МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Барашкова Елена Борисовна

Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля.  Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений – в последнее время приобретает все большее значение. Уже в школе учащиеся должны уметь писать заявление, апелляцию, знать особенности деловых бумаг.

        Для работы на уроках  были выбраны разные формы работы: традиционные ответы с места, письменный ответ ученика у доски, групповая форма работы, взаимопроверка словарных диктантов, работа с историческим документом (письмом А.С.Пушкина) и другие.

   Разнообразные формы работы подбирались с учетом возрастных особенностей и особенностей класса, кроме того для оптимизации затрат учебного времени.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6  классе.

Тип урока: урок развития речи.

Тема:  Официально-деловой стиль речи

Цель урока: познакомить с понятием “официально-деловой стиль”, с особенностями этого стиля.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

  • закрепить навыки: орфографические, пунктуационные, орфоэпические;
  • обеспечить в ходе урока первоначальных  знаний об официально-деловом стиле речи;
  • повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике, грамматике, орфографии.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать   поисковую и творческую деятельность учащихся, письменную и устную  речь;
  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
    интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений
    в окружающей жизни;
  • развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая
    на уроках эмоциональные ситуации занимательности;
  • воспитывать внимательное отношение к слову;.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила;
  • воспитание ответственности, умения   работать  в коллективе,  самостоятельности;
  • помочь учащимся осознать ценность умений составления официально-деловых документов.

Методы: практический метод, беседа, упражнения.

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Этапы урока

Ход урока

Действие учителя

Действие ученика

Результат совместной деятельности

Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, проверка готовности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Готовность к совместной работе.

Проверка домашнего задания.

Терминологический словарный самодиктант “Стили и типы речи” с последующей самопроверкой.

Контроль деятельности учащихся.

Учащиеся записывают по памяти словарный диктант: 1 человек – у доски, остальные – в тетрадях.

   Художественный, разговорный, научный, публицистический и официально-деловой стили, рассуждение, повествование, описание

с последующей взаимопроверкой.

Закрепление норм орфографии.

Повторение

- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Но перед этим давайте повторим:

 -  Что такое стиль языка?

 

- По каким признакам мы различаем стили?

Контролирует ответы учащихся и помогает им при необходимости.

- Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как функционального).

- Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

Постановка темы урока, целей и задач.

Актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле. Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой стиль, какова сфера его употребления.  Это официальная обстановка, деловые отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт, что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. - С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков в 5 классе?

Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их составлении.

Контролирует ответы учащихся и помогает им при необходимости в формулировке задач и мотивации.

Представляет особенности организации занятия.

Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока и формулируют цели урока.

ЗАПИСЬ:

Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт или право на что-либо.

- Заявление, объявление.

Присвоение цели и образовательных задач урока.

Наглядное представление плана урока.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

1) Учащимся предлагается  работа в группах: исследование и обработка теоретической информации параграфа 11 учебника на стр. 21-22.

   Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Сфера употребления        

Задача автора        

Языковые средства

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие), инструкции, законодательные документы        

        

Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать рекомендации).        

1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового материала.

2. Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3. Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

2) Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что такое инструкция?

3)    Учащимся предлагается прочитать текст и обосновать ответы на вопросы.

- Определите задачу автора.

- Отметьте языковые особенности.

- Сделайте вывод о стиле данного текста.

- Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

4) Учащимся предлагается работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением представителей групп. (Приложение №1).

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

1) Учащиеся работают в группах и заполняют карточку-подсказку в тетрадях.

  1. Учащиеся делают запись:

Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

3) Учащимися называется информационная, с практическими рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод о принадлежности данного текста к деловому стилю

4) Учащиеся работают в группах:

анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением представителей групп.

  1. Закрепление признаков официально-делового стиля речи.

  1. Закрепление норм грамотной речи и пунктуации.

  1. Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

4)  Развитие навыков связной речи и пополнение словарного запаса.

Закрепление нового материала.

Учащимся предлагается составить памятку “Правила поведения на зимней рыбалке”.

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

Возможный вариант: (Приложение №2)

  1. Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

2)  Развитие навыков связной речи и пополнение словарного запаса.

Рефлексия.

Мы подошли с вами к концу урока. Что нового о стилях мы узнали на уроке?

- Какой стиль мы называем деловым?

- Какова сфера его употребления?

- Каково назначение инструкций?

- Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих!

Как вы считаете, какой оценки вы заслуживаете?

Сегодня на уроке поставлены оценки…

Задает вопросы, ставит оценки, хвалит за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу за урок.

Восприятие оценки учителя.

Оценка работы на уроке, анализ ЗУН учащихся. Анализ достижения цели урока.

Домашнее задание. 

Памятка пешеходу о ПДД “Как правильно переходить улицу”.

Комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание, проставляют оценки в дневники.

Домашнее задание записано в дневник

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Тема: « Я – деловой человек (использование официально-делового стиля в жизни)».

Цель урока: закрепить и обобщить знания об официально-деловом стиле речи.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

  • закрепить навыки: орфографические, пунктуационные, орфоэпические, знания из разделов «Лексика» и «Фразеология»;
  • обеспечить в ходе урока обобщение и закрепление знаний об официально-деловом стиле речи;
  • повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии;
  • продолжить формирование умения работать со специальными жанрами официально-делового стиля речи.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать   поисковую и творческую деятельность учащихся, письменную и устную  речь;
  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
    интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений
    в окружающей жизни;
  • развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая
    на уроках эмоциональные ситуации занимательности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила;
  • воспитание ответственности, умения   работать  в коллективе,  самостоятельности;
  • помочь учащимся осознать ценность умений составления официально-деловых документов.

Методы: практический метод, беседа, упражнения.

Оборудование: компьютер, проектор и экран, материал презентации урока (Приложение №3), раздаточный материал для работы в группах (примеры доверенности, расписки, делового письма), раздаточный материал для индивидуальной работы (текст с фразеологическими оборотами).

Этапы урока

Ход урока

Действие учителя

Действие ученика

Результат совместной деятельности

Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, проверка готовности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Готовность к совместной работе.

Постановка темы урока, целей и задач.

Актуализация знаний.

Тема урока: « Я – деловой человек (использование официально-делового стиля в жизни)».

 - Прочитайте тему урока и попробуйте объяснить, какие задачи мы сегодня перед собой поставим, чем будем заниматься?

  -  В чем особенности официально-делового стиля речи? Где он обычно используется?

(Слайд 1)

Контролирует ответы учащихся и помогает им при необходимости в формулировке задач и мотивации.

Представляет особенности организации занятия.

Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока и формулируют цели урока.

Официально-деловой стиль – это язык документов и деловых бумаг. Он используется обычно в официальных учреждениях, в конторах для общения между сотрудниками, для деловой переписки.

Присвоение цели и образовательных задач урока.

Наглядное представление плана урока.

Практическая работа.

  1. Учащимся предлагается  самостоятельно составить примеры использования слова благодаря в разных речевых ситуациях.

(Слайд 2, 3)

  1. Учащимся предлагаются задания для отработки орфоэпических навыков.

  • Вы попросили своего заместителя пригласить на совещание бухгалтершу и инженершу по технике безопасности. О чем задумался ваш заместитель?

  • Можно ли на деловую встречу одеть смокинг? А одержать поражение в споре можно?

(Слайд 4, 5)

  • Поставьте ударение в выделенных словах:

Шофер, документы, премировать, ссуда взята, товары проданы, узнайте цену изделия, вы правы.

(Слайд 6)

  1. Учащимся предлагается исправить ошибки в неуместном использовании штампов и клише из официально-делового стиля.

  • В поезде молодая женщина расхваливает свой дом Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.
  • Молодой человек увидел плачущую девочку. Он наклонился к ней и спросил Ты по какому вопросу плачешь?

(Слайд 8)

  1. Учащимся предлагается вспомнить жанры официально-делового стиля и их особенности. Устранить стилистические ошибки в доверенности, расписке, деловом письме.

  • Д о в е р е н н о с т ь

     Дорогой почтальон Печкин! Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живет на гуталинном заводе. У него гуталина завались! Не знает,  куда его девать! Вот и шлет нам.

     Я должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою. Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посылку Шарику. Очень Вас прошу.

Матроскин. Кот.

  • Р а с п и с к а

    Спасибо вам, дорогие ученые!

    Ура! Наконец-то мы получили от вас солнце домашнее. А то дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает, что замерзнем мы все, если печь дровами не топить.

    А зима пройдет, и солнце ваше мы вернем тут же. Тогда уж настоящее греть будет.

Кот Матроскин.

  • Д е л о в о е     п и с ь м о

      Уважаемый Иван Петрович! Поскольку Ваш сын опять схватил «пару», а в дневнике у него уже много «пар», то он, несомненно, «срежется» на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы.

Директор школы.

(Слайд 10, 11, 12)

  1. Учащимся предлагается объяснить лексическое значение часто встречающихся в официально-деловом стиле слов.

  АВТОРИТЕТ

   ЭТАЛОН

  РЕЗОЛЮЦИЯ  

  КОМПЕТЕНТНОСТЬ

  ПРОФЕССИЯ

  ДОЛЖНОСТЬ

(Слайд 13, 14)

  1. Учащимся предлагается записать словарный диктант.

Администрация, заведующий, секретарь, официальный, резолюция, конкуренция, президент, мастерство, организация, президиум, проблема, специальность, труженик, программа, коллектив, иметь в виду следующее, впоследствии, в течение месяца, по-видимому, документ.

  1.  Учитель сообщает о важности делового этикета, вежливого и терпимого общения. Рекомендует книгу Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

  Учащимся предлагается исправить категоричные высказывания, заменив из более тактичными.

             

НЕЛЬЗЯ!

  1. Это абсолютно неверно.
  2. Ну и глупости Вы говорите.
  3. Я вам докажу, что это не так.
  4. Послушайте лучше, что я скажу!

(Слайд 15)

  1. Учащимся предлагается поработать с раздаточным материалом (текст), найти в нем фразеологические обороты и объяснить их значение.

   Несколько оставшихся без работы инженеров решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Левша», намекая на то, что им по силам и блоху подковать. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям голову, обдерет как липку, оставит после себя филькины грамоты и канет в лету.

     Нет. Наши знакомые во главу угла поставили профессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч, и казалось, что дело табак, работали ребята засучив рукава. Сейчас «Левша» в зените славы, заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь первой величиной в отечественном приборостроении.

(Слайд 16)

Учащиеся начинают работу с фразеологизмами, которую продолжат дома.

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

1)  а) благодаря фирмЕ: Мы смогли получить кредит благодаря фирме

 б) благодаря фирмУ: Мы прощаемся, благодаря фирму за получение кредита.

2) Учащиеся находят и объясняют ошибки в употреблении слов, расставляют в словах ударение (устно).

  • Верно: бухгалтер и инженер.

  • Смокинг можно только надеть. Одержать победу, потерпеть поражение – устойчивые словосочетания

  • ШофЕр, докумЕнты, премировАть, ссуда взятА, товары прОданы, узнайте цЕну изделия, вы прАвы.

3) Учащиеся записывают предложения, исправляя речевые и пунктуационные ошибки.

  • В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: «Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый луг».
  • Молодой человек увидел плачущую девочку. Он наклонился к ней и спросил:  «Кто тебя обидел?».

4) Учащиеся работают по группам и составляют деловые бумаги в исправленном виде.

  • Д О В Е Р Е Н Н О С Т Ь

  Я, кот Матроскин, доверяю получить пришедшую на мое имя посылку псу Шарику.

Мои паспортные данные:

Паспортные данные Шарика:

Дата                             Подпись

  • Р А С П И С К А

Я, кот Матроскин, получил от ученых комнатный обогреватель в количестве 1 штука.

Обязуюсь вернуть в целости и сохранности в мае месяце 2012 года.

Дата                             Подпись

  • Д Е Л О В О Е   П И С Ь -М О

Уважаемый Иван Петрович!

Довожу  до Вашего сведения, что Ваш сын регулярно получает неудовлетворительные оценки,  вследствие чего может быть отчислен из школы. Прошу  Вас провести с сыном воспитательную работу.

Директор школы

                         

5) Учащиеся предлагают свою трактовку лексических значений слов (устно).

АВТОРИТЕТ (общепризнанное значение, влияние)

   ЭТАЛОН (1. Точный образец установленной единицы измерения.

                     2. Мерило, образец).

  РЕЗОЛЮЦИЯ  (1. Постановление, принятое в результате обсуждения вопроса

          2.  Решение, распоряжение начальника в форме надписи на документе).

  КОМПЕТЕНТНОСТЬ (знания, осведомление в какой-либо области)

  ПРОФЕССИЯ (основной род занятий, трудовой деятельности)

  ДОЛЖНОСТЬ (служебная обязанность, служебное место)

6) Учащиеся пишут словарный диктант с последующей взаимопроверкой (1 человек работает у доски, остальные – в тетрадях).

7) Учащиеся предлагают свои варианты фраз (устно).

НУЖНО

  1. Возможно, Вы не правы.
  2. По-моему, Вы ошибаетесь.
  3. Я попробую убедить Вас в обратном.
  4. Разрешите мне высказать свое мнение.

8) Учащиеся работают с текстами и объясняют значение найденных фразеологических оборотов.

  • Не откладывая в долгий ящик – оттягивать исполнение дела на неопределенное время.
  • Блоху подковать – искусно выполнить замысловатую работу.
  • В мутной воде рыбу ловить – пользоваться неразберихой для своих интересов.
  • Пустит пыль в глаза – какими-то поступками создавать о себе ложное впечатление.
  • Заморочит людям голову- - сбить с толку, запутать.
  • Обдерет как липку – обобрать дочиста.
  • Филькины грамоты – не имеющая значения бумага, не обладающий ценностью документ.
  • Канет в лету – бесследно и навсегда исчезнуть
  • Поставить во главу угла – признать самым существенным
  • Дамоклов меч – постоянно грозящая опасность
  • Дело табак – безнадежно
  • Работать засучив рукава – усердно работать
  • Заткнув за пояс – превзойти кого-либо

Пожинать лавры – пользоваться плодами достигнутой славы.

1) Закрепление норм употребления предлога благодаря и омонимичного деепричастия.

2) Закрепление норм и правил орфоэпии.

3) Закрепление норм грамотной речи и пунктуации.

4) Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

5) Развитие навыков связной речи и пополнение словарного запаса.

6)Развитие навыков орфографии и грамотного письма.

7)Развитие навыков терпимости в диалоге и тактичного общения с собеседником.

8)Развитие речи, пополнение словарного запаса, закрепление материала по теме «Фразеология».

Подготовка к выполнению домашнего задания.

Рефлексия.

Мы подошли с вами к концу урока. Как вы считаете, достигли мы целей, которые ставили? Полезен ли был урок? Узнали ли что-то новое для себя? Сегодня каждый из вас получит оценку за словарный диктант, а за работу на уроке я ставлю…

(Слайд 17)

Задает вопросы, ставит оценки, хвалит за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу за урок.

Восприятие оценки учителя.

Оценка работы на уроке, анализ ЗУН учащихся. Анализ достижения цели урока.

Домашнее задание. 

Найти в тексте статьи оставшиеся фразеологизмы и объяснить их значение.

(Слайд 18)

Комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание, проставляют оценки в дневники.

Домашнее задание записано в дневник

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Тема: Деловые бумаги.

Цель урока: систематизировать  знания об официально-деловом стиле речи.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

  • закрепить навыки: орфографические, пунктуационные, орфоэпические, знания из раздела «Лексика»;
  • обеспечить в ходе урока обобщение и закрепление знаний об официально-деловом стиле речи;
  • повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике, грамматике, орфографии и орфоэпии;
  • продолжить формирование умения работать со специальными жанрами официально-делового стиля речи.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать   поисковую и творческую деятельность учащихся, письменную и устную  речь;
  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
    интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений
    в окружающей жизни;
  • развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая
    на уроках эмоциональные ситуации занимательности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила;
  • воспитание ответственности, умения   работать  в коллективе,  самостоятельности;
  • помочь учащимся осознать ценность умений составления официально-деловых документов.

Методы: практический метод, беседа, упражнения.

Оборудование: компьютер, проектор и экран, материал презентации урока (Приложение №4), раздаточный материал для работы в группах.

Этапы урока

Ход урока

Действие учителя

Действие ученика

Результат совместной деятельности

Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, проверка готовности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Готовность к совместной работе.

Постановка темы урока, целей и задач.

Актуализация знаний.

Тема урока: « Деловые бумаги». (СЛАЙД 1)

 - Прочитайте тему урока и попробуйте объяснить, какие задачи мы сегодня перед собой поставим, чем будем заниматься?  Мы с вами уже не раз встречались на уроках с жанрами официально-делового стиля и сегодня продолжим знакомство с ними. Во многих странах вопрос оценки персонала и продвижения чиновника по служебной лестнице уже давно поставлен в зависимость от его умения готовить разного рода документы и материалы. В этих странах госслужащим периодически предлагают выполнять языковые тесты, писать диктанты или сочинения с целью проверки их знаний в области родного языка и умений грамотно излагать свои мысли на бумаге.

  -  Вспомните требования, которые предъявляются к деловой переписке.

(СЛАЙД 2)

Контролирует ответы учащихся и помогает им при необходимости в формулировке задач и мотивации.

Представляет особенности организации занятия.

Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока и формулируют цели урока.

Присвоение цели и образовательных задач урока.

Наглядное представление плана урока.

Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

Практическая работа.

  1. Учащимся предлагается  указать необходимый падеж, который употребляется при следующих глаголах (самостоятельно с последующей взаимопроверкой):

отчитаться, сделать отчет, различать, отличать, препятствовать, тормозить, оплатить;

заслужить, заслуживать, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, заплатить.

(СЛАЙД 3)

2) Учащимся предлагается вставить пропущенные окончания:

По прибыти_ на совещание, по предъявлени_ документа, по истечени_ срока, по приезд_ в город.

(СЛАЙД 5)

3) Учащимся предлагается вспомнить, что такое паронимы и  составить словосочетания с ними (работа в парах):

гарантийный – гарантированный, исполнительный – исполнительская, выборный – выборочный, методический – методичный, жилой – жилищный, типичный – типовой, демократический – демократичный, командированный – командировочное.

(СЛАЙД 7)

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

Правильный вариант

СЛАЙД 4.

Правильный вариант

СЛАЙД 6.

3) В парах выполняют задание по составлению словосочетаний.

1) Закрепление норм употребления необходимых падежей при глаголах.

2) Закрепление норм и правил орфоэпии.

3) Закрепление норм грамотной речи.

Изучение нового материала.

Чтение и анализ теоретического материала на стр.92 (до раздела “заявление”)

(Учебник “Русский язык” для 9 класса общеобразовательных учреждений.Авторы:С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко)

-Назовите лексические, грамматические, синтаксические и речевые особенности официально-делового стиля.

Чтение раздела “Заявление”, анализ образца.

-Что представляет собой заявление?

-Какие требования предъявляются к оформлению заявления?

-Почему слово заявление пишется с маленькой буквы?

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

- Признаки официально-делового стиля:

лексические (термины, стандартные обороты речи, штампы)

грамматические (отглагольные существительные:нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.); краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.;отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)

синтаксические (много обособленных оборотов, однородных членов предложения)

речевые (отсутствие эмоциональности, экспрессии, изобразительно-выразительных средств)

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

Лексико-орфографическая работа.

Клише - стандартные обороты речи

Экспрессивный - выразительный, содержащий экспрессию-выражение чувств, переживаний

Автобиография - описание своей жизни

- Почему выражение написал свою автобиографию недопустимо?

Апелляция – обращение в высшую судебную инстанцию с жалобой на решение или приговор, постановленные судом нижней ступени, и с просьбою о новом рассмотрении дела по существу и о постановлении нового решения или приговора.

(СЛАЙД 8)

Апелляции рассматриваются специальными комиссиями (так называемыми апелляционными комиссиями). Необходимым условием успешности апелляции является грамотно составленное заявление. Дело в том, что апелляционная комиссия руководствуется в своих действиях инструкцией, которая регулирует порядок подачи и рассмотрения апелляционных заявлений. Эта инструкция содержит полный перечень причин, по которым жалоба может быть признана обоснованной.

(СЛАЙДЫ 9,10)

                         

Сообщает сведения:

Употребление ненужных, уточняющих слов называется плеоназмом (от греческого плеоназмос - излишество, например: ценные сокровища, вернуться обратно, упасть вниз, памятный сувенир)

- Потому что значение слова автобиография уже содержит местоимение своя)

Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

Практическая работа.

Учащимся предлагается исправить ошибки, связанные с неточным пониманием значения слов.

(СЛАЙД 11)

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

Закрепление норм грамотной речи.

Рефлексия.

Мы подошли с вами к концу урока. Как вы считаете, достигли мы целей, которые ставили? Полезен ли был урок? Узнали ли что-то новое для себя? Сегодня за работу на уроке я ставлю…

Задает вопросы, ставит оценки, хвалит за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу за урок.

Восприятие оценки учителя.

Оценка работы на уроке, анализ ЗУН учащихся. Анализ достижения цели урока.

Домашнее задание. 

1. Найдите в литературе официальные автобиографии, изучите их, выделяя указанные части.

2. Напишите апелляцию в экзаменационную комиссию.

(СЛАЙД 12)

Комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание, проставляют оценки в дневники.

Домашнее задание записано в дневник

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Тема:  Официально-деловое письмо  (по письму А.С.Пушкина).

Цель урока: систематизировать  и  углубить знания учащихся об  официально-деловом   стиле

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

  • закрепить навыки: орфографические, пунктуационные, орфоэпические, знания из разделов «Лексика» и «Фразеология»;
  • обеспечить в ходе урока обобщение и закрепление знаний об официально-деловом стиле речи;
  • повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии;
  • продолжить формирование умения работать со специальными жанрами официально-делового стиля речи.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать   поисковую и творческую деятельность учащихся, письменную и устную  речь;
  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
    интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений
    в окружающей жизни;
  • развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая
    на уроках эмоциональные ситуации занимательности
  • содействовать развитию у детей наблюдательности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила;
  • воспитание ответственности, умения   работать  в коллективе,  самостоятельности;
  • помочь учащимся осознать ценность умений составления официально-деловых документов.

Методы: практический метод, беседа, упражнения.

Оборудование: тестовые задания, раздаточный материал, таблица.

Эпиграф: Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!  ( Н.В. Гоголь).

Этапы урока

Ход урока

Действие учителя

Действие ученика

Результат совместной деятельности

Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, проверка готовности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Готовность к совместной работе.

Предупредительный диктант

Предупредительный диктант. Объяснить контрольные орфограммы.

Ра..матривать, ра..елять, пре..верие, под..тожить, сверх..интересный, с..сдобный, с..узить, от..екать, бе..аветный, ра..адорить, трёх..этажный, ро..казни, раз..екать, без..сходный, ра..читывать, бе..мыслица, ра..просить, пред..явить.

Контролирует ответы учащихся.

Учащиеся записывают в тетради дату.

1 человек работает у доски, объясняет и выделяет орфограммы, остальные в тетрадях, затем – взаимопроверка.

Повторение и закрепление орфографических навыков.

Постановка темы урока, целей и задач.

Актуализация знаний.

Учащимся предлагается познакомиться с текстом Н.Галь (Приложение №5):

Предлагаются вопросы:

- К какому стилю мы отнесем этот текст?

- В чем автор видит опасность канцелярита? Согласны ли вы с ней?

- Канцеляризмы, лаконизм и точность – это признак какого из стилей русского языка?

- Приходилось ли вам самим встречаться с официально-деловым стилем в жизни?

Контролирует ответы учащихся и помогает им при необходимости в формулировке задач и мотивации.

Представляет особенности организации занятия.

- Это публицистический стиль. Автор поднимает актуальную для современного общества проблему, пытается убедить читателей задуматься над ней.

- Опасность канцелярита в том, что он засоряет литературный  языка,  распространяет  словесные штампы – слова и выражения, лишенные образности, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, обедняющие речь, заполняя ее шаблонными оборотами, убивающие живое изложение.

- Уместнее всего использование канцеляризмов выглядит в официально-деловом стиле - языке  документов и деловых бумаг. Он используется обычно в официальных учреждениях, в конторах для общения между сотрудниками, для деловой переписки.

Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока и формулируют цели урока.

-Примерные ответы учащихся: приходилось писать заявления, объяснительные, доверенность, расписку.

Присвоение цели и образовательных задач урока.

Наглядное представление плана урока.

Закрепление знаний о стилевых особенностях русского языка.

Практическая работа.

- К работе с текстом Н.Галь мы вернемся на уроке развития речи, когда будем учиться писать сочинение-рассуждение.

Сегодняшний  урок     посвящен нашему «знакомому незнакомцу»,  официально-деловому   стилю.  Мы вспомним о  его   особенностях   и  увидим на примере писем А.С. Пушкина, каким может быть текст  делового   стиля.

Беседа.

-Какова сфера применения  официально-делового   стиля ?

Из истории возникновения. (Сообщение учащегося).

Зарождение  официально-делового   стиля  связано с оформлением договоров между Киевской Русью  и  Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в  официально-деловом   стиле , является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».

«Канцелярский язык – это первая попытка человека овладеть языковой стихией» (Винокур).

В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский  и   деловой  язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.

К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из  него   и  сформировался современный русский язык.

- Какова цель  официально-делового   стиля ?

 - В какой речи чаще всего используется (устной или письменной)?

 - Каковы  особенности   официально-делового   стиля  речи?

Беседа о том, кому из учащихся приходилось уже писать  деловые  бумаги.

Писал деловые письма  и  А.С. Пушкин. Перед вами  его  письмо (Приложение №6). Оно адресовано графу А.Х. Беккендорфу, русскому государственному и военному деятелю.

Чтение письма подготовленным учеником.

- Не правда ли, очень интересное письмо ? О  нем  можно сказать словами Гоголя, которые  и  будут эпиграфом к нашему  уроку : Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!

- Чужие письма читать неприлично. Письма же Пушкина опубликованы,  и  они для нас - прежде всего произведение искусства, образец для подражания.  И  в  деловых  письмах отчетливо видны черты  официально-делового   стиля .

- Учащимся предлагается работа над  особенностями   официально-делового   стиля  речи.

Вопросы  и  задания

- Выпишите из письма личные и притяжательные местоимения. Как объяснить низкую частотность личных местоимений?

-Определите виды предложений по структуре. Куда вы запишете эту информацию?

- Выпишите стилистически окрашенную лексику.

- Выпишите архаизмы.

- Выпишите глаголы в форме инфинитива. Чем вы можете объяснить их употребление?

- Как характеризует обращение характер отношений автора письма и адресата?

- Какую роль играют прилагательные в тексте? Выпишите из письма прилагательные в превосходной степени, Какой смысл привносят суффиксы в эти слова?

- Можно ли говорить о четкой логической последовательности частей текста?

- По каким признакам можно определить, что это деловое письмо?

- Как можно объяснить отсутствие экспрессивного синтаксиса?

- Определите вид делового письма.

-  Объясните лексическое значение слова «милостивый». При необходимости

можно обратиться к словарю. Подберите к этому слову современные

синонимы.

Контролирует ответы учащихся и помогает им при необходимости в формулировке задач и мотивации.

Сообщает о личности Беккендорфа:

Император Николай I, весьма расположенный к Бенкендорфу после его активного участия в следствии по делу декабристов, назначил его 25 июня 1826 года шефом жандармов, а 3 июля 1826 года — главным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и командующим Главной Его Императорского Величества квартирой.

Царь поручил Бенкендорфу надзор за А. С. Пушкиным. По словам Н. Я. Эйдельмана, «Бенкендорф искренне не понимал, что нужно этому Пушкину, но четко и ясно понимал, что нужно ему, генералу, и высшей власти. Поэтому, когда Пушкин отклонялся от правильного пути к добру, генерал писал ему вежливые письма, после которых не хотелось жить и дышать».

Осуществляет контроль выполнения заданий, при необходимости помогает в поиске верного ответа и направляет в работе.

- Сфера применения: обслуживает  официальную  сферу отношений (между государством  и  населением, между странами, между предприятиями  и  т.д.) Используется в различных документах (справках, расписках, указах, приказах, объявлениях). Содержание  делового  письма часто повторяется из-за повторяемости производственных ситуаций. Это очень точный  и  лаконичный  стиль  речи.

Конспектируют в тетради основные положения сообщения.

-Цель текста  официально-делового   стиля  – сообщение  деловой  информации, регулирование отношений между гражданином  и  государством

( при составлении  деловых  бумаг).

- В письменной речи

- Работа с учебником. стр. 285-286. Средства языка, характерные

для  официально-делового   стиля:

словообразовательные;

лексические;

морфологические;

синтаксические.

 Особенности : полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин, размеров; употребление слов только в прямом их значении. Широко используются имена существительные, образованные от глаголов (спасение – спасать, выезд – выезжать) Характерно использование канцеляризмов – слов или выражений  официально-деловой  речи (ввиду сложившихся обстоятельств, прошу считать). Возвратные конструкции (прием производится).

-Примерные ответы учащихся: приходилось писать заявления, объяснительные, доверенность, расписку.

Записывают эпиграф

Примерные ответы:

-В деловом письме, содержащем просьбу, неуместно употребление большого количества личных местоимений.

- В деловой письменной речи доминируют простые предложения. Особенностью их функционирования в языке деловых бумаг является то, что они в документах часто передают информацию, которая по объему равна информации, передаваемой с помощью сложного предложения. Порядок слов в предложении в официально-деловом стиле отличается своей строгостью и консерватизмом. Отсутствие личных местоимений восполняется определенно-личными предложениями.

- Автор и адресат письма находятся не в личных, а в официально-деловых отношениях.

- Высочайшее, глубочайшим

-Каждая часть письма четко продумана, лаконична, содержит точную информацию.

- Во-первых, задачей автора письма, во-вторых деловыми отношениями с адресатом.

- Письмо-просьба.

- Милостивый - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним.

2. Проявляющий милость, склонный к милости.

Современный синоним – уважаемый.

1) Закрепление особенностей жанров официально-делового стиля.

2) Развитие навыков связной речи и пополнение словарного запаса.

Рефлексия.

Мы подошли с вами к концу урока. Согласитесь ли вы, что  и  текст  официально-делового   стиля , имеющий свои  особенности , может быть создан так, что о  нем  можно сказать: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!»

Полезен ли был урок? Узнали ли что-то новое для себя? Сегодня каждый из вас получит оценку за словарный диктант, а за работу на уроке я ставлю…

Задает вопросы, ставит оценки, хвалит за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу за урок.

Восприятие оценки учителя.

Оценка работы на уроке, анализ ЗУН учащихся. Анализ достижения цели урока.

Домашнее задание. 

Составить письмо-просьбу на освобождение от занятий.

Комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание, проставляют оценки в дневники.

Домашнее задание записано в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я – деловой человек (использование официально-делового стиля в жизни)

Слайд 2

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ Какую гласную вы напишете в окончании существительного? Могут ли быть различные варианты? Почему? Составьте с обоими вариантами предложения. Благодаря фирм…

Слайд 3

а) благодаря фирмЕ : Мы смогли получить кредит благодаря фирме. б) благодаря фирмУ : Мы прощаемся, благодаря фирму за получение кредита.

Слайд 4

Вы попросили своего заместителя пригласить на совещание бухгалтершу и инженершу по технике безопасности. О чем задумался ваш заместитель?

Слайд 5

Можно ли на деловую встречу одеть смокинг ? А одержать поражение в споре можно?

Слайд 6

Поставьте ударение в словах: Шофер, документы, премировать, ссуда взята, товары проданы, узнайте цену изделия, вы правы.

Слайд 7

Осторожно! Штампы! Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.

Слайд 8

Осторожно! Штампы! Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации, не забывая о пунктуации: В поезде молодая женщина расхваливает свой дом Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив. Молодой человек увидел плачущую девочку. Он наклонился к ней и спросил Ты по какому вопросу плачешь?

Слайд 9

РЕФЕРЕНТЫ Какие основные жанры официально-делового стиля вам известны? Вспомните структуру доверенности, расписки, делового письма. Внимательно изучите образцы. Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки.

Слайд 10

Д о в е р е н н о с т ь Дорогой почтальон Печкин! Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живет на гуталинном заводе. У него гуталина завались! Не знает, куда его девать! Вот и шлет нам. Я должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою. Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посылку Шарику. Очень Вас прошу. Матроскин . Кот.

Слайд 11

Р а с п и с к а Спасибо вам, дорогие ученые! Ура! Наконец-то мы получили от вас солнце домашнее. А то дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает, что замерзнем мы все, если печь дровами не топить. А зима пройдет, и солнце ваше мы вернем тут же. Тогда уж настоящее греть будет. Кот Матроскин .

Слайд 12

Д е л о в о е п и с ь м о Уважаемый Иван Петрович! Поскольку Ваш сын опять схватил «пару», а в дневнике у него уже много «пар», то он, несомненно, «срежется» на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы.

Слайд 13

КОНСУЛЬТАНТЫ О б ъ я с н и т е л е к с и ч е с к о е з н а ч е н и е с л о в: АВТОРИТЕТ ЭТАЛОН РЕЗОЛЮЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИЯ ДОЛЖНОСТЬ

Слайд 14

АВТОРИТЕТ (общепризнанное значение, влияние) ЭТАЛОН (1. Точный образец установленной единицы измерения. 2. Мерило, образец). РЕЗОЛЮЦИЯ (1. Постановление, принятое в результате обсуждения вопроса. 2. Решение, распоряжение начальника в форме надписи на документе). КОМПЕТЕНТНОСТЬ (знания, осведомление в какой-либо области) ПРОФЕССИЯ (основной род занятий, трудовой деятельности) ДОЛЖНОСТЬ (служебная обязанность, служебное место)

Слайд 15

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА НЕЛЬЗЯ! НУЖНО 1. Вы не правы! 2. Это абсолютно неверно. 3. Ну и глупости Вы говорите. 4. Я вам докажу, что это не так. 5. Послушайте лучше, что я скажу! 1. Возможно, со временем Вы измените свое мнение.

Слайд 16

РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО Несколько оставшихся без работы инженеров решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Левша», намекая на то, что им по силам и блоху подковать. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям головы, обдерет как липку, оставит после себя филькины грамоты и канет в лету. Нет. Наши знакомые во главу угла поставили профессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч, и казалось, что дело табак, работали ребята засучив рукава. Сейчас «Левша» в зените славы, заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь первой величиной в отечественном приборостроении.

Слайд 17

Итог урока Выполнили ли мы поставленные задачи? Узнали что-то полезное для себя? Комфортно вы себя чувствовали на уроке? За что можно себя похвалить?

Слайд 18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Продолжить работу со статьей, найти в ней все фразеологизмы и объяснить их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Методическая разработка урока развития речи в 7 классе

Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...