Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ефремова Елена Юрьевна

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"

Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"

Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся,

-воспитывать любовь к родной школе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста-описания,

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе,умение слушать товарищей,принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу.

Планируемые результаты: учащиеся пополнят свой словарный запас, научатся составлять план к сочинению-описанию помещения, смогут написать сочинение.

Содержание урока:

Этап урока

Содержание

Виды

деятельности   уч-ся

УУД

1.Вводный (организационно-мотивационный)

1.Приветственное слово учителя.

2.Произнесите                         скороговорку несколько раз, увеличивая темп проговаривания   ( слайд №1)

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

- Какие уроки мы начинаем со скороговорок?

- Правильно, уроки развития речи.

3. - А теперь найдите ответ к загадке.(слайд№2)

В это заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья.

-Как вы определили, что речь идет о школе?

- Какая часть речи помогла отгадать загадку?

-Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? О чем говорить?

-Да, верно. Сегодняшний урок развития речи будет посвящен подготовке к сочинению- описанию "Наша школа".

Все вместе проговаривают скороговорку

Ответы учеников

Отгадывают загадку

Ответы детей.

Определение роли глаголов в тексте загадки.

Определение темы урока, целей.

Личностные Мотивация

Регулятивные

Предметные

Регулятивные

2.Основной (информационно-аналитический)

1. - Скажите, ребята, что для вас значит школа?

- Прежде,чем перейти к описанию школы, я хочу познакомит вас с классическим образцом описания - описанием классной комнаты из повети Л.Н. Толстого "Детство" (слайд №3)

В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник. Я живо оделся, умылся и, еще с щеткой в руке, приглаживая мокрые волосы, явился на его зов.
      Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна — наша, детская, другая — Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги — учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» 5 в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, — корочки без книг и книги без корочек; все туда же, бывало, нажмешь и всунешь, когда прикажут перед рекреацией привести в порядок библиотеку, как громко называл Карл Иваныч эту полочку. Коллекция книг на собственнойесли не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее. Я помню из них три: немецкую брошюру об унавоживании огородов под капусту — без переплета, один том истории Семилетней войны — в пергаменте, прожженном с одного угла, и полный курс гидростатики. Карл Иваныч бóльшую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал.
      В числе предметов, лежавших на полочке Карла Иваныча, был один, который больше всего мне его напоминает. Это — кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпеньков. На кружке была наклеена картинка, представляющая карикатуры какой-то барыни и парикмахера. Карл Иваныч очень хорошо клеил и кружок этот сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света.
      Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте, что по одному этому порядку можно заключить, что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.
      Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь — Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем.
      Бывало, он меня не замечает, а я стою у двери и думаю: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал ее Николаю, — ужасно быть в его положении!» И так жалко станет, что, бывало, подойдешь к нему, возьмешь за руку и скажешь: «Lieber6 Карл Иваныч!» Он любил, когда я ему говорил так; всегда приласкает, и видно, что растроган.
      На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна — изрезанная, наша, другая — новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линевания; с другой — черная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками — маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.
      Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч: ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» — и начнешь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены; но если вдруг упадет с шумом слишком большой кусок на землю — право, один страх хуже всякого наказания. Оглянешься на Карла Иваныча, — а он сидит себе с книгой в руке и как будто ничего не замечает.
      В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна направо видна часть террасы, на которой сиживали обыкновенно большие до обеда.

-Обратите внимание, что автор не просто описывает классную комнату, а высказывает свое отношение к ней.

- Заполните таблицу словами, характеризующими авторское отношение к описываемому.

2. Составление плана к описанию классной комнаты ( слайд №4)

План.

I Библиотека

  1. Полочка детей.

  2. Полочка Карла          Ивановича.

II Вторая и третья стены.

III Угол( воспоминания, связанные с ним).

IV Середина комнаты.

V Четвертая стена.

VI Вид из окна.

- Какие автор использует сказуемые при описании?

- Какие предложения вы встретили в тексте?

3. Устное изложение по составленному плану.

4. Теперь уточним, о чем будем писать в сочинении "Наша школа".

Проводится беседа.

- Где находится школа?

- Каков ее внешний вид?

- Вход в школу.

- Как размещены кабинеты, библиотека?

- Каков ваш класс?

-Что в нем находится?

- Вид из окна.

5.Словарная работа с целью предупреждения ошибок (Библиотека, вестибюль, директор, интерьер, кабинет, канцелярия, фойе,   холл, коридор, преподаватель, плакат, портрет, физкультурный зал, учительская, столовая, стенды).

6. Составление плана сочинения.

-Разделитесь, пожалуйста на группы по четыре человека. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу?  

7. - На листочках запишите примерный план сочинения. На черновиках составьте несколько предложений по теме.

8. Послушаем и обсудим записанные вами варианты планов и предложения.

9. Подведение итогов. Задание на дом.

-  Напишите черновик сочинения-описания "Моя школа"

Отвечают на вопрос (речевое высказывание)

На партах у каждого лежат текст и таблица.

Заполнение таблицы.

Работа в парах, обсуждение.

Отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание

Участие в беседе

Записывают слова и анализируют их

Работа в группах, разработка плана сочинения

Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме

Слушают работы товарищей, корректируют их

Личностные

Познавательные

Метопредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Познавательные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Предметные

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

Регулятивные

3. Заключительный (оценочно- рефлексивный)

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

Научились отбирать материал для сочинения, заполнять таблицы, составлять план, самостоятельно работать с художественной литературой, работать в группах

Регулятивные

Самоанализ

Самооценка

                     

                             

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...