Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Волкова Алла Петровна

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взят текст о чести человека и смысле жизни - он не может не заинтересовать подростков. В конце урока ими осваиваются элементы рецензирования текста, что поможет осознанному отношению к написанию собственного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2073"

http://sch2073.mskobr.ru

Урок развития речи в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Волкова А.П.

Тема урока:  

Сочинение-рассуждение  с последующей оценкой

Цели: развивать умения работать с текстом, совершенствовать навыки создания собственного текста в заданном стиле, давать критическую оценку собственному и чужому рассуждению.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы: исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Для того чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать.

Рене Декарт

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Для чего людям нужна речь?
  • Какие формы речи вы знаете?
  • Какие типы речи нам известны?
  • Что такое рассуждение?

На сегодняшнем уроке мы узнаем, в чём состоит особенность рассуждений проблемного характера.

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Вдумаемся в название: рассуждение проблемного характера… Греческое слово проблема в переводе на русский язык означает: «сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий разрешения». Отсюда следует, что в рассуждении проблемного характера ставится какой-то сложный и важный вопрос, что цель автора такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения.

IV. Работа над темой урока

  1. Чтение текста учителем (с показом иллюстраций в виде презентации).

Приложение 1. Презентация.

  1. Обсуждение текста.
  • Ваше первое впечатление от рассказа Захара Гельмана.
  • Какова, по-вашему, тема рассказа?
  • О чём бы вы хотели поговорить или поспорить?
  • На какую тему можно было бы написать сочинение-рассуждение?

Выделяем две темы:

  • Память (О ком хранят память люди и почему)
  • Поступок (Какой поступок вызывает уважение и почему)

Как мы видим, тему можно назвать словом (словосочетанием) или вопросом. Вопрос помогает построить рассуждение. Сейчас мы посмотрим, каким образом. Для этого давайте вспомним, как строится классическое рассуждение.

Приложение 2. Схема рассуждения

1). Тезис. Докажем это.

Это можно доказать так. Почему? –  И вот почему…

2).  Доказательства. Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Например,… Допустим, что…

3).  Вывод. Обобщим всё сказанное. Таким образом,… Следовательно,… 

Вернёмся к нашим темам:

  • Память (О ком хранят память люди и почему)
  • Поступок (Какой поступок вызывает уважение и почему)

Ответим на первую часть вопроса темы – это будет тезис. Ответ на вторую часть (почему?) станет аргументом. А в сочинении проблемного характера к этому аргументу нужно прибавить ещё и примеры, взятые из текста. Поможет вам в этом памятка «Справочные материалы по рассказу Захара Гельмана «Две истории».

Приложение 3. Справочные материалы по рассказу Захара Гельмана «Две истории».

  • Аль Капоне – чикагский гангстер, Человек со Шрамом
  • Адвокат Аль Капоне – Славный Эдди
  • Капитан-лейтенант Бутч О’Хара
  • Авианосец «Лексингтон»
  • Воздушный бой состоялся 20 февраля 1942 года
  • Летчик Бутч и адвокат Славный Эдди носили одно и то же имя –Эдвард О’Хара. Это были отец и сын.

  1. Написание черновиков сочинений

V. Рецензирование работ

  1. Определение понятия «рецензия» (по «Толковому словарю»).

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)

  1. Обсуждение этических правил рецензента:
  1. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
  2. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
  3. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.

  1. Словарная работа (материал на слайде).

Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:

Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать…

Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться.

Интересный – увлекательный, занимательный, замечательный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, незаурядный.

Выделить – особо отметить, подчеркнуть.

  1. Работа в группах. Составление рецензии на сочинение (взаимооценка).

План выборочной рецензии (на слайде).

1. Была ли удачной вступительная фраза?

2. Доказательны ли аргументы?

3. Имеются ли примеры?

4. Есть ли в работе вывод?

5. Ваши рекомендации по доработке сочинения.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

Задание: разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все особенности устной речи отвечающего.

  1. Этап закрепления и применения изученного.

Оценка учащимися ответов рецензентов.

VI. Итог урока

  1. Слово учителя.
  • Какой же вывод мы с вами сделаем по нашему сегодняшнему уроку?
  • Что понравилось на уроке?
  • Чему вы научились?
  • В заключение послушайте стихотворение поэта Леонида Мартынова.

А ты, входя в дома любые -
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И косо посмотрели вслед?
Или незримый долгий след
В чужой душе на много лет...

  • О чём заставляет задуматься стихотворение?
  • Можно ли его использовать в сочинении-рассуждении на выбранную вами тему?
  1. Домашнее задание: написать сочинение по выбранной теме, используя раздаточный материал и свой черновик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи в 7 классе

Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе "Одна из достопримечательностей нашего города"

Данная методическая разработка урока предназначена для подготовки к написанию сочинения в 8 классе о достопримечательности родного города. Урок составлен в соответствии с ФГОС, имеет технологическую к...

методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)

Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....