Методическая разработка урока развития речи в 7 классе
презентация к уроку (7 класс) по теме

Ладошина Ирина Борисовна

Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 7 классе

Учитель: Ладошина Ирина Борисовна

Тема урока: 

Изложение с элементами сочинения по содержанию рассказа Г.Устровой «Зависть» с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Работа над умением составлять план,
  • Развитие памяти, речи учащихся
  • Обогащение лексикона учащихся
  • Развитие логического мышления
  • Воспитание любви к чтению и прошлому нашей Родины
  • Умение пользоваться материалами прессы
  • Выполнение заповедей человечности , вытекающих из Библии

Оборудование к уроку:

-материалы газеты «Ленинские искры»10.10.1953г(Пять углов) текст рассказа «Зависть»

 -Д.С.Лихачев,Раздумья/Сост. И общ. редакция Г.А.Дубровской.- М.:Дет.лит..1991 - 318с, Десять заповедей человечности;

-О зависти, Псково-Печерский листок № 930, 2010г, Псковско-Печорский монастырь.

-В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 1.

- Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Гос ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935.

Т. 1. А—Кюрины. — Стб. 902. ;

-сайт Фундаментальной электронной библиотеки www.feb-web.ru

-компьютерная презентация «Всадник , скачущий впереди» А.П. Гайдар

Ход урока

  1. Чтение текста «Зависть»
  2. Освоение содержание. Беседа по вопросам:

-К какому стилю относится текст?(художественный)

-Тип речи?(повествование с элементами описания)

-Основная мысль?(см. название рассказа «Зависть»)

-Что такое зависть? Ученики находят определения в толковом словаре В.И. Даля.

Зависть-«досада» по поводу чужого добра, нежелания добра другому, одному лишь себе. Завистью продиктованы самые мерзкие, подлые поступки на земле.

Ученики знакомятся с кратким содержанием брошюры «О зависти» Псково-Печерского монастыря.

 «Ничто нас не разделяет и не расторгает как зависть, эта тяжкая болезнь, недостойная прощения и в некотором отношении худшая самого корня зол…..»

-Вспомните пословицы о зависти? ( см. словарь В.И. Даля) «Где счастье - там и зависть!», «Злой плачет от зависти - добрый от радости»

-Какие заповеди человечности нарушила Клава Завьялова, присвоив идею и скопировав шарф? Ученики находят и вспоминают:

-Не укради и не присваивай труда брата своего.

-Уважай мысли и чувства братьев своих.

-Пусть труд и  мысли твои будут трудом свободного творца,  а не раба.

-Почему Клава Завьялова так хотела получить двухтомник любимого писателя?

(показ выборочных слайдов из презентации «Всадник, скачущий впереди»)

-Каких же людей ненавидел Гайдар?(ответ: холодных, бездушных, равнодушных, черствых, бесчестных). Подберите антонимы(теплых, душевных, отзывчивых, добрых, солнечных, сердечных).

Как вы думаете любимые герои Гайдара помогли Клаве Завьяловой в пробуждении совести?(Да, конечно.)

А какие вы произведения А.П.Гайдара знаете и сейчас узнали ,просмотрев презентацию? Советую прочитать его повесть «Судьба барабанщика» и др. книги.

Простит ли Вера Клаву?

-Какой достойный выход из этой ситуации  можно было предложить Клаве Завьяловой ? Ученик предлагает- довязать комплект (шапочку и шарфик с похожим рисунком) и получить приз на двоих.

  1.  Составление плана текста.
  1. Сообщение о предстоящем конкурсе.
  2. Первые поделки
  3. Уникальный шарф, связанный Верой для конкурса
  4. Странная просьба подруги
  5. Шарф –двойник
  6. Достойное поведение Веры Ивановой
  7. Заслуженная награда
  8. Пробуждение совести
  9. Мое отношение к проблеме, поднятой в рассказе Г. Устровой «Зависть»

  1. Словарная работа: мулинэ, пионервожатая, на поле, усыпанном выпуклыми горошинами, полное собрание сочинений А.П. Гайдара, говорящие фамилии: Клава Завьялова и Вера Иванова.(Фамилия Завьялова указывает на нечестность девочки, а Вера имя, указывающее на веру в доброту и порядочность людей).
  2. Работа над пункцуацией. Вспомнить, какие знаки препинания ставятся при прямой речи и диалогах.
  3.  Повторное чтение
  4. Краткий пересказ по частям по плану(с пояснениями учителя)
  5. Написание изложение с выводами.

Рассказ, написанный более пятидесяти лет назад, очень актуален для нас школьников, живущих в 21 веке, потому что если бы не будем выполнять заповеди человечности, то наша жизнь будет тусклой, мерзкой.

А.П.Гайдар и главная героиня- Вера Иванова заставили по-другому относиться к жизни, дружбе, товарищам Клаву Завьялову. Чем больше мы будем совершать добрых дел, тем наша жизнь будет светлее  и радостнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе "Одна из достопримечательностей нашего города"

Данная методическая разработка урока предназначена для подготовки к написанию сочинения в 8 классе о достопримечательности родного города. Урок составлен в соответствии с ФГОС, имеет технологическую к...

методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)

Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....