Главные вкладки

    Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

    Панишкина Светлана Алексеевна

     

    Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс)   с применением ИКТ.

    Задачи урока: 

    1. Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания.
    2. Формировать умения выделять особенное во внешности человека, воссоздавать внутреннюю жизнь человеческой души.
    3. Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к                    осознанному восприятию картины;
    4. Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к своей Родине.

    Оборудование урока: электронная презентация.

    Оформление: репродукции портретов работы Ф.В.Сычкова, мордовский национальный костюм.

    1. Вступительное слово учителя.

    (Слайд 1)

    Вспомним лица, смотрящие на нас с полотен замечательных представителей искусства, портреты Венецианова, Тропинина, Брюллова, Кипренского, Крамского, Перова, Репина, Нестерова... Это были мастера не просто психологического, но истинно духовного портрета, раскрывавшие внутренний мир человека, личности.

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные, мертвые лица,
    Закрыты решетками, словно темница.
    Другие – как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижинку знал я когда-то.
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошка ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине, мир и велик, и чудесен!
    Есть лица – подобье ликующих песен.

    Сегодня урок мы посвятим подготовке к сочинению-описанию внешности. А для этого мы познакомимся с творчеством Ф.В.Сычкова, соберем материал для домашнего сочинения и составим примерный план.

    1. Подготовка к сочинению по картине Ф.В.Сычкова

    “Трактористки-мордовки ”.

    1. Словарно-орфографическая работа.

    Учитель: Ребята! Вот мы говорим живописец, художник, изобразительное искусство, а кто из вас сможет объяснить, что означают слова - «живопись», «живописец».

    Ученик: Живопись-это изобразительное искусство.

    Живописец-художник, занимающийся живописью.

    Учитель: Попробуйте перевести эти слова на мокшанский  язык.

    (Слайд 2)

    1. Знакомство с творчеством Ф. В. Сычкова

    Родился художник 14 марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии /ныне Ковылкинский район Мордовии/. Беспросветная нужда крестьянина-бедняка, лишившегося в детстве отца, саманная, под соломенной крышей изба, лапти, зипун, домотканая рубаха, кусок черного хлеба – вот что было уделом Федота Васильевича в детстве. Но природная одаренность, отменное трудолюбие и содействие добрых учителей открыли путь подростку к глубокому пониманию прекрасного. Симпатии и сердце художника раз и навсегда были отданы одной теме – жизни родного села Кочелаево. Труд, праздники односельчан, природу родного края воспел он в своих произведениях. В народе, среди которого жил Федот Васильевич, он видел и ценил особые черты – оптимизм и жизнелюбие. “Не люблю, когда плачут”,- так чуть рассеянно и даже наивно объяснял свою творческую позицию художник.

    Вглядитесь в лица на полотнах портретиста. Какие разные люди и судьбы.

    (Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8) 

    1. Знакомство с картиной.

    (Слайд 9)

    Не всегда Сычков выбирал своих натурщиц. Случалось, что будущие героини шедевров сами выбирали своего мастера. - Здравствуйте, нам сказали, что Вы – художник. Нарисуйте нас! – C таким заявлением, если не сказать требованием, в один из выходных дней 1938 года вошли в кочелаевскую мастерскую Федота Сычкова две бойкие, ладные мордовки. - А зачем мне вас рисовать? – спросил очарованный смелостью посетительниц художник, пряча за стеклами очков довольные искорки в глазах. - Как зачем?! – с недоумением переглянулись девушки. - Да ведь мы на курсах механизаторов при МТС учимся. Будем первыми девчатами-трактористками в нашем селе! Может, и во всей Мордовии… 

    - Ну раз первыми… - согласился мастер. Вот такие они, мордовочки! С ними не поспоришь. Пока слушал художник своих напористых, пышущих здоровьем посетительниц, глядел на молодые, взволнованные лица, невольно подмечал все: характерные особенности образа, манеру держаться, яркую цветовую гамму национальных костюмов. Работа заняла совсем немного времени – всего несколько часов. Писать мордовочек-трактористок оказалось – одно удовольствие. И вот уже на портрете сидят девчата обнявшись. У белокурой лицо так и сияет улыбкой. Ясной, беззаботной. Ее темноволосая подруга – построже. Она устремила мечтательный взгляд куда-то вдаль. 

    1. Сбор материала и составление плана.

     Давайте рассмотрим репродукцию картины. Обратим внимание на внешность женщин, костюмы, краски, которым написано полотно. Таким образом, мы подберем материал для домашнего сочинения. Попутно мы будем составлять план и записывать его в тетрадь.

    План

    1. История создания картины.
    2. Описание внешности героинь:

    1.  Поза;

    2.  Черты лица;

    3.  Одежда.

    Молодые девушки  представлены в праздничном национальном костюме. Чтобы лучше рассмотреть его, я предлагаю вам познакомиться  с богатством мордовской народной одежды, ее эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и                       своеобразием манер ношения.

    … Но вот взглянул  - и ахнул восхищенно:

    Мокшанки в красном!

    Сколько в них огня!

    Лихие пляски,

    Озорство гармони

    И лучезарность праздничного дня…

    Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, цветовым разнообразием народный праздничный костюм являлся своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного бытия. Изготовляемая вручную, праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению,   и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений, богатстве орнаментации, терминологии отдельных частей.

    Любая деталь мордовского костюма имеет свое название.

    Рубаха — щам (щчам).  Имели распространение три основных типа рубах: полафтым щам — повседневная рубаха, немного вышитая по подолу и вдоль плеча, кота таргаф щам — относилась к категории праздничных, по традиции такую рубаху носили девушки и молодые женщины. Рубаха вышивалась широкой полосой черного графического ажурного узора по подолу и краю рукавов, особым искусством сочетания многоцветия отличалась вышивка наля на спине рубахи и лавтушка на ее плечах.

    (Слайд 10)

    Название рубахи — ланго каям щам подчеркивает особенность ее ношения поверх другой одежды. Этот, третий, вариант рубахи относился к категории одежд для больших торжеств. Декор включал те же мотивы вышивки на спине и плечах, что и у кота таргаф щам, но здесь они дополнялись широкими зубчатыми полосами рельефной вышивки — кувалмат,  делая оформление более внушительным.

    Наиболее нарядной одеждой  была рубаха шуваня щам, относившаяся к разряду ритуальных, подвенечных. В ней отсутствовала вышивка цветными нитями. Широкие черные полосы с зубчатым краем четкими линиями обрамляли одежду, проходили вдоль рукава и по стану. Строгий колорит декора этой рубахи был определенно рассчитан на эффект сочетания с нарядом боковых полотенец и головного убора, со сложным комплексом нагрудных украшений.

     Особенно нарядным у рубахи делался подол. Соответственно его оформлению, расположению вышитых элементов — наля, или налхт, и их количеству рубаха называлась бока наля щам, колмо наля щам. Рубахи с элементом наля были праздничными.

    (Слайд 11)

    К особо нарядному их типу  относилась ожа ки щам, рубаха с широкой легкой вышивкой вдоль рукава и более крупными мотивами наля.

     (Слайд 12)

    Сюлгам - латунная пряжка с кольцом и булавкой, обрамленная бисерным плетением, полоски которого дублировались на твердый трапециевидный каркас. Край сюлгама завершали чешуйчато наложенные ряды монет.  Вокруг сюлгама группировались прочие элементы нагрудного декора.  Его пряжку обычно скрывали круглым воротником, снизанным из бисера: кргавакс   (крганьпирьф)  Снизанный в виде округлого оплечья, он спереди завершался упругой сеткой-передником, сделанной из низок бисера на конском волосе, соединенных проволочными звеньями. Поверхность ажурного передника обогащалась введением мелких монет в местах соединения горизонталей низок бисера с вертикалями соединяющих звеньев.

    Обязательным в ансамбле украшений был гайтан, который плели в форме орнаментированной ленты или узорного бисерного жгута. Его нижняя часть оформлялась крупными серебряными монетами, среди которых размещали медные или серебряные кресты, в богатом комплексе украшений к гайтану привешивались три креста.

    (Слайд 13)

    Обычай украшения пояса подвесками восходит к древности. Прежде всего  поясные подвески, ансамбль  которых составляли несколько деталей, как правило, не были парными и располагались с одной стороны, другую сторону уравновешивали поясным платком или полотенцем. Однако законы  симметрии, по которым был построен весь декор одежды, оказались влиятельными, в начале хх века в некоторых селах, где носили передник-навершник, не закрывавший подол рубахи, объем костюма был дополнен пышно подоткнутыми кашемировыми кушаками зеленого цвета, а надбедренные подвески, пояс  и  пояс вакс заказывались мастерицам в парном варианте.

    К старому типу мокшанского девичьего убора  относилась завязка из шелковых лент, нашитых на холщевую основу, сверху она расшивалась серебряными блестками и разетками из золотой или серебряной нити. Завязку дополняли лентой – кудрят из холста с нашитыми в ряд  черными перьями селезня, которые обрамляли лицо.

    Старинным женским головным убором был златной – чепец из холста, облицованный красным шелком, его налобная сторона украшалась широким четырехугольником золотного шитья монастырской работы, а к боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и декорированные шелковыми лентами, плисом и голуном. Со временем  златной был вытеснен головным убором платенця. Его основной частью было холщевое полотенце с многоцветными концами, вытканными закладным узором.

    Обратите внимание на эти костюмы. Они еще хранят тепло человеческих рук, человеческой души. Так и хочется вслед за Н.Ситниковой воскликнуть: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”.

    Запишите слова, обозначающие детали мордовского костюма.

    4.  Характер

    5.  Фон картины

                                        6. Мои впечатления от картины.

    (Слайд 14)

    1. Чтение текста-образца (авт. Сурина М.И.).

    Одна из лучших работ мастера, посвященных людям Мордовии, картина “Трактористки-мордовки”, написанная в 1938 году. Живые и яркие характеры мордовок, обладающие типической выразительностью, изображены художником. Несмотря на то, что Сычков показал своих героинь не за рулем трактора в промасленных спецовках, а в деревенской избе, одетыми в праздничные национальные одежды, в их молодых, румяных, пышущих здоровьем лицах, в крепких, словно сбитых фигурах чувствуется напористость и неистощимая энергия. Яркий колорит портрета создает ощущение полнокровного бытия, которым пронизано все произведение.                                                                                                                         Это восторженная красочная поэма о том, как представляет себе Ф.В.Сычков среду, мир, в котором должен жить человек. Цветовое решение портрета способствует раскрытию цельности и чистоты образа. Особенно щедро художник использует красный цвет, создавая тем самым настроение праздничной приподнятости. Как под лучами щедрого летнего солнца цветет и благоухает земля Мордовии, так же расцветают таланты, творческие и духовные возможности людей.

    1. Домашнее задание: напишите сочинение по картине Ф.В.Сычкова “Трактористки-мордовки ”.
    2. Подведение итогов.

    (Слайд 15)

    Вот и подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что вы узнали для себя много нового и интересного /познакомились с творчеством Ф.В.Сычкова, узнали интересные сведения о создании мордовского костюма, собрали материал и составили план будущего сочинения/.

    Картины Ф.В.Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут заражать оптимизмом, верой в человека, будут дарить людям радость, потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота труда и счастья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

    Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

    Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

    Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

    конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

    Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

    Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

    Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

    Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса

    Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...

    Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

    Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...

    Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

    Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...