Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"
методическая разработка на тему

Аверкина Наталия Михайловна

Данный урок для обучающихся средних классов на  кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu_cvetovedenie.docx123.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения

Аверкина Наталия Михайловна, педагог дополнительного образования

Цели и задачи занятия:

  1. расширение кругозора учащихся, создание условий для развития творческих способностей детей;
  2. привитие вкуса и чувства прекрасного;
  3. закрепить представление о цветоведении;
  4. овладение умением правильно подбирать цвет в изделии.

Оборудование:

  1. краски,
  2. кисти,
  3. альбомы,
  4. карандаши,
  5. ластики,
  6. бисер,
  7. проволока,
  8. плакаты,
  9. тестовые карты,
  10. схемы,
  11. наглядные пособия,
  12. книги.

Ход занятия

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Цели /сообщение мотивации/.
  4. Объяснение.
  5. Закрепление знаний.
  6. Подведение итогов.

1. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята. Занятие у нас сегодня необычное. Мы будем не только плести из бисера, но и рисовать. Поэтому приготовьте все инструменты и приспособления на рабочем месте.

2. Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока “Основы цветоведения”. Цветоведение, как вы понимаете это слово  (яркие цвета, грамотно подобранные цвета)/ответы учащихся/. Это наука о цветах и об их гармоничном сочетании.

3. Цели /сообщение мотивации/.

Наверное, многие из вас подумают: “Мы же не художники. Зачем нам цветоведение?”. А действительно, зачем? Посмотрите на эти две работы /демонстрируются образцы – один с правильным цветосочетанием, другой с неправильным/. Какая работа вам больше нравится и почему? /Дети отвечают/. Правильно, при создании изделий из бисера очень важно правильно подобрать материал не только по качеству, форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80%успеха изделия. Именно поэтому тема“Цветоведение” и включена в наш курс.

4. Объяснение.

Ребята столько всего цветов, как выдумаете? (ответы детей)

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов. Их несколько.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хрома, хроматос – в переводе с греческого“цвет”, “а” – отрицание, значит ахроматические цвета – нецветные, бесцветные, ещё их называют нейтральные. Я расскажу вам небольшую сказку.Жили-были Кот и Кошка. Кот был чёрный-чёрный < Рисунок1>, а кошка, наоборот, белая-белая <Рисунок 2>.Но, не смотря на это, они были неразлучны и всюду ходили вместе. Однажды у них родились котята –все серые <Рисунок 3>. Вот такая у них была семья. Кот – чёрный, кошка – белая, котята –серые. А все вместе они были ахроматические, то есть нецветные. Итак, первая группа цветов –ахроматическая.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Вторая группа цветов – хроматические, цветные.Это все остальные цвета какие мы знаем и не знаем.К основным хроматическим относятся все цвета солнечного спектра. Что такое спектр? Это радуга.<Рисунок 4> Семь цветов радуги – спектр.Явление спектра открыл Исаак Ньютон. Давайте назовём цвета спектра или радуги, их семь:красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,синий, фиолетовый. Цвета эти легко запомнить по считалочке /“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”/. Первые буквы – цвет спектра.

Рис. 4

Основные цвета.

А теперь ребята мы поговорим об основных цветах. Их три: жёлтый, красный и синий. Это основные цвета, потому что они без примесей и не содержат в себе других цветов. Все остальные цвета получаются путем их смешивания. Чтобы лучше это понять, выполним такое упражнение. Смешаем на листе бумаги краски, синюю с красной, жёлтую с синей, красную с жёлтой. /Дети смешивают краски на альбомных листах/.

 Ребята какие цвета получились?

Правильно, получились оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета – это составные или дополнительные цвета, вместе с основными они образуют цветовой круг. <Рисунок 5>

Рис. 5

Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, цвет является насыщенным, если его нельзя усилить.

Цветовой тон – общая характеристика собственного цвета, являющаяся его главным признаком.

Светлота /яркость цвета/ зависит от большей или меньшей близости цвета к белому. Самый светлый –жёлтый, самый тёмный – фиолетовый.

Тёплые и холодные цвета.

Посмотрите на цветовой круг и ответьте, какие цвета тёплые и какие холодные и почему? /Дети отвечают/.

  1. Тёплые – красный, жёлтый, оранжевый. Цвет солнца, огня, раскалённых углей.
  2. Холодные – синий, фиолетовый, зелёный. Цвет неба, льда, воды, травы, ночи.

Ребята  давайте выполним задание. Перед вами на альбомном листе изображены силуэты двух моделей<Рисунок 6>. Раскрасьте, пожалуйста, одну холодными цветами, а другую тёплыми. /Педагог совершает целевой обход и проверяет, правильно ли выполнено задание/.

Рис. 6

Контрастные цвета.

А теперь мы с вами поговорим о контрастных цветах. Противоположные по качеству цвета называют контрастными. На цветовом круге они расположены друг против друга. Давайте посмотрим на цветовой круг. Какие цвета расположены друг против друга. /Дети отвечают/.

  1. Красный – зелёный;
  2. Синий – оранжевый;
  3. Жёлтый – фиолетовый.

Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зелёным кажется ещё краснее, а зелёный, в свою очередь зеленее на фоне красного. Когда мы хотим что-то выделить на общем фоне, то используем контрастные цвета.

А теперь ребята, прежде чем мы с вами выполним задание давайте проведем небольшую физкультминутку.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает


Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два- наклон,
Зашумел листвою клен.
(ноги на ширине плеч, руки за голову; наклоны туловища вправо и лево).(повторим 2 раза)

Задание. Перед вами схема божьей коровки<Рисунок 7>, раскрасьте её, пожалуйста,двумя контрастными цветами. Конечно, таких божьих коровок не существует, но предположим, что они сказочные. /Дети раскрашивают схемы, педагог следит за правильностью выполнения работы/.

Рис. 7

А теперь, по выполненным вами схемам давайте сплетём божьих коровок из бисера. Но прежде, чем выбрать бисер, ответьте мне на вопрос: “При выборе бисера, что мы кроме цвета ещё должны учесть?” Правильно – вид бисера. Ведь бисер бывает разный: матовый, прозрачный, парчовый, бензиновый, блестящий, с жемчужным напылением и др. И это мы должны учитывать при выполнении изделий.

  1. Матовый – тяжёлый бисер, статичный. В цветах он смотрится ненатурально, тяжело, но чтобы изобразить на яйце храм или лик на иконе, мы пользуемся именно этим бисером.
  2. Прозрачный бисер – лёгкий, хорош в цветах, траве, деревьях. Небо на картинках из него получается особенно прозрачным.
  3. Парчовый бисер особенно хорош при изготовлении цветов, насекомых, ёлочек и деревьев, пасхальных яиц, одежды на иконе, но его обязательно нужно сочетать с матовым, иначе все цвета сольются в блеске.
  4. Бензиновый и блестящий нужно подбирать осторожно. Бензиновый меняет свой цвет, а блестящий из-за блеска теряет свой цвет.

А что ещё влияет на цвет изделия из бисера? Правильно – цвет нити, лески или проволоки, на которую нанизывается бисер. Слишком светлая нить обесцветит изделие, а тёмная затемнит.

Ну а теперь подберите бисер и проволоку к вашей божьей коровке и выполните своё изделие. Молодцы, все работы выполнены, верно.

Вот мы сегодня и узнали много нового о цвете, и наши знания непременно будем применять на практике. А чтобы вам было проще подобрать бисер в изделиях я предлагаю пользоваться вот такой таблицей сочетаемости цветов и оттенков.<Приложение 1> Кроме того ,в этом альбоме /автор Марджи Даб/ есть специально разработанные цветовые палитры, где указано не только какие цвета гармонируют друг с другом, но и их количественное соотношение /фоновый цвет, цвет рисунка, цвет акцента/. Опираясь на эти пособия, вы сможете создать из бисера много красивых изделий.

5. Закрепление знаний.

А теперь ребята давайте закрепим наши знания. /Педагог раздаёт тестовые карты по теме “Цветоведение” <Приложение 2>. Дети их заполняют. Затем сверяют правильность ответов.

6. Подведение итогов.

Ну вот и подошёл к концу наш урок. Много нового вы сегодня узнали. Выполняли разные задания –сложные и не очень. А теперь подумайте и ответьте, хорошо ли вы работали на уроке и на какую оценку вы себе поставите. /Дети выставляют себе оценки. Совместный анализ проделанной работы/.Все большие молодцы все свободны.

Литература.

  1. Базулина А., Новикова Н. Бисер. – Ярославль: Академия развития. 1999.
  2. Виноградова Е. Большая книга бисера. – М.: “ОЛМА ПРЕСС”, 1999.
  3. Даб М. Руководство мастера бисера по цвету.-М.: Издательский дом “Ниола 21-й век”, 2007.
  4. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Ниола 21-й век”. 2006.
  5. Котова И.Н. Школа современного бисероплетения. – Санкт-Петербург: “МИМ”, 1999.
  6. Куликова Л.Б., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»

Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

«Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств».

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ш...

Открытое интегрированное мероприятие по развитию речи и познавательной деятельности детей подготовительного возраста "Спасём королеву Риторику"

Сценарий данного мероприятия разработан для детей подготовительных групп и является своеобразным праздником Знания для выпускников, а для педагогов и родителей демонстрацией результатов и подведением ...