Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ковалько Людмила Васильевна

 

Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к.  формирует языковую и коммуникативную компетенции.

Текст М.Алпатова  о картине И.Левитана "Март" имеет большое воспитательное значение.

Комбинированный тип урока позволяет включить различные формы и виды деятельности учащихся и учителя. Проблемные и речевые ситуации активизируют деятельность восьмиклассников.

Языковой анализ текста поможет закрепить полученные знания в 8 классе и повторить пройденное ранее.

Рефлексия в конце урока позволит выявить речеведческие умения учащихся и отношение к тексту и художественному полотну. Элемент интеграции на уроке не оспорим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       План урока русского языка в 8 классе

Ковалько Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 им. Гриши Акулова

г. Донецка Ростовской области

Тема урока:         Комплексный анализ текста 

Тип урока:    комбинированный    

Вид урока:    урок – практикум

Цели  учителя:

1. Обучающие: продолжить моделирование учебного процесса в 8 классе на текстовой основе и подготовку к ГИА; познакомить учащихся с текстом М.Алпатова «Пейзажи И.И.Левитана».

2. Развивающие: развивать у учащихся критическое и образное мышление, речевые умения и навыки, формирующие коммуникативную компетенцию; навыки совместной деятельности в коллективе, в группе.

3. Воспитательные: создать условия для формирования у восьмиклассников познавательного интереса к русскому языку;  воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству художника И.И.Левитана.

Цели  учащихся:

1. Обучающие:

  1. формирование навыков комплексного анализа текста,
  2. закрепление основных  речеведческих  понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи),
  3. формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА в части С,
  4. повторение:

     1. орфограммы: непроизносимые согласные в корне; гласные в безударных личных окончаниях глаголов,

     2. пунктограммы: простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством,  уточняющими членами;  сложное предложение,

     3. связи слов в словосочетании.

2. Развивающие: 

  1. развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков,
  2. развитие эстетического вкуса.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к  русскому слову посредством анализа текста,
  1. воспитывать любовь к родной природе,
  2. формировать интерес к творчеству художника- пейзажиста  И.И.Левитана.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая,  индивидуальная;  устная и письменная.

Виды деятельности учащихся:  аналитическая, творческая, решение речевых и  проблемных ситуаций, наблюдение, решение тестовых заданий, рефлексия.

Формы работы учителя: слово учителя, фронтальный опрос, аналитическая работа, эвристическая беседа,  демонстрация репродукции картины, создание речевой ситуации, консультирование учащихся.

Оборудование:

  1. Репродукция картины И.И.Левитана «Март».
  2. Текст М. Алпатова «Пейзажи И.И.Левитана» (Приложение 2).
  3. Памятка «Комплексный анализ текста» (Приложение 1).
  4. Тестовые задания ГИА. Ответы.  (Приложение 3).
  5. Толковый словарь С.И.Ожегова.

                                                                Ход урока:

I. Организационный этап.

   Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжим повторение изученного материала по русскому языку в 8 классе, а также продолжим подготовку к ГИА. В этом нам поможет комплексный анализ текста. Ключевыми на сегодняшнем уроке будут следующие понятия (записаны  на доске):

  1. комплексный анализ текста
  2. речеведческий анализ
  3. лингвистический анализ
  4. орфограммы, пунктограммы
  5. тестовые задания ГИА.

? Вспомните, в какой последовательности следует проводить комплексный анализ текста?

Расположите этапы анализа по порядку.

1. Осмысление содержания текста.

2. Выразительное чтение.

3. Языковой анализ.

4. Речеведческий анализ.

5. Анализ орфографии и пунктуации.

II. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.

2.1. Фронтальный опрос:

   Ребята, вы знаете, что комплексный анализ текста помогает формировать и развивать языковые и коммуникативные компетенции.

? Вспомните, с чего начинается  комплексный анализ текста? (с заданий, связанных с речевым развитием).

? Посмотрите  Памятку «Комплексный анализ текста» и назовите пункты плана, связанные с речеведческим анализом  (Приложение 1).

? Зачитайте пункты плана, проверяющие грамматические и правописные  умения и навыки.

   Сегодня мы обратимся к тексту М. Алпатова о творчестве художника Левитана.

? Проблемная ситуация: прочитайте название  текста и предскажите тему, содержание текста.

III. Работа с текстом.

3.1. Выразительное чтение текста М. Алпатова «Пейзажи И.И. Левитана» (читает подготовленный ученик).

   (1) Картина Левитана «Март» своими торжествующе – радос(?)ными красками снискала себе широкую извес(?)ность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей Х1Х века. (2) Создавая эту картину  Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. (3) В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег,  воздух еще стын…т от мороза, деревья еще голы,  даже первые весенние гонцы, грачи и скворцы, не заявились в наших краях. (4) Но уже солнышко пригрева…т  снег ослепительно блестит в его лучах  тени наливаются лиловатой синевой. (5) На голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки. (6) В воздухе чу(?)ству…тся приближение теплых дней – все предвеща…т весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. (7) Это состояние ожидания  по-своему выража…т и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнется. (8) На пригреве у крыльца и терпеливо дожида…тся своего хозяина.

   (9) Никогда еще прежде он (Левитан) не находил в природе такой счас(?)ливой завершенности, как около этого деревенского дома у края дороги, на опушке леса.

                                                                                                            М.Алпатов

3.2. Эвристическая беседа.

  1. Ребята, что вы знаете о Левитане – художнике- пейзажисте? Видел ли кто из вас картины этого художника?
  2. Рассмотрите картину  И.И. Левитана «Март». Докажите, что всё здесь предвещает канун весны. Каким настроением проникнуто полотно?
  3. Полотна  каких художников – пейзажистов вы знаете?

3.3. Работа в группах.

Речеведческий анализ (см. вопросы 1- 7 Плана  «Комплексный анализ текста»).

 1 группа - Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста. Объясните смысл названия текста.

 2 группа -  Определите стиль текста. Докажите свою правоту. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса  данного стиля.

 3 группа - Определите тип речи. Докажите свою правоту. Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.

3.4. Выполнение грамматических заданий:

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Укажите количество букв и звуков в словах (по вариантам):

1вариант - (в) краях, 2вариант - его, 3вариант - (на) сучьях.

  1. Сделайте морфемный разбор слов: весенние, заявились, завершенности.
  2. Объясните лексическое значение выделенных слов.
  3. Выпишете 3-4 слова с непроизносимой согласной в корне (1вариант).

      Объясните написание безударных личных окончаний глаголов (2вариант).

      Определите способы связи слов в словосочетаниях:  эту картину, блестит в лучах,

      уже заметны (3вариант).

  1. Во 2 и 4 предложениях объясните постановку знаков препинания и нарисуйте схемы предложений.
  2. В 3, 9 предложениях укажите уточняющие члены предложения.
  3. Найдите в тексте  эпитеты (1вариант), метафоры (2вариант), олицетворение (3вариант). Какую смысловую роль они выполняют в тексте?

IV. Этап закрепления изученного на уроке и ранее пройденного, связанного с темой урока.

4.1. Выполнение тестовых заданий:

1.  Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

   а) Картина Левитана «Март» -  пейзаж.

   б) Рассматривать картину Левитана «Март» -  огромное наслаждение!

   в) На картине Левитана «Март» изображена северная природа.

   г) Заканчивается текст кратким выводом об особенностях кисти Левитана- реалиста.

2. На какой вопрос в тексте нет ответа?

   а) Какими красками картина Левитана «Март» снискала себе широкую известность?

   б) Какой момент природы изображен на картине Левитана «Март»?

   в) Каким настроением проникнуто описание весеннего леса на картине Левитана

      «Март»?

   г) Можно ли сказать, что деревенская лошадка, изображенная на картине Левитана

      «Март» рада приближению весны?

3. В каком предложении заключена главная мысль текста?

   а) Картина Левитана «Март» своими торжествующе - радостными красками снискала

       себе широкую известность.

   б) Никогда еще прежде он (Левитан) не находил в природе такой счастливой

       завершенности, как около этого деревенского дома у края дороги, на опушке леса.

   в) Картина Левитана «Март» может быть названа одним из самых поэтичных русских

       пейзажей Х1Х века.

    г) Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни

       нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны.

4.2. Творческая работа учащихся.

Составьте с опорой на текст и задайте соседу по столу по 2 вопроса на тему «Простое  предложение».

V. Этап подведения итогов и результатов урока.

    Рефлексия учащихся.

   Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам полюбить картины И.И.Левитана, увидеть красоту наступающей весны, а также увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.

? Речевая ситуация: Вы встретились с другом. Что вы расскажете ему о картине Левитана «Март»? Поможет ли вам текст Алпатова?

? Проблемная ситуация: Согласны ли вы с высказыванием: «Картина И.И.Левитана «Март» рассматривается как реально существующий пейзаж, и только в самом конце говорится о необыкновенной живописной завершенности, характерной для отдельных деталей этого полотна»?

? Какой момент урока вам был интересен? Почему?

Выставление и комментарий оценок.

 

 VI.  Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его

     выполнению.

     

    Создайте текст из 10-15 предложений о любой картине-пейзаже русского художника.  

     За образец возьмите  особенности текста М.Алпатова.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. План комплексного анализа текста

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Определите, где нужны логические ударения. Паузы – короткие и более продолжительные.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста.
  4. Объясните смысл названия текста.
  5. Определите стиль текста. Докажите свою правоту.
  6. Определите тип речи. Докажите свою правоту.
  7. Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.
  8. Охарактеризуйте лексические особенности текста.
  9. Охарактеризуйте синтаксические особенности текста.
  10. Проанализируйте орфографию и пункпуацию.
  11. Сделайте указанные разборы.
  12. Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

2. Текст.

   (1) Картина Левитана «Март» своими торжествующе - радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей Х1Х века. (2) Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. (3) В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег,  воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гонцы, грачи и скворцы, не заявились в наших краях. (4) Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой. (5) На голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки. (6) В воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. (7) Это состояние ожидания  по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнется. (8) На пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

   (9) Никогда еще прежде он (Левитан) не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома у края дороги, на опушке леса.

3. Ответы на тестовые задания:  1. г);  2. в); 3. б).

4. Ответ на вопрос «В какой последовательности следует проводить комплексный анализ текста?»

1. Выразительное чтение.

2.Осмысление содержания текста.

3. Речеведческий анализ.

4. Языковой анализ.

5. Анализ орфографии и пунктуации.

 

Литература:

Павлова Т.И. Работа с текстом. Базовый и профильный уровни. Выпуск 1Х.- Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2007.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.- М.: Творческий Центр, 2005.

Пахнова Т.М. В пространстве текста.  – РЯШ. – 2008, № 2

Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.,, Русский язык в школе”, № 5, 1998.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс.- М.: Просвещение, 1992.

Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995.

Подшивалов П.Ф., Стракевич М.М. Сборник текстов для изложений.- М.: Просвещение, 1987

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание).

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.

Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста

В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...

Урок литературы "От анализа текста к сочинению"

Урок позволяет решить задачи:  -- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;-- создавать отдельные композиционные ч...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...