разломанный пополам персик, оторванная от грозди кисточка винограда)

     Учитель: мы описали каждый предмет изображённый на картине. Заполните таблицу, которая есть у каждого из вас.

     Цветы

Пионы

Роза

Нарцисс

Гиацинты

Ирис

Васильки

Колосья

Фиалки

Плоды

Предметы

Персики

Смородина

Ваза

Графин

Тыква

Груши

  1. Художник-

Картина-

Нарисовал-

2.Тёплые-

Светлые-

Яркие-

3.Колорит-

Композиция-

Орнамент-

Виноград

Яблоко

4.Писать

Создавать

Работать

Завершать

Изображать

      Учитель: обратите внимание на слова , записанные на доске. Поместите их в ту ячейку таблицы , где они будут уместными для описания предмета ( бледно-розовый, светло-жёлтый, грациозный, хрупкий, стройный, сочный, нежный, оригинальный, аппетитный).

      Учитель: выполните задание №1( подберите синонимы к словам)

                                         Задание №2( подберите антонимы к словам)

                                         Задание №3( объясните лексическое значение слов)

                                         Задание№4( составьте словосочетания со словом                   картина)

         Учитель: ребята, покажите, как вы спешили в галерею ( громко топают ногами). А как мы покинем музей ( неслышно звуков шагов).

          Учитель: а теперь послушайте, как картину Хруцкого описывает искусствовед Лебедева.( ученики слушают текст, закрыв глаза и представляя картину)

          Беседа: - о чём говорится в тексте ?

                        - с какой целью  написан текст?

                        - какова композиция текста ?

                        - к какому типу речи относится текст ?

                        - слов каких частей речи больше в тексте ?

           Молодцы, ребята ! Теперь вам не составит труда выполнить задание. И как вы уже догадались, это будет сочинение – описание. Выбирайте задание на любой вкус.

  1. Письмо другу.
  2. Путешествие мухи.
  3. По предложенному плану( план у каждого ученика).

Подведение итогов урока. Выставление и комментарии оценок.

Электронное приложение к уроку выполнено на интерактивной доске/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Сочинение-описание по картине  И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».Научить использовать в сочинении художественный стиль речи....

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Интегрированные уроки (2 урока) по русскому языку и рисованию в 5 классе Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

2 урока по русскому языку и рисованию, цель уроков -научить составлять устное высказывание, писать сочинение - описание по картине....

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды" 6 класс

Интерактивная презентация поможет качественно подготовиться к созданию сочинения-описания по картине Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды". В комментариях представлена ссылка на пр...

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола»

Современный учитель должен оперативно воспринимать новое, что становится актуальным в вопросах образования, чтобы формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию.Разработка учебных заданий к...