Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Ганькина Наталья Леонидовна

Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятельности школьника- сформировать умение  добывать, преобразовывать и представлять информацию. А само понятие "смысловое чтение" подразумевает не только понимание смысла, но и процесс  осмысления, оценки, выработки собственного мнения, интерпретации содержания и наделение  его собственным смыслом. Через все эти этапы проходит учащийся, готовясь к написанию сочинения. Урок по программе Разумовской и др.

https://read-luck.ru/menu/5-klass/russian/razumovs...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_shishkinu.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  развития речи

Тема: «Подготовка к  сочинению – описанию по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»(1898).

Сегодня мы  с вами знакомимся с картиной И.И.Шишкина «Корабельная роща», а итогом знакомства должно стать написание сочинения.

  • Откроем первую цветную вкладку в учебнике, рассмотрим  картину.
  • Ещё раз вдумчиво прочтём название картины, имя художника, даты его жизни. Ничто вас не насторожило?

 ( Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец). Перед нами картина, написанная художником в последний год его жизни.

  • Как вам кажется, последняя работа живописца отличается от других его полотен? Чем?

(Большим пониманием  жизни, мастерством, мудростью).

В самом деле, перед нами картина, которую многие исследователи считают вершиной творчества художника. Шишкин пишет на полотне рощу близ Елабуги — родного места живописца. В записке автора к картине сказано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется неслучайным, что именно его автор изобразил на своей последней картине. В последний год жизни художник ощутил острую необходимость погрузиться в воспоминания детства…

  • Давайте с осознанием этого ещё раз посмотрим на картину, её название. («Корабельная роща»).
  • Как вы думаете, что значит не просто сосновая роща, а корабельная? В чём разница? ( Роща, где растут высокие прямые, ровные сосны, здоровые, без изъянов. Из таких раньше делали корабельные мачты).
  • Обратите внимание на ссылку под картиной. Авторы учебника отсылают нас к упражнению 233 на странице 83. Прочитаем, что рекомендует нам упражнение?
  • Перед нами описание картины. Какова же цель нашего урока? Описание нам уже дали.Переписать  уже готовое  описание и не мучиться?

Нет, написать своё.

  • А что значит написать своё сочинение-описание?

(Предложить своё видение и понимание картины, передать свои эмоции, своё видение образов. Ведь каждый из нас уникален).

  • Один из вариантов пути написания сочинения, по которому  прошли авторы, можно понять, составив  план предложенного текста. Пункты плана могут состоять  из отдельных предложений, взятых из текста, или даже выразительных словосочетаний. Сколько абзацев в предложенном тексте? Почему 5?
  • Составляем самостоятельно план предложенного  описания картины, записываем его в тетрадь. ( На выполнение задания 3-4 минуты с последующей проверкой).
  • Вариант возможного плана.

1.На картине И.И.Шишкина мы видим жаркую опушку  могучего соснового  бора.

2.В величавом спокойствии застыли стройные сосны.

3.Прозрачный ручеёк прячется за деревьями.

4.Картина полна  тепла и радостного света.

5. В картине чувствуется  огромная  любовь художника к Родине.

  • А есть в тексте доказательства, что перед нами корабельная роща? Найдите их, выпишите.(Величавые стройные сосны).
  • Что это за художественные средства? (Эпитеты- образные прилагательные, наречия, отражающие отношение автора). Выпишите в тетрадь примеры ещё 2-3 эпитетов. (Таинственная, просторная даль; ласковое солнце; гордо  застыли).
  • Какие ещё художественные средства используют в своём описании авторы, выпишем их в тетрадь. Два-три олицетворения (качества живого предмета переносятся на неживой- вьюга выла):ручеёк прячется за деревьями, точно зовёт нас собой; стволы  замерли.
  • Если  вам не нравятся использованные  авторами  художественные средства, можно придумать свои.

На выполнение задания 3-4 минуты  с дальнейшей его проверкой.

  • Обратимся ещё раз к описанию картины. Кажется ли оно вам удачным? Почему? Какие идеи есть у вас, чтобы не повторять авторов?
  • Правы ли исследователи? На переднем плане картины мы видим…?Почему  уместно появление  этого словосочетания « на переднем плане»? (Оно позволяет поговорить о композиции картины: передний, средний, задний план. Такой вариант описания более соответствует живописи как виду искусства).
  • А как лучше начать сочинение? (Упомянуть название картины, автора, её жанр- пейзаж; время(года, суток) и место происходящего).
  • Из каких частей будет состоять  сочинение?

1.Вступление

2. Передний план картины

3. Средний и задний планы картины

4. Настроение картины

5.Заключение.

  • Поработаем со  словами и словосочетаниями, которыми мы воспользуемся  при написании сочинения. Опишем детали картины.

(Передний план- молодая поросль, пологие песчаные склоны.

Средний и задний планы- сосны уходят  в глубь рощи; то появляются на свету, то прячутся в тени; вершины огромных сосен скрываются за рамой картины, словно им не хватает места на полотне.

Настроение- спокойствие и невозмутимость).

  • О чём должно быть заключение, финальная часть сочинения особенно важна. ( Образ русского леса  наиболее полно раскрыт в полотнах  И.И.Шишкина. Художник- певец русского леса. Эта картина-вершина творчества И.И.Шишкина).
  • В заключительной части сочинения можно использовать и символические значения деталей картины.(Например река- это   символ преграды, разделяющей мир живых и мёртвых, а также дорога в иной мир. Это и символ самой жизни).    
  • При работе с сочинением важно не только продумать, о чём мы будем писать, но и как. Мы обратили внимание на изобразительные средства . Наша задача- ввести в сочинение по 2 сравнения, 2олицетворения и 2-3эпитета.
  • Кроме тропов, важно, чтобы в сочинении не было речевых повторов.

Давайте поработаем с синонимами к словам: картина- полотно, холст; художник- живописец, пейзажист, мастер; изображено, написано.

  • Мы  поработали с картиной художника Ивана Ивановича Шишкина.Ещё один  мастер, но художественного слова, поэт, лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин так же, как И.И.Шишкин обратился к своим детским воспоминаниям и написал стихотворение «Детство». Как ни странно, но совпадения на этом не заканчиваются. В «Детстве» у И.А.Бунина  также возникает сосновый бор. Послушайте это стиховорение.

         «Детство»

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

  • Чем это стихотворение может дополнить наше описание? ( Мы чувствуем запахи, дышим «сухим смолистым ароматом» и как будто дотрагиваемся до грубой, морщинистой коры).
  • Вы можете использовать какие-то выразительные  слова, словосочетания из стихотворения И.А.Бунина, но их необходимо заключить в кавычки.
  • Наша подготовительная работа закончена, подведём итоги. Что важно не забыть при написании сочинения?
  1. Продумать план картины, какие детали будем описывать?
  2. Поработать над созданием 7 тропов.
  3. Обратить внимание на синонимы, чтобы избежать речевых повторов.
  4. Проверить абзацное членение сочинения ( вступление, основная часть(передний план, средний и задний план- настроение), заключение- минимум 3 абзаца).
  5. Проверить грамотность: орфографию и пунктуацию.
  • Приступаем к написанию сочинения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для н...

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Урок  развития речи для 6 класса. Групповая работа....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана "Март"

Презентация содержит репродукцию картины Левитана, план и рабочие материалы, необходимые для подготовки к сочинению...

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».Цели урока:1.      Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в...