Урок - практикум в 6 классе:"Комплексный анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Золоева Эля Сергеевна

Тема :Урок - практикум: "Комплексный анализ текста"

 

Цели: Образовательная  1)Продолжить работу по обучению комплексному анализу текста;

2) Совершенствовать  навыки правописания глаголов

 

            Развивательная  1) Совершенствовать навыки составления планов, тезисов по тексту ;

2) развивать творческое мышление;

3) Антивизировать и расширять словарный запас учащихся;

4) Развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

5) Развивать память, внимание

 

            Воспитательная 1) Воспитывать интерес к истории и культуре Осетии;

2) Воспитать любовь к Родине, к Осетии.

 

            Тип урока: Объяснение нового материала.

 

            Методы: Словесный, наглядный, практический;

 

            Приемы урока: 1)Беседа, пересказ, лингвистический эксперимент

2) Работа с текстом

 

             Оборудование: Компьютер, доска, тексты, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_v_6_klasse_kompleksnyy_analiz_teksta.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Комплексный анализ текста

Цели: Образовательная  1)Продолжить работу по обучению комплексному анализу текста;

2) Совершенствовать  навыки правописания глаголов

            Развивательная  1) Совершенствовать навыки составления планов, тезисов по тексту ;

2) развивать творческое мышление;

3) Антивизировать и расширять словарный запас учащихся;

4) Развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

5) Развивать память, внимание

            Воспитательная 1) Воспитывать интерес к истории и культуре Осетии;

2) Воспитать любовь к Родине, к Осетии.

            Тип урока: Объяснение нового материала.

            Методы: Словесный, наглядный, практический;

            Приемы урока: 1)Беседа, пересказ, лингвистический эксперимент

2) Работа с текстом

             Оборудование: Компьютер, доска, тексты, раздаточный материал.

                                                       Ход урока

Вступительное слово (на фоне муз «Ханты Цагъд»)

 Здравствуйте,ребята! Прежде, чем мы начнем свой урок, создадим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу! Посмотрим в окно. Чудесный день! У вас на партах лежат флажки: красного и белого цвета. Покажите, какой из флажков отражает ваше настроение. Хорошее – красный флажок, плохое – белый. Будем делать всё для того, чтобы к концу урока у всех стало хорошее настроение.

 2) Актуализация знаний.

 Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему я взяла к нашему уроку именно этот эпиграф? Правильно, мы ведь с вами потомки славных алан, и мы должны гордиться этим. Перед вами текст из книги Сергея Чеджемова «Из истории родного края» Нам предстоит внимательно его изучить и проанализировать.

     Читается текст. Беседа по содержанию:

- Давайте объясним значение выделенных слов

- А теперь определим тему текста

- А какова основная мысль текста? Прочитайте предложение, которое подтверждает основную мысль.

- Скажите, а почему Аланы так яростно сражались с врагом?

- Найдите предложение с ответом на этот вопрос.

- О каком старинном обычае упоминает автор?

- Как ведёт он себя перед сражением? Почему?

- Почему римлянам не удалось никогда покорить землю наших предков? А кому-нибудь удавалось?

      Развитие творческого мышления

- Давайте озаглавим текст

- Докажите, что это текст

- Какова роль первого предложения?

-Какова роль последнего предложения?

 Итак, это текст, так как его части, абзацы, микротемы связаны одной мыслью. Зачин и концовка – это необходимые элементы текста.

- А к какому типу речи мы отнесём этот текст?

- Найдите абзац с элементом рассуждения. Докажите, что это рассуждение.

  Прочитать 4 ый абзац. Какие средства связи между предложениями этого абзаца?

  Групповые задания

1 ая группа: Выписать выделенные слова, подобрать к ним синонимы из текста.

2 ая группа: Выписать фразеологизмы, составить с ними словосочетания.

3 ая группа: Списать третье предложение 1 го абзаца, расставить знаки препинания, объяснить их.

 Орфографическая работа

1 ая группа: Списать глаголы с не, объяснить их правописание

2 ая группа: Сделать синт. Разбор 2 го предл. 1 го абзаца

3 ая группа: Сделать морфологический разбор глагола склоняли.

На доске: 1) Фонетический разбор слова голов.

2) Разбор словосочетания не склоняли голов.

Развитие речи

1)Пересказать текст

При наличии времени: Списать 3 ий абзац, вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

Итак, юные потомки Аланов, мы прочитали отрывок из книги Сергея Чеджемова, ученого, историка, о героическом характере алан. Ученый с научной точки зрения характеризует этот народ. Многие художники, писатели, поэты также раскрывают эту тему и создают художественный образ  наших предков – гордых Алан.

Вот ещё одно произведение,  написанное осетинским поэтом Таймуразом Ходжеты. Называется «Бой аланского воина с римлянами». Стихотворение полностью  перекликается с главной мыслью Чеджемова.

(чит с мониторного компьютера)

Я желаю вам одного : пусть сильнее начнет биться сердце каждого из вас, проникаясь гордостью за то, что мы с вами принадлежим этому отважному, несгибаемому народу, который больше всего любим свою Родину.

 И последнее: Поднимите свои флажки, которые укажут на то, какое у каждого из вас настроение. Думаю, что все поднимут красные.

На дом: Написать изложение:

1 ая группа- по первому абзацу

2 ая группа- по второму абзацу

3 ая группа – по третьему абзацу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"

Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к.  формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова  о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Комплексный анализ текста.

Система тестовых заданий включает задачи, направленные на подготовку к ГИА по русскому языку по основным темам  данного курса. Работа проводится в условиях школьного урока, все учащиеся выполняют...

План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".

План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром"....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....