Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Файзрахманова Гульназ Ильясовна

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_30.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к уроку развития речи

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

7 класс

(УМК Е.А.Быстровой)

2017 г.

Урок                                                                                                                                                                                                                      

Тема урока: Р/Р Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.171 стр.128)

Цели урока:  Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания  

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, Родины.

Регулятивные УУД: корректировать свою деятельность (вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и совершённых ошибок; намечать способы их устранения).

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи (определять последовательность операций, необходимых для достижения результата). 

Коммуникативные УУД: создавать письменный текст с использованием типа речи описание

Предметные результаты: Создавать письменные монологические высказывания; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); стилистически уместно использовать лексические и фразеологические средства языка

Личностные результаты: Осознание эстетической ценности произведений живописи; сформированность нравственных чувств. Сформированность чувства осознанного патриотизма

Тип урока: Урок развития речи

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Просмотр видеофильма

3.Работа по карточка (на карточках записан текст , ответить на вопрос

Какая связь между видеофильмом и карточкой?

Работа в парах

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)

И. И. Шишкин родился в вятском крае, в городе Елабуга. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать всё, что ему нравилось. Он рисовал всегда и всюду и мечтал стать художником. Нетронутая и величественная природа сыграла огромную роль в судьбе будущего великого пейзажиста.

В Москве он блестяще окончил художественное училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем.

Больше всего на свете он любил лес и рисовал его почти во всех картинах. Красоту русского леса Шишкин передавал очень верно и с большой любовью.

Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением великого русского художника И. И. Шишкина, напишем сочинение по картине

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка домашнего задания

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На столах у всех кластер, по ходу обсуждения заполняем кластер

1. Рассказ о художнике И.И.Шишкине. (слайды 2-3)

- Какие сведения о художнике вы приготовили к уроку.

- Какие работы художника вам уже известны? (слайды 4-9)

2. История создания картины «Утро в сосновом лесу». (слайды 10-13)

- Расскажите об истории создания картины.

Слушают сообщения учащихся и рассказ учителя.

Смотрят слайды презентации.

        

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Проблемное объяснение материала

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1. Отбор материала к сочинению.

1.1. Упр. 171 

- Какие словосочетания можно использовать для описания картины?

1.2. Чтение и анализ  заготовок, сделанных учителем. (Приложение 2)

- Спишите, образуя из слов, данных в скобках, причастный оборот.

  1. вариант:

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.

  1. вариант:

В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.

1.3. Организация взаимопроверки по образцу: (слайд 15)

  1. вариант: застилающий лесные дали прозрачной дымкой; ещё не сбросившие с себя сон; выглянувшее из-за горизонта; проплывающие высоко-высоко над деревьями; пахнущий смолой;
  2. вариант: сломанной бурей; забравшийся выше всех.

Читают  текст упр. 171.

Анализируют текст.

Отвечают на вопросы.

Анализируют тексты карточек.

Записывают предложения и расставляют ЗП.

Анализируют тексты карточек.

Записывают предложения и расставляют ЗП.

Проверяют по образцу.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;                              

Л: формулирование проблемы

V

Первичное закрепление

проговаривание и закрепление нового знания

2. Составление плана сочинения: (слайд 14)

План

  1. Русский пейзажист И.И.Шишкин.
  2. Картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
  1. Раннее утро:

а) встающее солнце;

б) просыпающийся лес;

в) утренняя свежесть.

               2.   Медведица и ее семейство.

               3.  Красота обновляющейся природы.

  1. Мое впечатление от картины

3.На каждом столе лежат карточки

Утро

Медвежата

Лес

Медведица

Подберите словосочетания, слова описания

(работа в группе)

4.Просмотр видеофильма

Работают над созданием плана к сочинению.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

VI

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 выявить пробелы первичного осмысления изученного материала,

3. Написание сочинения  «Утро в сосновом лесу»

4. Проверка черновых записей.

Пишут сочинение по плану, используя заготовки.

Проверяют черновики.

Записывают в тетради.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Л: самоопределение

VII

Итог урока (рефлексия деятельности)

 самооценка результатов деятельности

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1

У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить.

Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов). Слайд2

Осуществляют самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение выражать свои мысли;

П: рефлексия

VIII

Домашнее задание

Дифференцированное

Читать теоретический

Дописать и переписать сочинение.

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.

Приложение 1

Сюжет

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».

Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затер, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину. 

Контекст

До Шишкина модно было писать итальянские и швейцарские пейзажи. «Даже и в тех редких случаях, когда художники брались за изображение русских местностей, русская природа итальянизировалась, подтягивалась под идеал итальянской красоты», — вспоминала Александра Комарова, племянница Шишкина. Иван Иванович был первым, кто с таким упоением писал русскую природу реалистично. Чтобы глядя на его картины, человек говорил: «Там русский дух, там Русью пахнет».

Судьба художника

«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами! Шишкин знал о деревьях все ботанические подробности

Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Петр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».

Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.

После смерти жены, брата и сына Шишкин долгое время пил и не мог работать

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок. и все. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.

Приложение 2

  1. вариант:

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.

  1. вариант:

В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.

Источники:

М.В.Бабкина Методическое пособие «Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А.Быстровой «Русский язык»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/%D0%A2%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE._%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%98.%D0%98..jpg

http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2013-07/1372637692_01-6.jpg

https://holstshop.by/media/large/ivan-shishkin/3094.jpg

http://jivopis.org/pictures/153.jpg

http://jivopis.org/pictures/155.jpg

http://diletant.media/articles/33832966/

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1e/Shishkin%2C_Ivan_-_Morning_in_a_Pine_Forest.jpg/1280px-Shishkin%2C_Ivan_-_Morning_in_a_Pine_Forest.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1b/Ivan_Shishkin_restoration.jpg/267px-Ivan_Shishkin_restoration.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

вариант:

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дремлю  сосны ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Солнце_____________________________________________________________________________________

чуть золотит верхушки сосен.

 Сквозь просветы видны перистые облака _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. вариант:

В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»

Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме:  сочинение- описание по картине  И.А.  Тихой «Аисты»...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...

Презентация "Сочинение-описание по картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине...

Урок по русскому языку: Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать писеменный текст по заданной теме....